Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Пятница, 29.03.2024, 14:37
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Дошкольное образование – доступность и качество [18]
Воспитательная система в образовательных организациях в соответствии с современными требованиями и в [10]
Мастер-класс – имидж современного педагога [6]
Особенности дистанционного обучения и возможности дистанционных технологий в учебном процессе [14]
Инновационные технологии как фактор повышения качества процесса обучения [31]
Ступени роста молодого педагога [10]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 4
    Гостей: 4
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Новому времени – новая школа 2020 » Особенности дистанционного обучения и возможности дистанционных технологий в учебном процессе

    Дистанционное обучение: проблемы и пути их решения

     

    Самая высокая степень

    человеческой мудрости – это умение

    приспособиться к обстоятельствам

    и сохранять спокойствие вопреки внешним угрозам.

    Даниэль Дефо

     

    Дистанционное обучение – это  взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

    Возможно ли дистанционное обучение математике без общения с учителем? В момент внезапного перехода в такую форму обучения необходимо было найти ответ на вопрос: как продолжить обучение, чтоб переход был наименее болезненным для учеников и помог учителю сохранить тот уровень усвоения программы, который уже продемонстрирован участникам образовательных отношений.

    Дистанционные технологии обучения предполагают общение между учеником и учителем, хоть и на расстоянии. Но как вести уроки без доски и мела, когда ничего нельзя записать, показать,   без живого экспрессивного общения? Может, просто указывать ссылки на видеоуроки для изучения новой темы, а контроль и оценивание уровня  усвоения учебного материала проводить через тесты и проверочные работы на уже знакомой моим ученикам образовательной платформе Учи.ру,  сайте «Сдам ОГЭ» и т.д. Но ведь не каждый ученик может настроить себя так, чтобы полностью изучить  новые темы без помощи учителя. И будет ли тогда целесообразно такое обучение? А значит, проведение онлайн-уроков просто необходимо.

    Как всех собрать, как подключиться, как сделать привычные офлайн-материалы наглядными?  И работу с онлайн-площадками я начала с выбора наиболее эффективной. Для проведения онлайн-уроков я выбрала платформу Zoom. Эта платформа позволяет без особого труда организовать  бесплатно (что немаловажно) конференцию длительностью 40 минут, управлять участниками конференции. Программа подходит не только для индивидуальных, но и групповых занятий,   ученики  могут заходить как с компьютера, так и с планшета с телефоном. К видеоконференции может подключиться любой, имеющий ссылку, или идентификатор конференции.

    Zoom обеспечивает обратную связь между учителем и учениками. Учитель не чувствует, что говорит сам с собой, а ученики перенесли свои обычные внешкольные способы общения с применением  гаджетов на учебу.                                                                 Самый простой способ провести урок в Zoom – это попросить учеников открыть их печатные учебники и по ним и заниматься. В это время учитель может открыть электронную версию учебника у себя на компьютере, включить демонстрацию экрана в Zoom, чтобы  показывать ученикам, что именно надо делать, отвечать на вопросы.  При изучении новой темы можно  включить видеоурок, презентацию и т.д. Но  позволит  ли такой способ проведения онлайн-уроков добиться эффекта  и качества  непосредственных  классных занятий?

    Самое сложное – это провести урок так, чтобы по своей сути онлайн-урок оставался тем же традиционным уроком, но проводимым в режиме онлайн- трансляции и с соблюдением учителем всех требований к традиционному уроку. Каждый урок должен включать оценку знаний, упражнения отработки по шаблону и проверку понимания. При этом не должны теряться диалог, общение между учителем и учениками, через которые ученики узнают какие-то новые термины, новые правила, учатся   применять их на практике, испытать новое действие. Ученики должны видеть и слышать учителя, задавать свои вопросы, участвовать в опросах, тестах и т.д.  Как этого добиться на уроках математики, если нет привычных доски и мела? Демонстрация экрана в  Zoom позволяет не только совместно просматривать видеоуроки, презентации, но  и  заменить доску и мел. Конечно, делать необходимые записи через курсор мыши очень неудобно (при наличии  можно было  применить графический планшет).   Для объяснения новой темы я готовила небольшие конспекты на тетрадном листе, включающие  те записи, которые появились бы на доске на обычном уроке, сканировала их и выводила на экран во время онлайн-занятий. Такой способ подготовки позволяет четко спланировать урок, экономить время (у нас всего 30 мин). И для многих учеников изучение новой темы было привычным, что немало важно при таком быстром переходе на дистанционное обучение, особенно для учеников 5-7 классов. Ученики, как и на обычных уроках, отвечали на вопросы, участвовали в обсуждениях, предлагали и показывали на экране свои способы решения (пусть и невсегда получалось «красиво»).

    В 8-10 классах некоторые темы изучались самостоятельно по ссылкам на видеоуроки, презентации, страницы учебников. На следующем уроке учащимся предлагалось   ответить на вопросы и выполнить задания, составленные учителем. После проверки можно было оценить уровень усвоения новых знаний и продолжить изучение темы с учетом результатов.

    Как предотвратить, или хотя бы минимизировать списывание с решебников, ГДЗ, друг у друга? И здесь существует самый простой алгоритм работы:

    1. Составление заданий   учителем (5-8классы).
    2. Задания из других учебников, сборников.
    3. Если задания из учебника, то обязательно добавить  дополнительное задание или  требование к выполнению задания.
    4. На платформе Учи.ру создавались проверочные работы, в которых каждый ученик получал индивидуальное задание.

    Во время дистанционного обучения нельзя забывать и про дифференцированный подход. Группа учеников, усвоивших  новый материал на хорошем уровне, получала  задания для самостоятельного решения.  А  на онлайн-урок приглашала учеников, которым еще нужна помощь учителя. Или, на онлайн-уроках разбирались задания повышенной сложности с частью учеников, остальные в это время самостоятельно выполняли задания базового уровня (9-10 кл).

    Обратная связь. Проверка домашнего задания во время дистанционного обучения обязательна каждый день, а иногда, необходима и проверка заданий, выполненных во время уроков. Фото домашнего задания я попросила учеников отправлять на электронную почту учителя.  Почему именно на электронную почту?  Для повышения компьютерной грамотности, особенно,  учащихся среднего звена. Они умеют играть, у них есть аккаунты в соцсетях, но  у многих  не было e-mail. Они и не задумывались о том, что электронная почта им когда-либо пригодится. Но ведь есть много организаций, которым не написать в соцсетях — у них есть только e-mail. Поэтому школьники должны научиться применять компьютер не только для развлечения, но и как рабочий инструмент. При этом они познакомились с правилами этикета общения по электронной почте.

    Конечно, проверка через экран, очень неудобна: плохое качество фото, нет возможности исправить ошибки. Но небольшие комментарии  с указанием ошибок  получал каждый ученик. Одну из верно выполненных работ я отправляла в группу класса как эталон решения, или  демонстрировала на экране  во время  урока (если позволяет время) и  у учеников появлялась возможность проверить свое решение, увидеть ошибки.

    Проверка контрольных и самостоятельных работ проходит таким же способом. Только здесь требуется отправить фото решения сразу после онлайн-урока. В старших классах   часто применяю прием «эксперт»:  на экране демонстрируется решение ученика, знакомлю учеников с критериями оценивания, обсуждается решение и проводится оценивание работы самими учениками.

    Если необходимо проверить уровень усвоения новой темы или проверить и оценить работу на уроке,  то прошу учеников прислать фото решения указанных заданий сразу после урока (или на уроке) в Viber или WhatsApp.  Иногда ученики сами во  время урока отправляли  фото решения и спрашивали: я правильно решил,  где у меня ошибка?

    И, конечно, необходимо было учесть, что не все ученики имели возможность  присутствовать на онлайн-уроках.  Не только для таких учеников, а для всех учеников я рассылала в группы класса и  родительские группы (5-6кл)  материалы каждого урока (конспекты, презентации, ссылки на видеоуроки), по запросу проводились мини-консультации через  VKcom, Viber , WhatsApp и т.д.

    Для изучения,  закрепления и  проверки усвоения знаний  применяла разработанные электронные формы обучения:

    1. Интерактивная рабочая  тетрадь Skysmart – это помощь учителю для проверки при выполнении заданий из типовых школьных учебников, соответствующих ФГОС. Это бесплатное решение, где преподаватель за минуту может создать задания с возможностью ограничения времени  и сроков выполнения  по материалам ГК “Просвещение” Это просто, не нужно регистрироваться. Ученики могут выполнить задания даже с телефона, а учитель получит отчет о выполнении.
    2. Учи. Ру  - российская онлайн-платформа, где учащиеся из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме. На платформе  разработан индивидуальный подход к каждому ученику при выполнении заданий, что помогает прийти к правильному решению.
    3. neznaika.info, math-oge.sdamgia.ru  и др.ресурсы для подготовки к ГИА.

    Здоровьесбережение на онлайн-уроках – задача учителя. Обучение онлайн требует того, что ребенок  много  работает на компьютере. Повредит ли здоровью ребенка длительное сидение перед экраном? При соблюдении принципов здоровьесберегающего обучения мы сможем сохранить  психологическое и физическое состояние ученика и на онлайн-уроках. Следует учитывать сложности  восприятия информации – невсегда хорошая связь, напряжение зрительного и слухового аппаратов, эмоциональное напряжение. Обязательно нужно правильно построить урок (смена видов деятельности), передавать доброжелательный, поддерживающий эмоциональный фон, проводить физминутки для глаз и снятия физического напряжения.

    Вот и прошли 2 месяца дистанционного обучения. Всем нам еще предстоит долго анализировать,   как обучать дистанционно,  что не получилось, что удалось, где нужна помощь, что необходимо изучить.   Вопросов сегодня больше, чем ответов.   Но для себя я сделала вывод:  онлайн-уроки  — это реально, возможно, это удобный инструмент в сложившихся условиях, проводник для наших навыков, который поможет нам продолжить обучение.

    Многое еще придется освоить: перестраивать уроки, искать новые возможности, проще и комфортнее вести занятия, осваивать навыки  организовывать группы удаленно, изучать дистанционные технологии и популярные сервисы, которые решают эти задачи по отдельности.  Со временем и уроки будут выстроены по-новому, и платформы будут освоены, и найдена форма взаимодействия с учениками, чтобы и процесс, и результат были не хуже, чем в офлайн-режиме.

    «Сейчас мы можем сказать, что учиться – это непрекращаемый процесс, когда ты держишься рядом с изменениями. И самое сложное задание – это научить людей учиться»  (Питер Друкер).

     

    Источники:

    Л.Ю. Давыденко «Онлайн урок – современная форма учебной деятельности».

    https://www.inetgramotnost.ru/

    https://uchi.ru/

    https://edu.skysmart.ru/

    https://skyteach.ru/2019/09/30/zdorovesberegayushhie-texnologii-v-onlajn-obuchenii/

    Категория: Особенности дистанционного обучения и возможности дистанционных технологий в учебном процессе | Добавил: rrr0901 (22.06.2020)
    Просмотров: 2162 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.0/1
    Всего комментариев: 2
    1 Лолита  
    Здравствуйте, Замира Ахметовна!
    Изучила все работы, размещённые в секции "Особенности дистанционного обучения и возможности дистанционных технологий в учебном процессе". На мой субъективный взгляд, ваша работа одна из лучших. Вы наиболее точно описали процесс дистанционного обучения. Всё, то вы изложили в своей работе мне понятно и на 100 % согласна с вашим мнением. Как слушатель ассамблеи, я должна прокомментировать вашу работу по стратегии 3-2-1 (задать 3 вопроса, сделать 2 замечания, внести 1 предложение).
    3 вопроса: 
    1.Проводились ли онлайн-зачёты (например, по геометрии)?
    2.Для проведения онлайн-уроков я тоже пользовала платформу Zoom. На одном из вебинаров, который вёл ведущий научный сотрудник Сколковского института науки и технологий, во время конференции кто-то "залез" и начал хулиганить по-чёрному. После этого инцидента, я перестала пользоваться платформой Zoom. Как бы вы поступили на месте ведущего конференции?
    3.Как изменилась успеваемость после дистанционного обучения? Повысилась или понизилась?
    2 замечания (пожелание):
    1.В вашей работе не увидела мнение учащихся. Рефлексия в конце дистанционного обучения помогает учителю определять эффективность своей работы и степень усвоения материала классом.
    2.Не отметили связь с родителями. При дистанционном обучении родители играют большую роль. Они союзники. Во время любых проверочных работ можно попросить их выполнить роль «общественного наблюдателя». Чтобы не переписывали, работали без калькулятора, без Интернета.
    1 предложение:
    В следующем учебном году, если не отменят дистанционное обучение, провести открытые онлайн-уроки.
    Слушатель Ким Л.П.

    2 mira  
    Здравствуйте, уважаемая коллега. С удовольствием отвечу на Ваши вопросы.

    1. Проверку и оценку знаний учащихся в форме зачета провожу только 10-11 классах. Да, был
    проведен 1 онлайн-зачет по геометрии.

    2. Проводя уроки в Zoom,учитель является организатором конференции, а значит, может управлять ее участниками. Да, и на мои первые онлайн-уроки заходили «незваные гости» с незнакомыми
    именами, пытались хулиганить. В этом случае я просто  удаляла хулигана с конференции и продолжала вести урок. После урока попросила всех учеников заходить на конференцию строго
    под своим именем, предупредив, что учеников с незнакомыми мне именами к уроку
    допускать не буду. И, как  Вы верно заметили, первыми союзниками в решении этого вопроса стали родители, которые полностью поддержали учителя и взяли под контроль поведение своего ребенка на онлайн-уроках.

    3. Успеваемость не изменилась, а вот качество знаний несколько повысилось.  Думаю, что повышение качества знаний по своему предмету в период дистанционного обучения наблюдали все  учителя.

    Ответы на замечания.

    1) Я не проводила специально опрос учеников. Но, когда я предлагала изучить тему самостоятельно,  многие просили провести все же онлайн-урок. Это связано  с тем,что на учеников  резко повысилась нагрузка  самостоятельного изучения  и, учитывая, сколько предметов,  учащимся трудно было с этим справиться. Родители выражали благодарность за проведенные онлайн-уроки, т.к. не всегда они  сами могли помочь ребенку, ответить на его вопросы, проверить правильность выполнения заданий.

    2) Связь с родителями была, практически, круглосуточная.   Я уверена, все коллеги с этим согласятся. Да,в период дистанционного обучения  родители были первыми помощниками и союзниками. Многие «присутствовали» на онлайн-уроках, контролировали  выполнение домашних заданий и т.д. В работе я описала связь с родителями каждого класса через родительские группы, чаты. Надеюсь,  в сентябре мы начнем учиться в обычном режиме. Но, в любом случае, два месяца дистанционного обучения это бесценный опыт для каждого учителя. Не исключаю возможность проведения открытых онлайн-уроков  учителей математики района  в рамках ежегодного  фестиваля открытых уроков.

    Спасибо за отзыв, замечания и пожелание.

    С уважением, Сейдалиева З.А.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]