Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Суббота, 20.04.2024, 18:58
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Дошкольное образование – доступность и качество [18]
Воспитательная система в образовательных организациях в соответствии с современными требованиями и в [10]
Мастер-класс – имидж современного педагога [6]
Особенности дистанционного обучения и возможности дистанционных технологий в учебном процессе [14]
Инновационные технологии как фактор повышения качества процесса обучения [31]
Ступени роста молодого педагога [10]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 3
    Гостей: 3
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Новому времени – новая школа 2020 » Инновационные технологии как фактор повышения качества процесса обучения

    Использование  интерактивных  методов как один из путей формирования творческих способностей школьника ХХI  века

     

    Аннотация: в статье рассматриваются актуальность применения интерактивных методов у обучающихся как основного способа ориентации в мире информации, форма интерактивного обучения как работа в малых группах.   На конкретном примере показана эффективность интерактивных методов, применяемых на уроках    в школе.

    Ключевые слова:  диалоговое обучение, интерактивное обучение, работа в малых группах.

     «Использование  интерактивных  методов как один из путей формирования творческих способностей школьника ХХI  века» 

     Интерактивные методы, получившие распространение  конце ХIХ  -в начале ХХ вв., не столько дань моде, сколько острая необходимость для российского образования. Практика жизни показывает, что в настоящее время куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией, чем иметь определенный набор знаний. Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов и законов, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.   В соответствии с этим многие исследователи связывают инновации в образовании с интерактивными методами обучения, под которыми понимаются «… все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия каждого ученика» [1].

     В настоящее время значительно повышается количество информации, которую приходится обрабатывать современному человеку, значительно увеличивается разнообразие форм её представления. Это обусловливает актуальность развития интерактивных методов  у обучающихся как основного способа ориентации в мире информации.

    Интерактивное обучение – это погружение в общение. Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса. Изменяются только формы - с транслирующих на диалоговые (обмен информацией, основанный на взаимопонимании и взаимодействии). В целом они сходятся на том, что это способность анализировать информацию с позиции логики, оценивать информацию, проверять её и умение использовать её для решения как стандартных, так и нестандартных проблем [2].

    Школьные курсы истории и обществознания, информатики имеют огромный потенциал развития интерактивных методов.

    Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие. Активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. 

    Рассмотрим такую форму интерактивного обучения как работа в малых группах, когда нужно решить сложные проблемы коллективным разумом, командной работой.

     Можно говорить о некоторых признаках организации  хорошей команды. В ней участники считают себя частью рабочей группы. Соблюдается баланс между эффективной командной работой и сотрудничеством. Члены группы чувствуют себя компетентными, выполняют задания самостоятельно и несут ответственность за их выполнение. Между ними идет непрерывная дискуссия для улучшения сотрудничества и повышения эффективности командной работы. Каждый человек свободно предлагает свои идеи и критикует других [3]. В хорошей команде каждый ее член ощущает соответствие между тем, что он дал группе и тем, что он от нее получил. Это достигается за счет того, что каждый человек занимает свое оптимальное место в команде.  Командная работа невозможна без коммуникации и сотрудничества.

     Анализ ситуации в ходе проведения уроков показывает, что обучающиеся плохо умеют сотрудничать. Умение работать в команде сегодня ценится работодателями чрезвычайно высоко, особенно заметным это веяние стало на фоне всеобщей индивидуализации, появления в компаниях одиночек-«суперзвезд», которые великолепно справляются со своими функциями, но совершенно не способны к командной работе.   Преодоление данных трудностей, становится возможным посредством активного обучения и организации командной работы (интерактивного обучения), в частности, в рамках предмета обществознания, истории, информатики.

    Например, на  уроке истории в 10 классе по теме «Политическая раздробленность Руси»  проводится следующая работа: класс делится на команды по четыре человека. Каждой команде  предлагается  таблица на листе бумаги А3 «Согласование подходов». Лист разделен на сектора таким образом, что для каждого участника на листе отведено своё место и центральное командное пространство. Классу задается вопрос: перечислите основные признаки и причины политической раздробленности. Участники команды отвечают одновременно на своей части листочка, записывая как можно больше пунктов в отведенное время. Далее первый участник называет один из пунктов, которые он записал. Остальные члены команды комментируют идею. Если участники команды соглашаются с важностью упомянутого пункта, первый участник записывает синтезированные идеи команды в центре листка. Действия повторяются один или несколько кругов, участники по очереди предлагают идеи и записывают общий вариант. В конце работы подводится общий итог в классе, когда заслушиваются представители команд, а учитель дает свои комментарии. Как вариант, характеристику понятий дети могут записать у себя в тетради, но в дальнейшем обменяться мнениями и совместно выбрать лучшие.  

    На уроках информатики групповая работа способствует развитию личности учащегося, раскрытию его способностей, активизации его познавательной мотивации, стимулирует обучающихся к генерации новых идей, повышает креативность их мышления, обеспечивает дружественную атмосферу в команде и в классе.

    Т.А. Пашковская [4], определяет, что технология работы в малых группах, на уроках информатики, это достаточно типичная форма обучения при использовании компьютерной техники, например, при освоении новых программных средств, при работе над проектами, при недостаточном количестве компьютеров. Эта форма может отражать реальное разделение труда в коллективе программистов, работающих над одной задачей.

    При обучении в составе группы внутри нее возникает интенсивный обмен информацией, поэтому групповые формы эффективны в группах с участниками различного уровня подготовки и мотивации. Усвоение знаний и умений происходит результативнее при общении учащихся с более подготовленными товарищами.

    Через технологию работы в малых группах можно стимулировать развитие творческих способностей, формировать познавательный интерес к информатике, получение прочных, качественных знаний [5].

    Современное  образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков, как основной цели обучения, на формирование общих учебных умений, на развитие самостоятельности и освоение универсальных  учебных действий.

    Именно интерактивные методы позволяют учащимся почувствовать свои силы и свои способности. У ребят повышается самооценка, уверенность в себе [6]. Очень важно воспитание взаимоуважения, терпимости к мнениям и поступкам окружающих людей. Высоко ценятся в обществе такие качества, как коммуникабельность, умение общаться с людьми, договариваться, находить компромиссы, работать в команде.

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Иоффе А.Н. Активная методика – залог успеха / Гражданское образование. Материал международного проекта. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. 382 с.
    2. Современные интерактивные технологии и методы обучения в образовании [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ebeam-russia.ru (дата обращения: 28.02.2020).
    3. Типологии уроков, методов и приемов обучения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://shishkova.ru/students/typology.htm (дата обращения: 02.03.2020).
    4. Пашковская Т.А. Формы и методы обучения информатике, 2012. [Электронный ресурс]: nsportal. URL: http://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/2012/01/27/formy-i-metody-obucheniya-informatike
    5. Магомедова П.А. Методика организации работы в группах на уроках информатики и ИКТ. [Электронный ресурс] URL: http://magomedova.netfolio.ru/files/c8254a08-6037-4ea7-828f-c6f6a2212c01.pdf
    6. См.: Воровщиков С.Г. Внутришкольная система развития учебно-познавательной компетентности учащихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2010. - №1  

     

     

     

     

     

     

    Категория: Инновационные технологии как фактор повышения качества процесса обучения | Добавил: rrr0901 (22.06.2020)
    Просмотров: 214 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]