Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Четверг, 28.03.2024, 20:16
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Дошкольное образование – доступность и качество [18]
Воспитательная система в образовательных организациях в соответствии с современными требованиями и в [10]
Мастер-класс – имидж современного педагога [6]
Особенности дистанционного обучения и возможности дистанционных технологий в учебном процессе [14]
Инновационные технологии как фактор повышения качества процесса обучения [31]
Ступени роста молодого педагога [10]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Новому времени – новая школа 2020 » Дошкольное образование – доступность и качество

    Реализация национального проекта «Образование» в детском саду

     

    В соответствии  с задачами из  Указа  Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» был разработан национальный проект «Образование». Полномасштабная реализация этого проекта началась в январе 2019 года.

    Национальный проект «Образование» – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

    Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.

    В рамках нацпроекта «Образование» будут реализованы 10 федеральных проектов:

    1. Проект «Современная школа».

    2. Проект «Успех каждого ребенка».

     3. Проект «Поддержка семей, имеющих детей».

    4. Проект «Цифровая образовательная среда».

     5. Проект «Учитель будущего».

    6. Проект «Молодые профессионалы» (повышение конкурентоспособности профессионального образования)

    7. Проект «Социальные лифты для каждого».

    8. Проект «Новые возможности для каждого».

    9. Проект «Экспорт образования».

    10. Проект «Социальная активность».

    Наиболее актуальным для системы дошкольного образования является проект: «Поддержка семей, имеющих детей». Задача проекта: создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет и реализация программ психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье. На основе федерального проекта правительство саратовской области и министерство просвещения Саратовской области разработали региональный проект «Поддержка семей имеющих детей», целью которого стало: создание условий для повышения компетентности родителей обучающихся в вопросах образования и воспитания, в том числе для раннего развития детей в возрасте до трех лет путем предоставления услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей

    В нашем муниципальном районе детские дошкольные образовательные учреждения располагают необходимыми ресурсами для реализации задач регионального проекта, который ориентирует образовательные учреждения на создание условий для повышения компетентности родителей, обучающихся в вопросах образования и воспитания, в том числе для раннего развития детей в возрасте до трех лет. На базе каждого дошкольного образовательного учреждения созданы консультационные центры. В каждом детском саду выстроена система ранней помощи, задача центров помочь семье понять и принять проблему ребенка, правильно оценить его реальные возможности и начать длительную и серьезную работу по его социализации и интеграции.

     Опытом работы консультационного центра «Территория детства», который работает более 5 лет в нашем детском саду, я и хочу показать, что проект «Поддержка семей имеющих детей», один из первоочередных, который позволит успешно реализовать следующие модели.

    В работе консультационного центра в нашем детском саду задействовано 11 специалистов детского сада: воспитатель, музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель-логопед, медицинская сестра, воспитатель по изобразительной деятельности, инструктор по физическому воспитанию, старший воспитатель, которые прошли необходимую специализированную подготовку для работы с детьми раннего возраста, в том числе с особыми образовательными потребностями. Координирует работу центра заведующая МБДОУ. Консультационный центр работает 2 раза в неделю в среду 12.00 до 16.00 и пятницу 11.00 до 15.00.

    На сегодняшний день консультационный центр «Территория детства»  - это  не структурное подразделение,  но, которое имеет в своем составе службу ранней помощи и дистанционный сервис, в виде страницы консультационного центра в социальной сети Одноклассники https://ok.ru/profile/581942484650., работа центра освещается на официальном сайте ДОУ.  Особенностью консультационного центра «Территория детства» является предоставление услуг родителям, имеющих детей, в дистанционном режиме. С открытием дистанционного формата помощи у центра появилась возможность привлечь потенциальных клиентов из числа жителей удаленных территорий Петровского района, а тал же гостей города, которые гостят несколько месяцев в нашем городе.

    Родители могут воспользоваться услугой, не выходя из дома, оставляя на официальном сайте нашего детского сада заявку на индивидуальную консультацию или формулируя вопрос, заполнить специальную форму в разделе обратной связи. Таким образом, родители могут получить электронный ответ специалистов по разрешению проблемы.

    Активными сервисами психолого-педагогической поддержки семей в рамках деятельности нашего центра выступают: индивидуальные и групповые консультации по вопросам развития и воспитания детей. Для проведения консультаций специалистов выделена группа, в которой выделены зоны: консультирования, ожидания приема специалистов, для игры детей до 10 человек.

    Одним из главных принципов работы центра является подход «Решаем проблемы вместе!». Воплощение принципа в деятельность позволит консультационному центру "Территория детства» привлечь заинтересованных лиц как можно раньше, прежде всего из числа семей, воспитывающих детей раннего возраста, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.

    В результате накопленной образовательной практики за пять лет, по организации содействия семье и детству в учреждении сформировался объемный ресурс по оказанию бесплатной методической, психолого-педагогической и консультативной помощи населению с использованием эффективных современных форматов сервисных услуг (очных-заочных, дистанционных).

      Формы взаимодействия с родителями, которые мы используем в КЦ «Территория детства»:

    • Индивидуальные консультации во время занятий с малышом
    • Индивидуальные консультации в форме клубного часа
    • Подгрупповые консультации, мастер-классы

    Во взаимодействии с родителями детей раннего возраста используем инновационные интерактивные технологии, такие как:

    • Методический кейс
    • Аукцион решаем вопросы вместе

    Кейс-­технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения. Мы считаем, что выбранная нами технология актуальна. Актуальность данной технологии в том, что она обеспечивает организацию увлекательной развивающейся деятельности малыша дома, отвечает реалиям информационного века и ФГОС ДО.  Методический кейс, как технология взаимодействия с родителями универсальна, и не привязана ко времени, благодаря этому план взаимодействия с семьей малыша раннего возраста может быть гибким.  

    Разработанный нами методический кейс «Игровой марафон для мам и пап» в нашем случае — это единый информационный комплекс для родителей детей раннего возраста, состоящий из 3 частей: первый для родителей 0+, второй для родителей 1+, третий для родителей 2+, в каждый входит печатный кейс (печатная информация), онлайн –кейс (на страничке в социальной сети интернет), мультимедиа кейс (находится сейчас в разработке, в него собираются фильмы, ауди, видео, фото материалы).

    Работа над каждым кейсом требует от воспитателей и специалистов КЦ времени и творческого подхода. И к счастью, у этой технологии только один недостаток - это трудоемкость подготовительной работы педагога, так как готовых методических кейсов для родителей детей раннего возраста не разработано. Зато это открывает перспективы профессиональной реализации каждого педагога консультационного центра. Но результаты оправдывают эти усилия.

    Алгоритм работы над кейсом, разработанный педагогами КЦ, состоит из следующих шагов:

    1 шаг - постановка цели кейса, компетенции, умения или способности, которые нужно выявить или сформировать у малыша (по запросу родителя (законного представителя)

    2 шаг - описание кейса

    3 шаг – подбор игр, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.

    Печатный методический кейс для родителей 0+, 1+, 2+   включает в себя различные виды игр: музыкально-ритмические, предметные, художественные, игры на развитие речи, игры на чтение, игры-театрализации, математические игры, сюжетно-ролевые игры, пальчиковые – игры, игры-забавы, игры с предметами, игры с красками, игры на прогулке, подвижные игры.  К каждой игре составлен алгоритм описания:

    • Название игры
    • Цель игры
    • Правила игры
    • Последовательные алгоритмы (что сначала, что потом и т.д.)
    • Дополнительные пояснения по ходу игры
    • Рекомендации о том, как начать и закончить игру

    Дидактические принципы кейс – технологии и в частности методического кейса «Игровой марафон для мам и пап» обеспечивают индивидуальный подход к каждой семье, обеспечение семьи широким набором наглядно- дидактическим материалом, активностью в совместной образовательной деятельности в семье.

    Методическим кейсом в нашем центре родители пользуются по желанию. Родители обращаются с вопросом к специалисту или воспитателю консультационного центра.  В соответствии с запросом родителя, специалист или воспитатель   собирает кейс на выявление или формирование у малыша компетентности, умений или способностей. (предлагаю познакомиться с содержимым кейса.)  Перед тем, как родителям заберут кейс домой, воспитатель или специалист проводит презентацию содержимого кейса. Кейс родители берут на неделю, если интерес ребенка не угасает к содержимому, то кейс остается еще на неделю в семье. Преимущество интерактивной кейс-технологии заключается:

    • Продолжительное вовлечение родителей в образовательную деятельность с ребенком в семье
    • Изменение моделей поведений участников: для ребенка – самодеятельность, для родителя – роль менеджера, организатора, консультанта

    Еще одна из форм взаимодействия с родителями, посещающие наш КЦ «Территория детства», это проведение АУКЦИОНА «Решаем проблемы вместе».  Для начала давайте вспомним, что такое Аукцион?

    Аукцион - публичная продажа товара с использованием торгов. Товар продаётся в присутствии многих желающих - покупателей.

    Цель аукциона такова: 

    - установление партнерских отношений с семьей, посещающей КЦ

    - активизирование и обогащение воспитательных умений родителей;
    - поддержании уверенности родителей в собственных педагогических возможностях;
    - положительный эмоциональный настрой воспитателя и родителей на совместную работу по воспитанию детей;
    - повышение педагогической культуры родителей; 
    - совместная работа по обмену опытом семейного воспитания. 

    «Аукцион», такая форма взаимодействия с родителями в КЦ, которая дает возможность родителям анонимно задать вопросы на волнующие их темы. Наладить динамичную и действенную обратную связь в работе консультационного центра с семьей занимающейся семейным воспитанием ребенка раннего возраста.

    Для аукциона педагоги подбирают вопросы от родителей, формируют «торги» -вопросы по темам.   Готовят материал непосредственно нужный для проведения аукциона двухцветные карточки (красного-зеленого цвета), фишки, воспитатели и специалисты центра готовят лоты (ответы на вопросы родителей).  Во время аукциона родители не только получают готовые советы по своей проблеме, но и происходит обмен опытом в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, педагог-психолог отвечает на вопрос родителя «У моего ребенка так называемый кризис 3- х лет, как нам безболезненно преодолеть его?». Совместно с родителями он анализирует, как остро протекает этот период у детей. Затем предлагает поделиться родителям, как они преодолевали данный период, как они сейчас с ним справляются. Все происходит в виде игры, за каждый совет родитель получает фишку (т.е. советы продаются за фишки). После обмена опытом проводится рефлексия – родители голосуют двухцветными карточками (зеленая – совет понравился, и будет использоваться, красный – есть еще вопросы, нужна индивидуальная консультация).  Советы, набравшие большее количество фишек оформляются в виде портфеля «Аукцион идей»- родители для   педагогов» и «Аукцион идей» - педагоги для родителей» и находятся в консультационном центре в свободном доступе.

    В заключении хочется отметить, что первая встреча каждого специалиста нашего центра с семьёй на аукционе чаще всего не последняя. После получения ответа на один вопрос у родителей, как правило, возникает потребность во второй и третьей встрече. Поэтому наша основная задача заключается не только в предоставлении родителям готовых рецептов по любой проблематике, современной, своевременной и достоверной педагогической информации, но и в умении пробудить и поддержать у родителей интерес к совместной деятельности со своим ребёнком дома, в формировании практических навыков. Опыт работы нашего консультационного центра, необходим, чтобы две системы: детский сад и семья, стали открытыми друг для друга и помогли раскрытию способностей и возможностей.

    По инициативе родителей, посещающих консультационный центр «Территория детства», три года назад на его базе открыт Центр игровой поддержки ребенка «Академия почемучек». ЦИПР работает один раз в неделю, в пятницу с 10.00 до 11.00. Включает в себя игровые сенсорно-интегративные сеансы в детско-родительских парах или в стиле геокешинг (поиск клада).  Разработали тематический план развивающих игровых сенсорно-интегративных сеансов.  Предложили детям и их родителям восемь видов игр.  Занятия с малышом и мамой проводим по технологии геокешинг: мама с малышом приходит в детский сад, где его встречает старший воспитатель, знакомит с программой геокешинга (поиска клада) и приглашает выбрать для ребенка игровой маршрут развивающего занятия.  Структура маршрута:

    5 минут – встреча детей, знакомство с маршрутом индивидуального игрового занятия.
    10 минут – приветствие, сюрпризный или игровой момент, адаптационные игры; (педагог-психолог и инструктор по физическому развитию- физкультурный зал)
    10 минут – игры-развлечения, музыкальные и сюжетные игры; (музыкальный руководитель-музыкальный зал)
    10 минут – продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование; (воспитатель по изобразительной деятельности-изостудия)
    25 минут – свободная игровая деятельность: игры, направленные на сенсорное развитие, на ознакомление с окружающим, на физическое и социальное развитие, на развитие речи, игры на развитие мелкой моторики. Родители сами выбирают посещать с малышом каждую пятницу развивающее занятие, либо выбрать тематический маршрут на месяц. Маршрут № 1 «Мозаика»

    Участниками программы могут стать дети в возрасте от 1,5 до 3 лет и их родители. Маршрут работает 1 раз в неделю, по пятницам (с 10.00 – 11.00). Занятия по этому маршруту направлены на развитие речевой функции и профилактику речевых нарушений, развитие тонких движений руки, навыков конструирования, эстетического вкуса, внимание и мышление ребенка. Маршрут включает в себя 4 занятия продолжительностью 1 час (песочная терапия, игровое взаимодействие, развитие познавательной деятельности).

    Родители, регулярно посещающие вместе с детьми данный маршрут, узнают много новых и интересных игр для развития своих детей.  Его структура   меняется в зависимости от его тематики и запроса родителя.  Пока малыш занят играми, мамы могут получить консультацию с педагогом -психологом, учителем-логопедом, медсестрой, музыкальным руководителем и другими специалистами.   Так консультация не всегда проходит в общении со специалистом, иногда это печатная информация-буклет, листовка, чек-лист, дневник заботливого родителя.

    Благодаря работе центра нам удалось достичь:

    1. Безболезненная адаптация к условиям детского сада у детей раннего возраста.

    2.Успешная социализация дошкольников, не посещающих детский сад.

    3.Обеспечить тесное сотрудничество между родителями и педагогами и специалистами МБДОУ

    4.Потребность в получении психолого-педагогической помощи детям, не посещающих ДОУ, для обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении в школу.

    5.Удовлетворенность родителей работой специалистов консультационного центра «Территория детства» и ЦИПРа «Академия почемучек»

    6. Популяризация деятельности ДОУ

    Таким образом реализация проекта Поддержка семей имеющих детей, в детском саду через работу консультационных центров является первоочередным звеном в реализации моделей для реализации национального проекта «Образование».

    Категория: Дошкольное образование – доступность и качество | Добавил: rrr0901 (19.06.2020)
    Просмотров: 262 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/3
    Всего комментариев: 2
    2 funtikovaaksana  
    Искренняя заинтересованность взрослых: родите­лей,педагогов создает хорошую возможность для развития позитивных
    детско-родительских взаимоотношений. Очень хорошо, что вы оказываете
    психолого-педагогическую помощь родителям, у которых нет возможности регулярно
    общаться с педагогами, психологами и другими специалистами, работающими в
    дошкольных учреждениях, а так же помогаете гармоничному развитию детей,
    обеспечиваете доступность дошкольного образования для детей, не посещающих
    детский сад  по разным причинам.

    1 teremok  
    Сложностиродителей в воспитании детей дошкольного возраста во многом связаны с
    их недостаточной психолого-педагогической компетентностью. Несмотря на большое
    количество существующих на сегодняшний день педагогических пособий, они не
    могут решить проблемы каждой конкретной семьи. Поэтому родителям необходима консультативная
    помощь специалистов. Елена Михайловна, вы раскрыли интересные формы работы с
    родителями и детьми, не посещающими детский сад.  Спасибо!

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]