Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Пятница, 29.03.2024, 16:59
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Дошкольное образование – доступность и качество [10]
Воспитательная система школы как фактор достижения новых образовательных результатов [2]
Мастер-класс – имидж современного педагога [5]
Методическая система образовательной организации – условие профессионального развития педагога [4]
Инновационные образовательные технологии как фактор достижения нового качества образования [11]
Ступени роста молодого педагога [5]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 67
    Гостей: 67
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Новому времени – новая школа 2019 » Ступени роста молодого педагога

    Трудности работы классного руководителя

    Каждый человек, делая первые шаги в своей профессии, испытывает определенные трудности. Все кажется незнакомым, непонятным и требует приложения огромных усилий для достижения поставленной цели. Становление учителя происходит гораздо труднее, чем человека любой другой профессии, для успешного становления и развития ему не достаточно иметь багаж педагогических знаний, умений и навыков, полученных в учебном заведении. Здесь огромную роль играют личностные качества. Хороший педагог должен быть и учителем, и консультантом, и психологом, и актером в одном лице, то есть – помогать ученику в любой момент его жизни, уметь обратить внимание на себя

    В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни учителя считают ее дополнительной к своей преподавательской деятельности, другие называют ее самой главной. Как бы ни была трудна работа классного руководителя, она, несомненно, нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися.

    Классный руководитель – особый феномен педагогической среды. В результате сложившейся социально-экономической ситуации именно он стал ключевым элементом организации воспитания в школе. Профессиональная миссия педагога, на которого возлагается функция классного руководителя, - педагогическое сопровождение процесса индивидуального становления и развития личности ребенка в период его школьного образования. Классному руководителю важно помнить, что объектом его труда являются ученики. Опыт работы показывает, что в работе классного руководителя важными являются не столько его профессионализм, сколько его индивидуальность и личностный подход к работе.

    Ш.А. Амонашвили писал: «Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом».

    Я считаю, что классное руководство – это не работа, а образ жизни, т.к. свои функции и обязанности можно выполнить до конца только тогда, когда полюбишь детей своего класса, когда они станут для тебя близкими и родными. Их проблемы в учебе, в семье станут твоими проблемам, и разрешены они могут быть только при помощи старшего друга и советчика.

    Основные функции классного руководителя:

    а) аналитическая:

    - изучение индивидуальных особенностей учащихся;

    - изучение и анализ развития классного коллектива;

    - анализ и оценка семейного воспитания каждого ребенка;

    - анализ и оценка уровня воспитанности каждого ребенка;

    б) организационно - педагогическая:

    - организация и стимулирование разнообразной деятельности учащихся;

    - установление связи и семей учащихся;

    - организация взаимодействия классного коллектива со специалистами служб сопровождения, внешкольными организациями;

    в) коммуникативная:

    - регулирование межличностных отношений между учащимися;

    - установление оптимальных взаимоотношений «учитель - ученик»;

    - создание общего благоприятного психологического климата в коллективе.

    Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:

    - психолого-педагогическое просвещение родителей;

    - вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

    -участие в управлении школы.

     

    Каждое из направлений предполагает организацию определенных форм работы с семьей. На некоторых из них целесообразно остановиться подробнее…

    В соответствии со своими функциями классный руководитель отбирает формы работы с обучающимися и родителями:

    - индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.),

    - групповые (советы дел, творческие группы, органы самоуправления и др.)

    - коллективные (коллективные творческие дела, конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

     

    При выборе форм работы с учащимися я руководствуюсь следующим:

    - учитываю воспитательные задачи, определенные на очередной период работы;

    - определяю содержание и основные виды деятельности на основе воспитательных задач;

    - учитываю принципы организации воспитательного процесса, возможности, интересы и потребности детей, внешние условия, возможности педагогов и родителей;

    - осуществляю поиск форм работы на основе коллективного целеполагания;

    - обеспечиваю целостность содержания, форм и методов воспитательной деятельности.

    Нужно построить работу так, чтобы плоды этой работы с классом были видны, и у меня есть концепция воспитательной системы «Я с вами, вы со мной», которая позволяет мне более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе.

    Девизом концепции являются следующие слова:

    «Учась и играя, мы творим и дерзаем.

    Создавая и творя, мы совершенствуем себя».

    Воспитательная система нашего класса построена на гуманистическом принципе воспитания, а ребенок – главная ценность в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность.

    Сопутствующими принципами модели воспитания являются

    - принцип личностно-ориентированного подхода – в основе которого уважение личности ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям;

    - принцип социальной адаптации, где работа строится на отношениях партнерства, приспособления к окружающей среде;

    - принцип создания воспитывающей среды, где предполагается формирование умений и навыков самоанализа и самооценки.

    Основной целью воспитательной системы является воспитание всесторонней, гармонично развитой личности.

    Перед собой я ставлю рад задач для реализации данной модели воспитательной системы:

    - формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;

    - раскрытие творческого потенциала каждого ребенка;

    Формирование нравственной позиции школьника.

    Ученическое самоуправление класса осуществляется через малые инициативные группы, что является наиболее приемлемой формой, т.к. предполагает добровольное объединение учащихся в малые инициативные группы по интересам. Каждая группа занимается планированием и организацией коллективно-творческого дела по различным направлениям.Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между классным руководителем, учащимися и семьей.

    Семья – важнейший институт социализации подрастающего поколения. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином этапе играет семья.

    Нередко можно встретиться с мнением, что семья представляет собой источник стихийных, неорганизованных влияний на детей, и поэтому школа должна быть ведущей и направляющей организацией по отношению к семье. Но семья должна выступать не как потребитель и заказчик, а как партнер.

    Любая воспитательная система, имеющая цели и задачи, должна предполагать ожидаемый результат, т.е. что мы хотим получить в итоге.

    При разработке данной концепции, я опиралась на мнение и интересы ребят своего класса. Именно они являлись помощниками в составлении данной модели воспитательной системы, потому что вместе с ребятами и их родителями решаем многие задачи, стоящие перед нами.

    Но опыт работы показывает, что молодые учителя нередко используют дистанцию в общении, считая, что это помогает им утверждать себя как классного руководителя. Однако в большинстве случаев это ведет к педагогическим неудачам, к формализации системы социально-психологического взаимодействия, не способствует созданию истинно творческой атмосферы.

    Из-за отсутствия профессиональных навыков начинающие учителя прибегают и к другим негативным формам общения: общение-устрашение, общение-заигрывание. Обретение педагогом собственного стиля общения с детьми и коллегами - процесс сложный, тесно связанный с формированием творческой, педагогической индивидуальности в целом.

    Мы не должны мириться с тем, что равнодушие и черствость побеждает. Люди нуждаются в доброте, верности, сердечности. Именно эти свойства делают жизнь каждого человека светлой, яркой, радостной.

    Чаще всего классные руководители планирование жизнедеятельности в классе берут на себя, что является педагогической ошибкой.

    При планировании воспитательной работы в классе следует помнить (по моему мнению), что это процесс совместной деятельности классного руководителя, учащихся и родителей. Не следует забывать, что план работы должен содержать «необходимое, возможное и желаемое». Начинать работу следует с коллективного планирования, вписываясь в традиции и план школы. Лучше, если классный руководитель – разносторонняя личность, тогда каждый ребенок найдет себе дело по душе, родитель пойдет навстречу, деятельность класса будет иметь успех, а проблем не останется.

    Великий Авиценна писал: «Учитель - это жертвенная профессия, это человек, способный спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение». Уверена, что я и мои ребята находимся лишь в начале этого трудного пути, который приведет нас к новым высотам.

    Советы

    Относись к детям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

    Больше хвали и меньше ругай.

    Родитель ребенка - не твой ученик, не твой враг, а друг, советчик, единомышленник.

    Лучшая форма взаимоотношений с родителями:

    дети - родители - учитель - семья.

    Дети в классе - твое отражение; старайся постоянно работать над собой.

    Сохраняй молодость души на долгие годы, тогда тебе легче будет понять юных, рядом с которыми должна состояться твоя счастливая профессиональная карьера.

    Помни: школа – это театр, классный руководитель – режиссер, а главная роль отведена ученику.

    За несколько лет педагогической деятельности осознала ту остроту ситуации, которая сложилась в современном обществе. Красота, милосердие, искренность, чувствительность…Как не достает этих качеств в обществе и, несомненно, в образовании. Мы загружаем в ребячьи головы цифры, факты, формулы, понятия. Получают выпускники аттестаты зрелости, а души у многих так и остались в эмбриональном состоянии, чувственно-образное восприятие мира не развито. Чем это оборачивается для последующих поколений, ясно всем. Поэтому считаю важнейшей задачей и проблемой школы перед обществом научить ученика "думать хорошо", поступать хорошо, т.е. нравственно. Вывожу на первый план воспитывающую роль школы, ничуть не умаляя ее образовательной функции. Отталкиваясь от мысли, что человека, прежде всего, создает не образование, а нравственность, необходимо решать задачи, которые создают целостную систему, т.е. концепцию, направленную на развитие личности ученика. "От гармонии воспитания к осознанной нравственности, к гармонически развитой личности". Только происходящие изменения в личности ребенка могут свидетельствовать об эффективности воспитательного процесса. Поэтому диагностика – одна из составных частей моей работы

    Немаловажную роль в воспитании учащихся играет трудовая деятельность, самообслуживание, общественно-полезный и производительный труд. Мои учащиеся с удовольствием участвуют в трудовых делах: в ежедневной влажной уборке класса; в озеленении кабинета и территории школы; в работе на пришкольном участке; в экологических субботниках

    В своей работе с родителями использую различные виды собраний: организационные, собрания по плану классного всеобуча родителей, тематические, собрания-диспуты, собрания-практикумы, итоговые. Семья - хранительница народной культуры. Первоочередную роль в формировании личности ребёнка играет семья, традиции и обычаи семьи, народа, к которому он относится. Заимствуются на всю жизнь уклад семьи, манеры, образ отца и матери, отношение к людям. Семья обеспечивает прочные личностные образования, как привязанность и любовь к семье, родному дому, нормы элементарного социального поведения, интерес к окружающему миру. Приведя ребёнка в школу, семья передаёт эстафету воспитания школе, продолжая оказывать на него сильное воспитательное влияние. Процесс личностного формирования ребёнка обретает двух мощных субъектов воспитания - первичный субъект "семья" и вторичный, столь же мощный, - "школа", которые должны сотрудничать и добиваться результативного взаимодействия. Семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Никто не сомневается, что влияние семьи на ребёнка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Однако, в то же время семья не может обеспечить в полном объёме воспитание активной, творческой личности. В этом плане очень необходимо и важно сотрудничество семьи и школы. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться задачами становления человека. Многое я, как классный руководитель, делаю для объединения родителей. И если родители чувствуют себя коллективом, коллективом взрослых людей, заинтересованных в том, чтобы детям их класса в школе жилось хорошо и интересно, многое может измениться. Приобщение родителей к школьным заботам влияет на взаимоотношения детей и взрослых в семье. Моя главная задача в работе классного руководителя: - единение семьи и класса; - тесное сотрудничество «триады»: учителя – дети – родители

    Вспоминая детство, каждый взрослый человек часто воспроизводит события, связанные с его жизнью в школьные годы. Добрая память остается о том педагоге, с которым связаны радостные минуты общения, который помогал в решении личностных проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего – это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы. От уровня мастерства классного руководителя, педагогической культуры во многом зависит качество процесса воспитания и развития индивидуальности.

    В жестоком сегодняшнем мире ребенок не чувствует себя защищенным, не чувствует себя безопасно и комфортно. Значит, образовательное учреждение должно обеспечить такие условия, при которых детям в нем будет хорошо. Только в условиях комфортной обстановки (психологический климат) в образовательном учреждении возможно развитие личности. И здесь, опять же, главную роль играет классный руководитель.

    Категория: Ступени роста молодого педагога | Добавил: rrr0901 (11.06.2019)
    Просмотров: 233 | Рейтинг: 5.0/2
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]