Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Четверг, 25.04.2024, 14:30
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Дошкольное образование – доступность и качество [18]
Воспитательная система в образовательных организациях в соответствии с современными требованиями и в [10]
Мастер-класс – имидж современного педагога [6]
Особенности дистанционного обучения и возможности дистанционных технологий в учебном процессе [14]
Инновационные технологии как фактор повышения качества процесса обучения [31]
Ступени роста молодого педагога [10]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 2
    Гостей: 1
    Пользователей: 1
    rrr0901

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Новому времени – новая школа 2020 » Инновационные технологии как фактор повышения качества процесса обучения

    Решение проектных задач - залог высокого уровня освоения программного содержания

     

    У маленьких учеников

    Спросил художник Токмаков:

    "А кто умеет рисовать?"

    Рук поднялось - не сосчитать.

    Шестые классы. Токмаков

    И тут спросил учеников:

    "Ну, кто умеет рисовать?"

    Рук поднялось примерно пять.

    В десятом классе Токмаков

    Опять спросил учеников:

    "Так кто ж умеет рисовать?"

    Рук поднятых и не видать.

    А ведь, ребята, в самом деле,

    Когда-то рисовать умели,

    И солнце на листвах смеялось.

    Куда всё это подевалось? (Валентин Берестов)

    Эти строки Валентина Берестова как нельзя лучше иллюстрируют всем нам хорошо известную истину: дети от природы - народ любознательный и интересующийся. Однако, как показывает практика, очень часто стремление узнать новое и объяснить непонятное постепенно становится всё менее и менее заметным.

    Приоритетом начального общего образования в ФГОС является формирование общеучебных (универсальных учебных действий) умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых предопределяет успешность всего последующего самообразования. Выпускник начальной школы должен уметь пользоваться арсеналом различных учебных средств, в том числе, в новой незнакомой нестандартной ситуации.

    У современного учителя есть множество возможностей для того, чтобы избежать столь печального развития событий, которые «нарисовал» поэт. Один из эффективных способов формирования самостоятельности и развития познавательных умений-метод проектов.

    В 2010 году мы, как одна из 21 пилотной школы области, приступили к реализации новых федеральных образовательных стандартов начального общего образования, и перед педагогическим коллективом стал вопрос: как правильно и главное эффективно  организовать один из приоритетных видов деятельности учащихся, а именно проектную деятельность.

    Все мы, безусловно, знаем, что  такое проект. Но говорить  о полноценной проектной деятельности в начальной школе неправильно. Учащиеся в возрасте 6-10 лет в силу своих возрастных особенностей не могут выполнить все требования, предъявляемые к выполнению проектной деятельности.

    Изучив литературу, было принято решение организовать на ступени начального образования работу по решению проектных задач как прообраз проектной деятельности.

    Проектная задача - это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального "продукта". Фактически проектная задача задаёт общий способ проектирования с целью получения нового (до этого неизвестного) результата.

    Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.

    В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

    • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
    • целеполагать (ставить и удерживать цели);
    • планировать (составлять план своей деятельности);
    • моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное);
    • проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;
    • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других).

    Эти задачи имеют творческую составляющую.  Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность. Они помогают сложиться учебному сообществу. Осваивается реальная практика произвольности поведения: самоорганизация группы и каждого внутри её, управление собственным поведением в групповой работе.  Нужно отметить следующий момент: начиная работу по решению проектных задач в 1 классе, большое внимание нами уделяется обучению ребят работать в группе.  И в дальнейшем эти умения дети используют на всех занятиях.  Взаимодействуя в группе, дети приходят к пониманию того, что для достижения общей цели всем участникам группы необходимо договариваться между собой, вырабатывать общий путь решения задачи, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль в процессе решения задачи.

    В содержании проектной задачи нет конкретных ориентиров на ранее изученные темы или области знаний, к которым относятся те или иные задания. Школьники находятся в состоянии неопределенности относительно способа решения и, тем более, конечного результата. Решение проектной задачи требует коллективно-распределённой деятельности учащихся-работы в малых группах (в отдельных случаях в парах).

    Не секрет, что после изучения темы учителю недостаточно провести одну проверочную работу, чтобы составить ясное и полное представление об уровне усвоения школьниками учебного материала, формирования коммуникативных навыков. Создав на уроке нестандартную ситуацию, учитель сможет более объективно оценить знания детей и определить их проблемы. Для педагога важно найти, придумать такую ситуацию, которая была бы интересна детям. Окунувшись с головой в проблему, дети не подозревают, что именно диагностирует учитель, они увлечены решением задачи, работают не "на учителя", а на свою общую цель и тем самым, не задумываясь об этом, демонстрируют свои истинные предметные знания.

    Решение проектных задач в практике работы нашей школы – это не отдельные занятия, а система работы. 3 раза в год на основании приказа  директора школы проводится неделя решения проектных задач.

    Так как с введением ФГОС НОО данная работа только начиналась, готовых проектов для начальной школы практически не было. Но наши учителя – люди творческие. Используя предлагаемый материал, они создавали проектные задачи самостоятельно. Таким образом, в настоящий момент, в нашей школе создан Банк проектных задач. Тематика их  разнообразна. Причём, проектные задачи могут быть как предметные, так и метапредметные.

    Предметные проектные задачи:

    Литературная гостиная (по творчеству С.Маршака)

    «Танграм»

    «Природные зоны России»

    «Как на Руси одевались»

    Метапредметные проектные задачи:

    «Что нам осень принесла»

    «Спасение Учёного Кота»

    «Книжка-малышка «Колобок»

    «Устное народное творчество. Сказка»

    «Конструирование детской площадки»

    «День Земли»

    «Красная книга Саратовской области»

    «Кукольный домик»

    «Моя кухня»

    В любом случае главное условие, позволяющее отнести задачу к классу проектных, - это возможность переноса известных детям способов действий (знаний и умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский "продукт".

    Основная педагогическая цель проектных задач - способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Основной метод - встроенное наблюдение. Эту роль выполняют эксперты. У эксперта обязательно должна быть карта наблюдения (экспертные листы), которые нужны для анализа. В роли экспертов можно привлекать  других учителей или старшеклассников. У нас эту роль выполняют родители, которые обязательно присутствуют на каждом подобном занятии и являются, как я уже отметила, не пассивными наблюдателями. Обязательно должно присутствовать публичное выступление экспертов, в которых отмечаются как положительные, так и отрицательные примеры работ групп школьников над проектной задачей.

    Отработав систему работы над проектными задачами, наша школа вышла на новый уровень. В рамках сотрудничества была организована работа ПДМС совместно с педагогическим коллективом  детского сада «Ромашка».  И проектные задачи мы  стали решать в разновозрастных группах. В чём же польза занятий такого рода? С одной стороны, наши ученики выступают в новой для себя роли – наставники малышей, а с другой – те дети, которые приходят в последствии к нам из детского сада, уже не испытывают трудностей  и с лёгкостью «вливаются» в этот процесс.

    Итак, решение проектных задач в процессе обучения в начальной школе, безусловно, способствует  получению качественно новых результатов в усвоении учащимся содержания программного материала. И, что немаловажно, мы делаем прицел на перспективу: решение проектных задач заложит основу для эффективного внедрения  полноценной проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте. Ведь основная наша цель: защита  индивидуального  проекта выпускником 9 класса, которая является обязательным требованием стандартов Основного Общего Образования.

    Категория: Инновационные технологии как фактор повышения качества процесса обучения | Добавил: rrr0901 (22.06.2020)
    Просмотров: 180 | Рейтинг: 5.0/3
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]