Применение современных информационных технологий в обучении – одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса. В последние годы компьютерная техника и другие средства информационных технологий стали все чаще использоваться при изучении большинства учебных дисциплин.
Основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» – «взаимный», «act» – действовать.
Интерактивный означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося.
C 2018 года в своей работе стала использовать новый для себя и учащихся образовательный ресурс «Учи.Ру». Учи.ру — это онлайн-платформа, где ученики из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме. Обучение построено на выполнении интерактивных заданий, которые соответствуют школьной программе.
Начать использовать ресурс довольно просто. Достаточно зарегистрироваться на сайте http://uchi.ru в качестве учителя, а затем зарегистрировать своих учеников. Далее получить доступ к личному кабинету и выдать логины и пароли своим ученикам распечатав приглашения (в них также указаны коды доступа для родителей).
В настоящее время на образовательной платформе "Учи.ру" представлены курс для подготовки к школе, почти все предметные курсы для начальной, средней и старшей школы. В 2019-2020 учебном году платформа была расширена курсами по подготовки к ОГЭ и ЭГЭ. Данная образовательная платформа ввела возможность дистанционного обучения для учеников и учителей. В связи с ситуацией с коронавирусной инфекцией возможности дистанционного и электронного обучения имеют огромную важность для школьников. В распоряжении учеников и педагогов на платформе представлено несколько серверов: интерактивные задания; видеозанятия с классом («Виртуальный класс»); домашние и проверочные работы; статистика достижений ученика; трансляция видеоуроков и вебинаров.
Можно выделить два формата взаимодействия с учениками. Синхронный формат – предполагает совместное изучение и закрепление изученного материала в режиме видеоконференции совместно с учителем. Асинхронный формат предполагает изучение нового материала в удобное для ребёнка время с просмотром видеоматериалов, конспектов, чтением материалов учебника.
Чтобы отдать предпочтение одному из форматов обучения нужно точно знать, насколько технически подготовлены ваши ученики. Главное не терять связь с учениками, которые занимаются самостоятельно.
В таблице представлены инструменты образовательной платформы, используемы при дистанционном и электронном обучении.
Синхронный формат
|
Асинхронный формат
|
«Виртуальный класс»
|
«Онлайн-уроки»-педагоги Учи.ру проходят с детьми актуальные темы в прямом эфире.
|
«Материалы для учителя» - подборка карточек в соответствии с темами календарно-тематического планирования и прикрепленными к ним презентациями и онлайн-уроками, которые можно использовать для объяснения нового материала.
|
«Домашнее задание»
|
«Проверочная работа» - готовые проверочные работы, в том числе для подготовки к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.
|
«Внеурочная деятельность»
|
Можно выделить следующие достоинства и недостатки данных форматов обучения.
Синхронный формат
|
Асинхронный формат
|
Достоинства
|
близок к очной форме обучения
|
позволяет изучать материал в индивидуальном темпе
|
позволяет ученикам задавать вопросы
|
гармонично встраивается в режим ребёнка
|
обеспечивает одинаковый темп работы
|
позволяет подбирать задания под индивидуальный уровень знаний ребёнка
|
Недостатки
|
сложно удержать внимание
|
необходима чётка прописанная инструкция с последовательностью выполнения заданий
|
технические неполадки
|
невозможно проверить самостоятельность выполнения заданий
|
исключает возможность пройти материал в своём темпе
|
|
В своей работе я использую комбинированный формат дистанционного обучения. Во время уроков в режиме «Виртуальный класс» чаще всего подключала презентацию по определенной теме (в формате pdf). В некоторых случаях работали с помощью чата. В видеоконференциях присутствует обратная связь, ученик может поднять руку, давать устные ответы, использовать «указку». Поэтому общение в рамках видеоконференции строить легко и удобно. Микрофон и камера на уроке работает только у того ученика, которого вызвал учитель. Это помогает соблюдать дисциплину, однако часто не хватает при общении детских глаз, которые выражают внимание, понимание или непонимание материала. Невозможна так же групповая и парная работа. Поэтому «Виртуальный класс» можно рассматривать только как вынужденную временную форму проведения урока.
Очень не хватало работы на доске. Формально данный инструмент в рамках «Виртуального класса» имеется, однако использовать его оказалось неудобно. Писать на такой доске сложно, записи выглядят не эстетично. Кроме виртуального класса мной активно использовались сервисы «Задание от учителя». Они дают возможность легко и быстро отработать определенную тему и провести дистанционно самостоятельную или контрольную работу с целью актуализации знаний учащихся и восполнения пробелов.
«Задания от учителя» формируются учителем из общей базы карточек. Задания можно формировать для всего класса или индивидуально для каждого ученика. При формировании задания учитель указывает срок, отведенный на выполнение карточек. После завершения задания учитель имеет возможность видеть, какие задания были выполнены без ошибок, а для каких потребовалось две и более попыток.
При работе дома «Учи.Ру» является надежным помощником не только ученику, но родителю, который также может отследить успехи своего ребенка с помощью статистики, увидеть, какие темы и как усвоены учащимся, имеются ли проблемы и пробелы в знаниях. Особенностью, я бы даже сказала уникальностью, данной образовательной платформы является индивидуальный подход к каждому ученику. Во время выполнения каждого задания система строит диалог с ребенком, реагируя на правильность и даже скорость принятия ответа. В случае правильного решения хвалит ученика и предлагает новое задание. В случае ошибки система задает вопросы, которые помогают ученику прийти к верному решению. Система анализирует действия каждого ученика: учитывает скорость и правильность выполнения заданий, количество ошибок и поведение ученика и на основе этих данных автоматически подбирает персональные задания и их последовательность, создавая таким образом индивидуальную образовательную траекторию.
Учи.ру подстраивается под тех, кому требуется больше времени, дает дополнительные объяснения, большее количество заданий и работу над ошибками. Каждый ученик вне зависимости от уровня подготовки, получает возможность самостоятельно изучить курс в комфортном для себя темпе с необходимым именно для него количеством повторений и отработок.
Одним из способов повышения мотивации в изучении математики является участие школьников в олимпиадах. Особенностью участия в олимпиадах на платформе Учи.Ру является то, что каждый ученик, вне зависимости от уровня обучаемости и обученности, может принять участие в олимпиадах различного уровня совершенно бесплатно. Есть уникальная возможность разбора олимпиадных задач прошлых лет, задач повышенного уровня сложности. Каждый участник получает сертификат, призер – похвальную грамоту, победитель – диплом, учитель и учебное заведение - благодарственные письма. Наградные материалы можно скачать и распечатать.
По мнению учащихся и родителей, образовательная платформа Учи.Ру дает возможность сделать процесс обучения «мотивированным», «интересным», «захватывающим», «индивидуальным», «современным». Думаю, что использование интерактивной платформы Учи.Ру позволит поднять образовательный процесс на более высокий уровень, позволит решить многие существующие проблемы на пути совершенствования качества математического образования.
Источники:
Шумилова А.В., Особенности и преимущества использования платформы Учи.ру в педагогической практике
http://io.nios.ru/articles2/100/3/osobennosti-i-preimushchestva-ispolzovaniya-platformy-uchiru-v-pedagogicheskoy
https://uchi.ru/
Демешко А. В., Опыт использования образовательной платформы «Учи.ру» в начальной школе. Из опыта работы.
https://infourok.ru/opyt-ispolzovaniya-obrazovatelnoj-platformy-uchi-ru-dlya-distancionnoj-raboty-v-nachalnoj-shkole-4322155.html |