«Учитель и ученик растут вместе»
Конфуций
Учебное сотрудничество — многостороннее взаимодействие внутри учебной группы и взаимодействие педагога с группой.
СОТРУДНИЧЕСТВО
- наличие позитивных межличностных отношений
- пространственное и временное соприсутствие
- разделением функций, действий, операций
- единство цели
- организация и управление деятельностью
Гуманистическая сущность педагогики сотрудничества — обеспечить каждому ученику условия для обучения и воспитания в соответствии с его желаниями и возможностями.
Выполнение этих условий позволяет организовать сотрудничество между учителем и учеником и максимально обеспечить самостоятельность учащихся в учебной деятельности.
Основные идеи педагогики сотрудничества
- обучение ребёнка в зоне ближайшего развития;
- учение без принуждения;
- набор ключевых слов, знаков, расположенных в виде опорной схемы, для исключения зубрежки материала;
- идея опережения;
- идея крупных блоков;
- идея свободы выбора;
- идея диалогического размышления;
- идея интеллектуального фона класса;
- идея совместной деятельности педагогов и обучающихся;
- идея добровольности в досуговой деятельности.
Принципы педагогики сотрудничества
- общность целей в педагогическом процессе
- равноправные партнеры
- самостоятельность в приобретении знаний и опыта
- авторитетный советчик, старший товарищ
- самостоятельность в формировании собственной жизненной позиции
- создание условий для свободного развития творческой индивидуальности и активности, воспитания коллективизма, товарищества, взаимопомощи, дисциплинированности.
Характерные черты педагогики сотрудничества
- создание творческой атмосферы на каждом уроке, каждом занятии;
- постоянное превращение учащихся из объекта обучения в субъект учебного процесса;
- обеспечение уверенности учащихся в собственных силах, в возможности достижении успеха;
- исключение методов принуждения учащихся к учению;
- демократический, доброжелательный стиль учебных занятий;
- непринужденная атмосфера общения педагога с учащимися, учащихся между собой;
- создание условий продвижения вперед «слабому» и ускоренного развития «сильных»;
- организация добровольной взаимопомощи «сильных» учащихся «слабым»;
- создание на каждом занятии комфортных условий образовательного процесса:
(обстановка радости успеха, снятие боязни провала и отрицательной оценки, широкая практика оценочного общения педагога с учащимися;, эмоциональная раскованность, поощрение инициативы и вопросов учащихся к педагогу и друг к другу)
- широкое применение педагогических средств, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности: эвристические беседы, «продуктивные» вопросы, творческие задания, самостоятельные работы;
- пробуждение и поддержание интереса учащихся во всех его видах и проявлениях;
- обеспечение положительной мотивации учащихся в учении;
- поощрение и поддержание высокого уровня любознательности учащихся;
- применение «активных» форм и методов организации и проведения занятий;
- объективность и справедливость оценки учебных успехов учащихся;
- использование оценки для повышения качества учения;
- применение таких форм и методов контроля, которые стимулируют учение без принуждения;
- широкое применение самоконтроля и самоанализа учащимися своих учебных успехов.
Направления педагогики сотрудничества
Гуманно-личностный подход к ребёнку
В центре образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности. Мера этого развития провозглашается главным результатом образования, критерием качества работы педагога и образовательного учреждения в целом.
Дидактический активизирующий и развивающий комплекс
Открывает новые подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня детей:
- содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы;
- обучение ведется прежде всего обобщённым знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;
- осуществляется объединение, интеграция школьных дисциплин, вариативность и дифференциация обучения;
- используется положительная стимуляция ученья.
Концепция воспитания
- превращение школы Знания в школу Воспитания;
- постановка личности ребёнка в центр всей воспитательной системы;
- гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;
- развитие творческих способностей ребёнка, его индивидуальности;
- возрождение русских национальных и культурных традиций;
- сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
- постановка трудной цели.
Педагогизация окружающей среды
Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение. Результаты определяются совместным действием всех трёх источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияния на общественные и государственные институты защиты детства, их общая забота о подрастающем поколении.
Реализация технологии сотрудничества
Обучение в команде
Уделяется особое внимание групповым целям и успеху всей группы, что может быть достигнуто только в результате самостоятельной работы каждого члена группы или команды в постоянном взаимодействии с другими учащимися этой же группы при работе над темой (проблемой или вопросом), подлежащим изучению.
Задача каждого члена команды — овладение необходимыми знаниями, формирование необходимых навыков, при этом вся команда должна знать, чего достиг каждый.
Команды получают однуграду на всех
- Команды получают одну награду на всех
- Персональная ответственность каждого
- Равные возможности для достижения успеха
Обучение «пила»
- учащиеся объединяются в группы по шесть человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические и смысловые блоки);
- команда может работать над одним и тем же материалом, но каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом;
- проводятся встречи экспертов из разных групп, затем каждый докладывает в своей группе о проделанной работе;
- учитель задает любому ученику в группе вопрос по теме или учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который и оценивается;
- результаты суммируются, команда, набравшая большее количество баллов, награждается.
Обучение «учимся вместе»
- класс разбивается на разнородные по уровню обученности подгруппы в 3-5 человек;
- каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-то большой темы, над которой работает весь класс;
- внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого: отслеживание мониторинга активности каждого члена группы в решении общей задачи, культуры общения внутри группы, фиксация промежуточных и итоговых результатов, оформление этих результатов, их корректировки и т.п.;
- каждая группа выполняет двойную задачу: академическую (достижение какой-либо познавательной, творческой цели), социально-психологическую (осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения);
- учитель отслеживает реализацию обеих задач;
- обобщение результатов, их обсуждение и принятие общего решения.
Результативность обучения в сотрудничестве
- формирование глубоких и прочных знаний в изучении учебных предметов
- развитие творческих способностей
- формирование критического подхода к информации и умения аргументировать свою точку зрения
- применение полученных знаний в незнакомой ситуации
|