Метапредметные результаты обеспечивают овладение умениями, которые составляют основу навыков учения. При достижении метапредметных результатов необходимо научить учеников активно мыслить, для этого необходимо организовать деятельность учащихся, в которой они не воспользуются заученными данными, а додумаются до того, чего раньше не знали. А затем, самое главное, смогут применять эти умения дальше при изучении, повторении и закреплении других тем, для отработки экзаменационных заданий, для подготовки проектов. Считаю, что элективный курс для предпрофильной подготовки, сможет помочь не только заинтересовать учеников в выборе профиля, но и научить продуктивно работать, а также, что неплохо и подготовить к сдаче экзамена по биологии. Поэтому мной был разработан элективный курс «Практикум по анатомии и физиологии человека в помощь сдающим ОГЭ». В нем затронуты темы, которые занимают большую часть из разделов ОГЭ. Предложены темы для выполнения индивидуальных проектов.
Учащимися в 8 классе усвоены основные теоретические положения анатомии, физиологии и гигиены человека, но практическое применение знаний учащихся - навыки решения биологических задач, постановка и проведение физиологического эксперимента развиты слабо. Элективный курс позволяет реализовать связь теоретического и практического материала, при этом через активизацию познавательной деятельности учащихся в изучении физиологических механизмов организма человека, автоматически углубляются знания по курсу «Анатомия и физиология человека», что удовлетворяет требованиям к подготовке для сдачи экзамена по биологии в 9 классе.
Проведение практических занятий курса включает три этапа:
Пред работой предлагается таблица или текст, вроде бы на припоминание, но в задании много такого что неизвестно и это нужно узнать в процессе работы. В течение всего занятия ученики должны будут возвращаться к этому заданию, пока не сделают его полностью.
1 этап: отработка теоретического материала, связанного с выполнением конкретной практической работы.
2 этап: выполнение работы, ее оформление. Работа идет осознанно, поэтапно, ученики знают цель, критерии выполнения работы, отрабатываются навыки работы с простейшим оборудованием. Для лучшей работы на каждого ученика оформляются индивидуальные листы, организуется групповая самостоятельная работа.
3 этап: защита выполненной лабораторной работы, при которой используются различные методы, формирующие метапредметные результаты: познавательные, регулятивные, коммуникативные. Защита работы требует от учеников наличия определенных умений, т. к. может проводиться в форме собеседования или опроса, решения задач и проблемных вопросов, построения схем, графиков, составления таблиц, работы с текстом. Многие из этих умений будут использоваться при сдаче ОГЭ. Можно использовать групповую работу.
В защите участвуют все ученики в группе, фиксируют в индивидуальных листах записи, получается единое целое - это собственный прирост ученика.
После защиты работы по теме занятия отрабатываются умения оценивать правильность биологических суждений, проводить множественный выбор, устанавливать соответствие, определять последовательность биологических процессов, явлений, объектов, включать в биологический текст, пропущенные термины и понятия из числа предложенных, работать с текстом биологического содержания, со статистическими данными, представленными в табличной форме. В конце работы организовывается рефлексия, можно предложить творческое задание, например, синквейн по теме занятия.
Подобная работа хорошо зарекомендовала себя в предпрофильной подготовке учеников 9 классов.
Элективный курс «Практикум по анатомии и физиологии человека в помощь сдающим ОГЭ» - https://yadi.sk/d/KTcA9ykzrtUJo
Пример занятия - https://yadi.sk/d/827s09qUgVE0qg
Источник: http://uprobr.ucoz.ru/avatar/06/Slet_Cream/kodackaja_s-v-ispolzovanie_prakticheskoj_raboty_v_.rar |