Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Четверг, 18.04.2024, 08:55
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Дошкольное образование – доступность и качество [18]
Воспитательная система в образовательных организациях в соответствии с современными требованиями и в [10]
Мастер-класс – имидж современного педагога [6]
Особенности дистанционного обучения и возможности дистанционных технологий в учебном процессе [14]
Инновационные технологии как фактор повышения качества процесса обучения [31]
Ступени роста молодого педагога [10]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Новому времени – новая школа 2020 » Ступени роста молодого педагога

    Имидж молодого педагога – неотъемлемая часть ступени роста

     

    Современный педагог на сегодняшний день представляется иным, чем 10-20 лет назад. От него ждут проявление индивидуальности, неординарности, реализации в полной мере творческого потенциала. Связано это не только с реформированием образования, но и с изменением общественных взглядов на личность педагога в целом. В информационных источниках очень малая доля уделяется изучению самой личности педагога, его имиджу. Кстати именно он играет немаловажную роль в профессиональной деятельности как молодого, так и опытного специалиста. Прежде всего, современный учитель – это профессионал, он соединяет в себе любовь к делу и к ученикам. Нужно отметить, что работа современного учителя с детьми основывается на принципах гуманизма, т.е уважения к личности ребенка. Учитель друг по отношению к детям, советник и союзник.

    Хороший имидж учителя важен не только для его обучающихся как личный пример успешного человека, которого они постоянно видят перед собой, но и для самого педагога - для моральной, психологической удовлетворенности.

    В настоящее время проблема имиджа педагога стоит очень остро, так как на современном этапе происходит снижение статуса преподавателя.

    К настоящему времени в науке есть множество данных, освещающих особенности восприятия обучающимися образа учителя. Но в то же время в педагогической науке пока отсутствует научно обоснованный инструментарий имиджа учителя.

    Современный педагог должен сочетать в себе черты воспитателя и учителя. Это должно находить свое отражение в профессиональном имидже педагога, а так же его имидж должен быть индивидуализированным.

    Теоретическую основой исследования явились философские, социально-психологические и педагогические концепции отечественных и зарубежных авторов, позволившие обосновать феномен имиджа учителя. В основу исследования теоретических аспектов имиджа педагога была положена гуманитарная концепция имиджа, автором которой явился профессор В.М. Шепель, психолого-педагогические теории по проблеме познания человека человеком, социального восприятия индивидуальных и возрастных особенностей личности, разработанные А.А. Бодалевым, Р.А. Максимовой.

    Имидж всегда адресован той социальной группе, с которой планируется работа. Поскольку педагог имеет дело не только с обучающимися, но также с их родителями и коллегами, следовательно, имидж педагога носит массовый характер. По персональному имиджу отдельных преподавателей судят об имидже и даже конкурентоспособности образовательного учреждения. Этим и обоснована актуальность и выбор тему мастер-класса: «Формирование имиджа молодого педагога»..

    Объект данного исследования – имидж педагога

    Предмет исследования – структурные элементы построения имиджа молодого педагога

    Цель исследования – изучить и представить имидж современного педагога

    На основании определенной цели, объекта и предмета нами была выдвинута гипотеза данного исследования:

    мы предполагаем, что имидж преподавателя может повлиять на конкурентоспособность образовательного учреждения...

    Исходя из цели и гипотезы исследования, мы поставили следующие задачи:

    1. изучить психолого-педагогическую литературу по указанной проблематике;
    2. раскрыть понятие «имидж» в педагогике и психологии;
    3. дать характеристику структурным элементам имиджа преподавателя;
    4. представить образ преподавателя на каждый день.

    Понятие «имидж» в современной литературе

    Мы часто слышим о создании имиджа, о его сохранении и поддержании, но что такое имидж, из чего он состоит и как создается?

    Понятие «image» в последние годы прочно входит в словарь современного человека. Что же такое имидж? Многие справочные издания раскрывают содержание понятия «имидж», и трактуя его как «целенаправленно формируемый образ»; как «сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотип и эмоционально окрашенный образ»; как «набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью»; или как «мысленное представление чего-то ранее видимого конкретного или абстрактного, сильно напоминающего в представлении о другом.

    Слово «имидж» в переводе на русский язык означает «образ, облик». В общей психологии под образом в широком смысле слова понимается субъективная картина мира или его фрагментов, включая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. В настоящее время в научной литературе можно встретить большое число определений имиджа. Часто имидж определяется, как целенаправленно созданная или стихийно возникшая форма отражения объекта в сознании людей. Объектом или носителем имиджа могут быть человек, группа людей, организация и т. Д. Многие из авторов определение имидж интерпретируют по своему.

    И. Нефедова и Е. Власова, на которых ссылается Е. Б. Перелыгина, отмечают: «Имидж - это некий образ человека, и его «Я» представляет миру, своего рода форма самопрезентации для других. С одной стороны, мы стараемся дать информацию для окружающих, но в то же время преследуем какие-то свои вполне определенные цели, т.е. имидж нужен нам».

    В. Н. Черепанова представляет следующее определение: «Имидж - это целенаправленно сформированный интегральный, целостный, динамичный феномен, обусловленный соответствием и взаимопроникновение внутренних и внешних индивидных, личностных и индивидуальных качеств субъекта, призванный обеспечить гармоничное взаимодействие субъекта с природой, социумом и самим собой».

    Можно сказать, что «имидж» - это не застывшее понятие, человек может быть разным в зависимости от обстоятельств. Но к сожалению, чаще бывает так: отработан какой-то стереотип, приобретены и усвоены определенные формы поведения, стиль одежды, манера общения, и человек, не задумываясь, переносит этот стереотип дальше, в другие обстоятельства.

    В обыденном понимании слово «имидж» употребляется по отношению к человеку в двух смыслах: как внешний вид человека и как его репутация. На самом деле эти две грани образа слиты. Мы наблюдаем внешний вид, а оцениваем репутацию! Можно сказать, что имидж — это образ, включающий внутренние и внешние характеристики.

    Над созданием имиджа много и упорно работают публичные люди: политики, артисты, бизнесмены, руководители предприятий. От того, насколько удачно они сформировали свой образ, во многом зависит их успешность в профессиональной сфере.

    У понятия «имидж» имеются параллельные понятия ими являются «мнение», «репутация», «авторитет».

    В научной литературе можно даже встретить отождествление имиджа с этими явлениями. Так, например, А. Ю. Панасюк полагает, что имидж есть по существу то же, что и мнение. С таким определением имиджа нельзя согласиться, как и с отождествлением имиджа с репутацией или авторитетом. Мнение обязательно предполагает словесную форму выражения. Между тем образ, а значит, и имидж обязательно включает невербальные элементы, причем эти элементы могут преобладать в его структуре.

     

    Составляющие элементы имиджа учителя

    Имидж педагога не только помогает привлечь внимание, но и располагает к себе коллег, родителей и учащихся. Необходимо помнить о том, что взрослые являются примером для детей. Именно поэтому особое внимание преподаватель должен уделять своему облику. Он не должен быть вызывающим, кричащим. Вместе с этим в нем должен отражаться вкус, культура человека.

    Формирование имиджа педагога – задача не такая простая, как может показаться на первый взгляд. В первую очередь следует обратить внимание на одежду. В манере одеваться выражается одно из ключевых правил: хорошо выглядеть – это означает проявлять уважение к людям вокруг. Требования, которые предъявляются к внешнему виду специалиста, помогают улучшить профессиональный имидж педагога.

    Правильно подобранная одежда способствует достижению успеха в деятельности. Чтобы избежать недоверчивого отношения со стороны коллег к профессиональным качествам, не стоит появляться на работе в ультрамодных вещах. Работнику образовательного учреждения следует придерживаться следующего правила. Слишком модная одежда свидетельствует о дурном вкусе. Вместе с этим, не следует и отставать от современных тенденций. Проще говоря, необходимо одеваться модно, но так, чтобы не пострадал профессиональный имидж педагога. Учитель не должен подчеркивать свою привлекательность. На работе ему необходимо демонстрировать свой ум, навыки, способности. Они более важны, чем внешность.

    Для плодотворной профессиональной деятельности в направлении сотрудничества учителя с обучающимися педагогу необходима мобилизация интеллекта, воли, моральных усилий, организаторских способностей и умелое оперирование средствами морального, интеллектуального и духовного начал у учеников.

    В.В. Бойко отмечает сложность структуры имиджа и предлагает рассматривать имидж как целостность, в которую входят следующие компоненты:

    1.Аудио-визуальная культура личности: насколько грамотна и приятна речь, какова манера держаться, во что и как одет человек, какая у него прическа и т.д. Но напомним, что внешний облик должен соответствовать ожиданиям большинства или определенной группы людей.

    2.Стиль поведения, т. е. разные аспекты поведения личности: профессиональный, интеллектуальный, эмоциональный, нравственный, коммуникативный, этический, эстетический.

    3.Внутренняя философия, система ценностей человека: что он думает о жизни, о выполняемом деле, о людях, с которыми имеет дело, каковы его нравственные принципы.

    4.Атрибуты, подчеркивающие статус и притязания личности — мебель в офисе, машина, домашние животные и т. п.

    5.Психогигиенический «Я-образ»: притягательный психогигиенический образ партнера, то есть человек внешне и внутренне спокоен, активен, в хорошем настроении, доброжелателен, оптимистичен, миролюбив

    Рассмотрим составляющие элементы имиджа преподавателя.  
    - Манеры и этика поведения преподавателя. 

    В педагогической деятельности особое значение приобретает умение «нравиться детям». Обаяние - это не просто дар, его психологическая основа заключается в том, что человек уверен в себе и своей привлекательности.  
    Способы выработки флюидного излучения, основы «коммуникативной механики» - это те азы, которыми может овладеть педагог, стремящийся овладеть искусством самопрезентации. Эти действия помогают на практике реализовать один из важнейших показателей эффективности труда учителя - его способность к реализации артистического потенциала, который, в свою очередь, опирается на уровень развития творческих способностей. Творческие способности учителя являются показателем целостности его личности, здоровья в самом широком смысле этого слова.  

    Любовь к детям, уважение и требовательность к ним, высокий профессионализм и научно-педагогическая подготовленность, умение найти эффективные воспитательные воздействия на личность и коллектив, справедливость, коммуникативность, высокий уровень внешней и внутренней культуры – вот основные особенности профессиональной этики педагога. 

    Понимание такта и этикета связано с характеристикой правильности выбора тех или иных форм культурного поведения. Профессиональный такт связан с умением осуществления в конкретных условиях профессиональной деятельности, сообразуясь с индивидуальными качествами объекта труда и выбором наиболее целесообразных приемов и средств воздействия на личность.

     

    Интерпретация результатов диагностики по выявлению составляющих элементов имиджа преподавателя

    Следует учитывать то, что не каждый педагог задумывается о формировании собственного профессионального имиджа, поэтому при исследовании следует акцентировать внимание педагогов на определенных высказываниях, которые касаются восприятия обучающимися некоторых характеристик личности педагога. Формирование имиджа педагога, учитывающего специфику педагогического труда, является одним из путей гуманизации образования и повышения эффективности педагогической деятельности. Сущность имиджа педагога, его роль, условия формирования требуют особого рассмотрения, разработки способов его диагностики, стимулирования его проявления, превращения в полноценный фактор педагогического процесса.

    Проведенный метод опроса позволит представить модель положительного, в некоторой степени идеального, имиджа педагога на каждый день, включающая определенные характеристики личности, а также предложить некоторые рекомендации.

    Таким образом, в практической части данного исследования ставятся следующие задачи: 1

    1) Выявить положительное и отрицательное отношение педагогов и обучающихся к представленным определениям, касающимся внешнего облика преподавателя, его вербальных и невербальных средств коммуникации, создание педагогом среды обучения;

    2) Выявить стремление у преподавателей что-то изменять в себе;

    3) Представить модель, наиболее близкую к понятию идеальный преподавателей;

    4) Предложить некоторые образы на каждый день, что позволит скорректировать свой имидж, заняться целенаправленным формированием (изменением) своего образа.

    На поставленный вопрос Современный педагог – кто он?

    95% из опрошенных учителей отвечали: « Современный педагог – это человек который может совмещать внешние и внутренние качества и идти в ногу со временем».

    На второй вопрос который был предложен преподавателям - Как должен выглядеть современный педагог?

    А) Прическа – волосы должны быть собранны, если это длинные волосы. Если короткие легкая укладка.

    Б) Элементы одежды – платья, блузка, юбка (длина по колено), брюки, кардиган, жакеты, жилеты, сарафан, свитер.

    В) Цветовая гамма – оттенки синего, белый, черный, бордовый, оттенки зеленого, серый.

    Г) Туфли – не высокий каблук, стандартного цвета (черные, бежевые, коричневые).

    Д) Макияж – нужно использовать нейтральных тонов (приглушенные оттенки синего, зеленого, коричневого и т.д.). Губная помада светлых тонов.

    Яркий и красивый макияж можно применять на торжественных мероприятиях.

    Е) Аксессуары – должны быть не больших размеров и носить нейтральный характер (изображения свастики и не понятных картинок не должно быть).

    На третий вопрос -  Какими чертами характера должен обладать современный педагог?

    На первом месте: уверенность в себе, что составило 40%;

    На втором месте: настойчивость и энергичность, что составило 20%;

    На третьем месте: деликатный, заботливый и ответственный, что составило 20%;

    На четвертом месте: преданный деликатный, заботливый и ответственный что составило

     Правила по формированию составляющих элементов имиджа молодого педагога.

    Правило 1. Внутреннее состояние успешности индивидуально для каждого человека. Его следует запоминать и уметь быстро настраивать себя на него.

    Правило 2. «Не мечтать ни о чем заранее. Постепенно, шаг за шагом, двигаться в нужном направлении».

    Правило 3. «Останавливаться на какое-то время, если возникают трудности. Но не отступать от своей цели, если она остается значимой».

    Правило 4. В прическе стоит соблюдать деловой стиль. Стрижка и прическа должны быть аккуратными. Длинные волосы лучше всего собрать узел или в хвост. Для волос средней длины и коротких волос отлично подойдет стрижка боб (каре). Она практически не требует дополнительного ухода и сэкономит вам время и деньги на походах в парикмахерскую. С цветом волос лучше всего не экспериментировать, а отдайте предпочтение естественным оттенкам.

    Правило 5. Не стоит экономить на уходе за волосами. Блестящие, здоровые волосы также неотъемлемая черта идеального внешнего вида. Если у вас есть проблемы с волосами: они слишком тусклые, непослушные, ломкие, сухие или жирные, нужно заняться их лечением. 
    Правило 6. Руки должны быть ухоженными, ногти здоровыми. Вы можете самостоятельно один раз в две недели делать домашний маникюр или посетить салон красоты. Короткие ногти предпочтительнее, слишком длинные натуральные или накладные ногти не только выглядят неуместно, но и совершенно не удобны в профессиональной деятельности учителя.
    Правило 7. В гардеробе преподавателя уместны будут жакеты, кардиганы, пиджаки. Они отлично сочетаются с брюками, юбками и платьями. Обратите внимание: юбки и платья должны иметь длину не выше колена.
    Правило 8. Обувь должна быть удобной, поэтому откажитесь от высоких каблуков. В конце рабочего дня ваши ноги будут очень вам благодарны! 

    Современный учитель должен быть, помимо прочего, образцом аккуратности, стиля. Это могут позволить себе люди абсолютно при любом доходе! Главное, знать, на что обращать внимание. Нужно обязательно следить за своей
    внешностью.

     

    Заключение

    Имидж - это символический образ субъекта, создаваемый в процессе субъект - субъектного взаимодействия. Имидж нельзя рассматривать лишь как феномен психической жизни индивида, но в то же время неверно описывать его и как исключительно проявление внешних по отношению к индивиду факторов, в том числе воздействия группы. Он является проявлением работы психики по согласованию ее собственных импульсов с индивидуальным и групповым опытом.

    Как театр «начинается с вешалки», педагог начинается с того, как он выглядит. Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку.

    Внешний вид педагога, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

    Категория: Ступени роста молодого педагога | Добавил: rrr0901 (19.06.2020)
    Просмотров: 255 | Рейтинг: 3.0/4
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]