Современное общество не стоит на месте, оно постоянно находится в стадии генезиса. Изменения потребностей нашего общества непрерывно связаны с образованием, ведь именно оно дает нам толчок для развития и усовершенствования своих возможностей. Работа, которая ведется в нашей школе, направлена на развитие личности, на то, чтобы ребенок, который приходит в школу имел право всесторонне развиваться. Именно поэтому мы должен создать условия для благоприятного развития личности, воспитать человека, который будет адекватно реагировать на изменения современного общества, сумеет приспособиться к его условиям и внести свой вклад в его развитие.
Важным моментом работы с одаренными детьми является комплекс мероприятий, направленных на укрепление сотрудничества с семьями способных детей.
В семье происходит формирование личностных качеств и творческих способностей ребенка, поэтому практическая задача педагогов – оказание психолого-педагогической поддержки семьям, имеющим способных и одаренных детей.
Семья одаренного или способного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается решающим. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – не только получить информацию, но и поддержать ребёнка и развить его способности в сотрудничестве с родителями.
Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа только со школьным учебником, они читают словари, энциклопедии, развивая свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности.
На развитие одаренности ребенка влияет отношение родителей. Некоторые относятся отрицательно, другие просто игнорируют, третьи – положительно. И есть еще одна группа родителей, которые одаренность своего ребенка гиперсоциализируют (когда родители видят в одаренности престижность, возможность самоутверждения через выдающиеся способности своих детей или реализации своих несбывшихся потенциальных возможностей)
Поэтому задача начальной школы – создать ребенку и его семье комфортные условия для развития творческого и познавательного потенциала.
Свою работу с семьями можно вести по четырем направлениям:
- психологическое сопровождение семьи способного ребенка;
- информационная среда для родителей
- совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей;
- поддержка и поощрение родителей на уровне школы.
1. Психологическое сопровождение семьи способного ребенка
По этому направлению я очень тесно работаю с психологом школы.
Цель работы психолога с родителями талантливых детей - обучение родителей эффективному взаимодействию с их ребенком.
Данная работа направлена на:
-расширение возможностей понимания одаренного ребенка;
-улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком;
-выработку новых навыков взаимодействия с ребенком;
-установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком.
В целом работа с родителями направлена на то, чтобы научить их понимать и принимать своего ребенка, видеть его таким, какой он есть, а не только через призму его талантов. Необходимо подготовить родителей к тому, что из одаренного ребенка вырастет одаренный взрослый, и объяснить им, что в этом нет ничего страшного, что это – замечательно.
2.Информационная среда
Специально для родителей класса разработан цикл родительских собраний под общей темой: «Мой ребенок – восьмое чудо света». Формы собраний очень разнообразные: круглые столы, конференции, практикумы, творческие копилки и т.д.
Здесь я предлагаю тесты, анкеты, для дискуссии разные ситуации. Здесь родители делятся своим опытом воспитания детей.
На своем персональном сайте я разместила рекомендации родителям одаренных детей:
- Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.
- Оценивайте уровень развития ребенка.
- Избегайте длинных объяснений или бесед.
- Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являются признаком одаренности.
- Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.
- Развивайте в своих детях следующие качества:
-уверенность, базирующуюся на собственном сознании самоценности;
понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;
-интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
-привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
- умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех взрастов.
3.Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей
В первый класс дети приходят после подготовительных курсов «Предшкольная пора», которые организованы при нашем лицее. К моменту окончания курсов я достаточно хорошо знакома с родителями и детьми. Работа по развитию творческого и познавательного потенциала детей начинается в летнее время перед первым классом. Лето – благоприятное время для решения воспитательно-образовательных задач. Целесообразно подготовить родителей к активному познавательному совместному отдыху с детьми. На майском собрании я информирую родителей о широких возможностях, как провести лето с ребенком интересно и полезно. Родителям сообщается, что в сентябре будет проведен конкурс «Наше необычное лето!»
Еще до поступления в первый класс, я рассказываю родителям о летней предметной школе для одаренных детей.
Правильные рекомендации по проведению летнего отдыха с детьми, на мой взгляд, дают родителям больше возможностей и идей для совместных с детьми экскурсий, интересных и полезных дел и творческих работ, а у детей больше положительных эмоций, приятных воспоминаний.
Еще одним важным моментом, когда начинаю обучать первоклассников, объясняю родителям, что одарённая личность – личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной сфере общения (лидерство).
Делаю я это для того, чтобы родители смогли правильно соотнести одаренность своего ребенка с одной из областей.
Во время учебного года родители и дети организуют совместные проекты разнообразной тематики, делают презентации своих проектов на тематических неделях.
4.Поддержка и поощрение родителей на уровне школы
Работа родителей обязательно должна поддерживаться и поощряться школой. В конце года я провожу совместный праздник детей и их родителей «Мы славим тех, кто нас прославил». На сцену выходят не только дети, которые являются Честью и Славой класса и школы, но и их родители.
В конце года всегда вручению грамоты и благодарственные письма родителям, которые в сотрудничестве с учителем создавали комфортные условия для развития творческого и познавательного потенциала своих детей.
Таким образом, я попыталась представить Вам лишь маленькую часть огромной деятельности учителя и родителей по поддержке и развитию одарённости. |