Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Пятница, 19.04.2024, 14:52
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Дошкольное образование – доступность и качество [18]
Воспитательная система в образовательных организациях в соответствии с современными требованиями и в [10]
Мастер-класс – имидж современного педагога [6]
Особенности дистанционного обучения и возможности дистанционных технологий в учебном процессе [14]
Инновационные технологии как фактор повышения качества процесса обучения [31]
Ступени роста молодого педагога [10]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Новому времени – новая школа 2020 » Ступени роста молодого педагога

    Современный урок русского языка. Системно-деятельностный подход в обучении в адаптационный период перехода из начального в среднее звено

    Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность. (Б.Шоу)

    Что такое современный урок?

    Каким он должен быть?

    Понятие «современный урок» неразрывно связано с понятием «современный учитель». А современный учитель- это, прежде всего, профессионал, который не только должен учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Это человек, который стоит между наукой и подрастастающей личностью. Он эрудирован и образован, знает свой предмет: только большой багаж знаний дает право учить других. Он дирижер, от которого зависит, как зазвучит класс – оркестр.

    Нам, современным учителям, сегодня необходимо перестроить свою работу так, чтобы достичь понимания, гармонии между учителем и учеником.

    По- моему мнению, этого можно сделать путём системно-деятельностного подхода к обучению, где ученик является активным субъектом учебного процесса.

    Преимущество данного подхода в том, что он прекрасно сочетается с  современными  образовательными технологиями и методами:

    - с игровой технологией;

    - технологией развития критического мышления;

    - методом проекта;

    - информационно-коммуникативными технологиями;

    - здоровьесберегающими технологиями.

    Хочется отметить, что системно-деятельностный подход предусматривает переход  от объяснительно-иллюстративного метода обучения к частично-поисковому, исследовательскому и проектному методов. Фронтальная работа уступает место поисковой индивидуальной, а также работе в группах и парах. Наиболее оптимальными  становятся такие формы работы, которые опираются на совместную или самостоятельную учебную деятельность, направляемую учителем.

    Таким образом, основная особенность системно- деятельностного подхода заключается в том, что объект обучения превращается в субъект обучения, который способен самостоятельно добывать знания, открывать и переоткрывать закономерности, правила, законы.  Дети находят ответы на вопросы сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Их работа  должна быть осмысленна.  Учащийся являются хозяевами на уроке, а не его слушателями, они управляют уроком, ставят цели, решают задачи.

    Учитель же грамотно направляет эту деятельность и организовывает урок таким образом, чтобы включить всех детей в деятельность.

    Русский язык входит в число наиболее трудных предметов школьного образования. Мотивация обучения русскому языку всегда сталкивалась с рядом проблем, преодолеть которые способна грамотная реализация на уроке системно-деятельностного подхода.

    Возникает вопрос реализации  принципов системно-деятельностного подхода в  адаптационный период  перехода из начального в среднее звено.

    Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных открытий, необходимо организовать поисковую работу, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность – в этом основная функция современного учителя. Одним из основных помощников учителя на уроке является учебник.

    Наш лицей ни один год работает по УМК А.Д.Шмелева. Дидактическая система учебника позволяет мне, учителю, эффективно реализовать в системе обучения принцип системно-деятельностного подхода. В данном учебнике широко представлена работа в виде выполнения проектов.

    Работа над проектом начинается с 5 класса. Авторы учебника определяют деятельность учащихся как предпроектную, так и проектную: это индивидуальная работа над проектом, работа в паре и работа в группе.

    Выполнение одних проектов целесообразно проводить индивидуально, другие проекты требуют работы в парах. Основную часть проектов выполняют ребята в группах.

    Приведу пример из учебника, надпроектом которого мы работали в 5 А классе.

     В конце каждой главы учебника предусмотрены проектные задания. Мы с ребятами обсудилии решили, что будем работать над историческим проектом об экслибрисах (рисованный от руки книжный знак).Во время изучения темы «Употребление прописных и строчных букв» ребятам встретилось незнакомое слово «экслибрис», значение которого у них вызвало интерес. Обучающийся 5 А класса подготовил домашнее индивидуальное проектное задание с выполнением постера. Ребята с удовольствием рассматривали постер, слушали рассказ, подготовленный учеником. Всю работу он сделал сам. Работа выполнена очень грамотно. Продукт проекта предоставлен в презентации.

    Данная форма работы является стартовой к выполнению проектных заданий в старшей школе, где индивидуальные  проекты являются частью итоговой аттестации.

    Системно-деятельностный подход к обучению подразумевает командную работу: в парах, группах.

    Например, работая над темой «Корень и однокоренные слова», ученикам предлагалось найти группы однокоренных слов, причем работа выполнялась на время.

    Учащиеся с интересом искали группы слов, а потом одну из групп слов записали в тетрадь. Весь класс был мотивирован на успешное выполнение работы, урок пролетел незаметно!

    Хочу отметить, что ребятам такая форма работы очень нравится, они ограничены временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются только по теме урока, помогают  друг другу.  Есть дети, которые стесняются на  обычном уроке высказываться при всем классе, а в более узком кругу сверстников стеснительные ребята начинают говорить, активно работать в группе.  Они знают, что их выслушают одноклассники, при необходимости объяснят, помогут.

    С полной уверенностью могу сказать, что навыки работы в парах у обучающихся сформированы с начальных классов.

    Работа в группе достаточно важна для учебного процесса, так как позволяет создать учебную мотивацию, пробудить познавательный интерес, стремление к успеху и одобрению.

    В учебнике достаточно упражнений, рекомендованных для работы в группе. Например,  самостоятельно составить вопросы к тексту параграфа и задать их одноклассникам.

    Ребята с удовольствием принимали участие в обсуждении, задавали друг другу вопросы, давали ответы.

    Работа в группе позволяет устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать активной кооперации, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.   Данная работа учитывает индивидуальные особенности и способности каждого учащегося, открывает большие возможности для объединения их в группы, для возникновения коллективной познавательной деятельности. Каждый ученик может поверить в свои силы, почувствовать интерес к предмету. Хочу отметить, что группы должны быть сформированы равными по силе.

     Нельзя забывать о важных функциях учителя, который учитывает и психологическую сторону урока.

    Учитель обязан:             

    1.  Контролировать ход работы в группе.

    2. Отвечать на возникающие в группе вопросы.

     3. Регулировать действия.

     4. Проводит консультативную и коррекционную работу.

     В 5А классе системно-деятельностный подход к обучению является регулярным процессом, который способствует:

    - сплочению классного коллектива;

    - повышению интереса к предмету;

    - мотивации всех учащихся;

    В результате такого подхода к обучению ребята интеллектуально развиваются и становятся коммуникабельными. Учителю на уроках с классом работать интересно.Наблюдается высокий уровень познавательной мотивации, желание учиться и положительное отношение к предмету, устанавливается эмоционально благополучный психологический фон, складывается доброжелательное отношение к учителю.

    Мои ребята любознательны, любят интересные формы работы, с удовольствием наблюдают, исследуют, учатся делать выводы.

      На своих уроках я стараюсь, чтобы обучающиеся сами доходили до истины.Создаю ситуации успеха, чтобы дети не боялись отвечать и поверили в себя и свои силы.Все это позволяет свести к минимуму трудности переходного периода. Успешность преемственности во многом зависит от обеспечения плавного, постепенного перехода учащихся из начальной школы в основную. Таким образом, обучающиеся 5 А класса адаптировались к новой ситуации: к моим требованиям и показывают твердые знания и умения. Общий настрой класса позитивный. В целом можно говорить о том, что ребята чувствуют себя на уроках комфортно.

    Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Каждый из нас, из учителей, может подарить частичку своего тепла, любви другим, нашим детям!

    Категория: Ступени роста молодого педагога | Добавил: rrr0901 (08.06.2020)
    Просмотров: 182 | Рейтинг: 4.0/4
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]