Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Четверг, 18.04.2024, 08:54
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Публичный доклад директора об образовательной и финансовой деятельности [0]
Дошкольное образование – доступность и качество [12]
Дополнительное образование – время перемен [1]
Мастер-класс – имидж современного педагога [5]
Выявление и поддержка одаренных детей и талантливой молодежи [5]
Инновационная деятельность образовательного учреждения как фактор роста профессионализма педагогов [7]
Ступени роста молодого педагога [5]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Новому времени – новая школа 2018 » Выявление и поддержка одаренных детей и талантливой молодежи

    Менторская поддержка одарённых детей через систему заочно-очных олимпиад по географии

    В настоящее время проблема развития одаренных и талантливых детей все шире привлекает внимание психологов и педагогов. Создан Всемирный совет по таланту и одаренности детей, в состав которого входят представители 23 государств. 55 стран объединены во Всемирный совет по одаренным и талантливым детям. Основные задачи Совета - изучение одаренных и талантливых детей и создание специальных программ по их развитию. В последние годы работа с одарёнными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений, как на уровне общества, так и на уровне нашего государства. дети – будущее России. Именно поэтому была создана и реализуется федеральная целевая программа «Дети России» и её подпрограмма «Одарённые дети». По инициативе Президента РФ В. Путина был создан фонд «Талант и успех». Основной целью его создания было выявление по всей стране талантливых ребят, помощь им в интеллектуальном росте, раскрытии своих творческих, умственных, физических способностей. Чтобы решить поставленную задачу, был открыт образовательный центр «Сириус» (Сочи). Даже в европейских странах нет подобных центров, поэтому России есть чем гордиться!

    Считаю, что одарённые дети есть в каждой школе. Это как драгоценный камень, который не приметен в природе, а чтобы превратиться в ювелирное изделие требует много внимания и труда[3].

    Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова объясняет слово “одарённость” следующим образом: “То же, что талантливый…”. А уж талантливый - “…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями” [7]. Как учителю среди массы учеников найти способных, талантливых?

    Поиск личностей с признаками одарённости должен идти непрерывно, начиная со школы. Показателем одарённости является особая направленность ребёнка на сложную умственную деятельность, и наличие у него врождённых навыков эффективной познавательной деятельности. Наиболее распространённой формой отбора одаренных детей являются олимпиады. Главная задача учителя, работающего с одарёнными детьми – дать ребёнку возможность проявить себя, заинтересовать его, разжечь в нём искорку одарённости, желание пополнять свои знания и в дальнейшем, но уже самостоятельно. "Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача — помочь им раскрыться, развить собственные идеи", — писал Песталоцци [9].Именно это утверждение стало для меня основным руководством в работе. Я считаю, что необходимо направить деятельность ученика к личностному саморазвитию и самоопределению своего места в быстро развивающемся мире, предоставляя ему возможность самому конструировать свои знания. Согласитесь, зачастую процесс обучения в школе превращается в процесс принуждения к учёбе. Но «навязанные» знания не очень хороши. Они, как правило, поверхностны и недолговечны. Напротив, если у ученика есть интерес к изучаемому предмету, он с радостью будет воспринимать всё, что связано с этим предметом, а также будет пытаться узнать ещё что-нибудь самостоятельно. Творческое отношение к изучаемому предмету стимулирует проявление одарённости. Ребята радуются тому, что они имеют успех, и эти положительные эмоции подталкивают их к развитию своих способностей. Это очень важно для становления человеческой личности, ведь в процессе обучения ребята должны научиться вырабатывать потребность развивать свои природные данные, ценить самое маленькое зёрнышко таланта…

    Человека нельзя научить – он учит себя сам. Я придерживаюсь этого принципа, работая с одарёнными детьми. Одна из форм работы с одарёнными детьми – менторство. В греческой мифологии Ментор — мудрый и преданный советчик Одиссея, его руководитель в мире опыта. Когда Одиссей отправился в дальние странствия, богиня Афина, приняв облик Ментора, стала наставницей Телемаха, сына Одиссея[10].Таким образом, слово “ментор” стало обозначать того, кто:

    а) дает советы или наставления

    б) служит руководителем или преподавателем.

    Менторство (особенно в профессиональном окружении) подчеркивает неофициальный аспект межличностных отношений в процессе научения и работы, а также совершенное владение ремеслом или предметом.

    В нашем случае менторство – это специфические отношения, складывающиеся между учителем и одарённым учеником, группой учеников, с которыми он занимается, для того, чтобы расширить их знания в определённой предметной области. Менторство, но не в русском смысле, носящим оттенок снисходительной насмешки, а в том, в каком его употребил великий Гомер. В нашей стране эта форма известна мало. Индивидуальный руководитель, наставник, заботящийся о развитии специальных способностей и об общем культурном уровне незаурядного ребёнка – явление довольно редкое. Например, в школах с углубленным изучением отдельных предметов города Саратова работают преподаватели ВУЗов или студенты, которые ведут дополнительные занятия, кружки. Потребность в таких взаимоотношениях особенно велика у ребёнка с высоким интеллектом, с необычными запросами, которые трудно удовлетворить в условиях школьного урочного обучения. Пока у нас при всех переменах в системе образования, эта форма работы не используется целенаправленно. И единственным человеком, особенно в учебных заведениях сельской местности, способным взять на себя роль ментора является учитель. Начинать надо с себя. Я приняла участие во Всероссийской блиц-олимпиаде «Время знаний», работа с одарёнными детьми в соответствии с ФГОС и стала победителем.

    Учителю следует точно осознать, что его отношения с учениками должны быть только партнёрскими. Превосходство же учителя может выражаться в уровне знаний и умений, и чем выше эти качества , тем более учитель свободен в смысле педагогических воздействий на ученика. Я считаю, самостоятельно полученное правильное решение, пусть даже иногда не через полное логическое обоснование, интуитивного ощущения, в дальнейшем при окончательном разборе с анализом результата примет ясную убедительную форму. Поэтому вот уже несколько лет я работаю над темой «Менторская поддержка одарённых детей через систему заочно-очных олимпиад по географии».

    Начиная работать в данном направлении, сразу определилась с целями и задачами:

    · Создание информационных условий

    · Обогащение интеллектуальной сферы ребёнка

    · Развитие самостоятельности

    · Привитие умения работать в новых, незнакомых условиях.

    С чего всё начинается? С анкетирования учащихся с целью выявления интересов и склонностей ребят к изучению того или иного предмета. (Приложение 1) Для этого психолог школы готовит вопросы анкеты. На основании результатов анкетирования определяются учащиеся, проявляющие интерес к изучению географии. Чаще всего таких набирается человек 9-11 из учащихся 6-11 классов. Они в дальнейшем и становятся постоянными и активными членами географического кружка и участниками олимпиад. И с этого момента шаг за шагом, пополняя свой багаж знаний, ребята приближаются к победе на олимпиадах.

    Я составляю индивидуальный план работы на учебный год для каждого учащегося. Он включает в себя такие виды деятельности, которые способствуют развитию интеллектуальных и творческих способностей ребёнка. (Приложение 2)

    Всероссийская олимпиада школьников по основным общеобразовательным предметам является одной из самых распространённых форм работы с одарёнными детьми. Проблеме подготовки учащихся к олимпиадам посвящено достаточно много педагогических исследований, в частности известны работы Б.П.Вирачева и М.И.Баишевевой, П.С. Александрова, М.И. Башмакова, И.М. Гельфанда, Г.И. Глейзера, Б.В. Гнеденко, Б.Н. Делоне, и др.[4].

    Основной мой принцип подготовки учащихся к участию в олимпиадах – максимальная самостоятельность самих учащихся. Самые прочные знания – это те, которые добываются собственными усилиями, самостоятельно, в процессе работы с литературой или с интернет-ресурсами. Поэтому сразу я озвучиваю список сайтов, полезных для учащихся при работе над вопросами олимпиады. (Приложение 3)

    Основываясь на том, что для школьника важен первый, пусть даже робкий успех, я начала с проведения заочных викторин, чтобы потом перейти к заочным олимпиадам. Источником доведения до учащихся заданий викторины стала стенная газета географического кружка. Составляется план подготовки одарённых детей к олимпиаде, который включает несколько этапов. Это длительный по времени процесс. Но на каждом этапе сохраняется технология поддержания самопроцессов школьников – самопознание, самообучение, самопросвещение, самовоспитание и саморазвитие собственных образовательных траекторий на основе личностного роста.

    Время, отведённое для проведения каждого этапа, отличается от времени предыдущего этапа. Таким образом, вся схема работы учителя-ментора с одарённым учеником при подготовке к олимпиаде выглядит следующим образом:

    1 этап- заочная викторина по географии – Сентябрь

    I тур

    IIтур

    III тур

    2 этап – творческое задание - Октябрь

    Проекты, кроссворды, поделки и т.д.

    3 этап – мини – олимпиады – Октябрь

    Задания первого уровня сложности

    Задания второго уровня сложности

    4 этап – школьная олимпиада по географии – Ноябрь

    Остановлюсь более подробно на каждом этапе.

    Первый этап включает в себя три тура географической викторины, которые проходят в течение месяца сентября. Вопросы 1 этапа размещены в стенной газете географического кружка, поэтому их может выполнить любой желающий. В начале каждой недели дети получают задания по возрастам, выполняют их. В конце недели проводится анализ допущенных ошибок каждым ребёнком (индивидуально). Даются советы и рекомендации, а по результатам составляется таблица рейтинга участников. От первого тура к последующему задания усложняются, возрастает и количество баллов за их выполнение. Занимательная форма вопросов способствует развитию познавательной деятельности, а их относительная несложность на начальном этапе привлекает детей [2]. Вот примерные вопросы викторины для учащихся 6 класса.

    1. Приходилось ли вам пробовать берёзовый сок? Каким образом он поднимается по стволу и веткам дерева? Если бы дерево работало, как всасывающий насос, то на какую максимальную высоту оно могло поднять сок?

    2. Как можно достать из тарелки заполненной небольшим количеством воды, монету не замочив пальцев и не пользуясь пинцетом? Объясните, какой закон природы вы будете использовать? [6].

    Ко второму туру ребята мотивированы быть первыми.

    Цель второго тура – активизация познавательной деятельности. Ребятам предлагается решить ряд вопросов:

    Какой город Алтайского края «рожает волчат»?

    Какой город Греции «растет на голове»?

    В каком направлении движется поезд, следуя из Владивостока в Хабаровск?

    Можно ли увидеть в России Солнце на севере и где?[6].

    Задания третьего тура становятся ещё сложнее. При выполнении заданий школьники должны уметь использовать дополнительную литературу, карты атласа, энциклопедии и т.д. Цель – развитие умственных способностей детей. Примерные задания 3 тура для 7 класса

    1.Какой из нижеуказанных спортсменов расположен ближе к центру Земли и насколько (с точностью до 0,5 км)? Альпинист на вершине горы Казбек или морской яхтсмен на экваторе?

    2.Каково кратчайшее расстояние между точками с координатами 60 град. с.ш. 0 град. д. и 60 град. с.ш. 180 град. д. (с точностью до 100 км) [5].

    Второй этап. По окончании заочного тура учащиеся переходят к выполнению творческого задания (в зависимости от возраста) и при его выполнении должны применять свои знания в новой для них обстановке. Цель – формирование навыков самостоятельной деятельности. Примером творческого задания может быть составление кроссворда на заданную тему, написание и защита творческого проекта, создание фильма и т.д. Во время выполнения работы учащиеся могут консультироваться с учителем индивидуально. Защита творческой работы проходит на заседании по номинациям и возрастам. Баллы, полученные учеником за 1 и 2 этап, суммируются и вносятся в таблицу

    К участию в третьем этапе допускаются ребята, которые набрали более 50% баллов от суммы лидера. Задания мини-олимпиады состоят из заданий 1 и 2 уровня сложности (по классам отдельно) и выполняются в компьютерном классе. Ученик имеет право использовать возможности компьютера для нахождения ответа. На задание 1 уровня сложности отводится 30 минут и надо ответить на 30 вопросов[1]. На задания 2 уровня сложности отводится 15 минут и надо решить две задачи. [8]. Результат покажет умение детей использовать Интернет. Анализ и разбор заданий проводится на следующий день. Затем учитель проверяет и оценивает ответы учащихся, внося результаты в таблицу. Таким образом, по итогам трёх этапов определяются участники четвёртого заключительного этапа.

    Четвёртый заключительный этап – школьная олимпиада, результаты которой показывают уровень знаний, приобретённых участниками за время подготовки и прохождения всех этапов. Олимпиада отличается от викторины структурой вопросов и заданий. Проведение школьной олимпиады преследует главную цель – выявление лидера по каждой возрастной категории с последующей подготовкой их участия в муниципальных и региональных олимпиадах. Последние годы школьные олимпиады проводятся по заданиям, присланным из отдела образования района.

    При подготовке к олимпиаде ребята прочитывают большой объем литературы, предлагаемой учителем, используют Интернет, ведь одно из направлений использования интернета в образовании – поддержка и развитие одарённых детей. Заранее знакомлю детей с рекомендациями «Как готовиться к олимпиаде», которые помещены в газете кружка (Приложение 4). Так без наставлений и давления со стороны учителя ребёнок получает полезную информацию, которая поможет ему в новых условиях и с новыми людьми проявить свои способности.

    В период подготовки включается участие детей в дистанционных предметных олимпиадах, проектах, чемпионатах. Это позволяет расширить познания детей в области географии. С 2009 года ребята принимают участие во Всероссийском предметном географическом чемпионате» центра одарённости в г.Перми, конкурсе «Эрудиты планеты», дистанционной олимпиаде «Олимпус» г.Калининград, олимпиадах проекта Инфоурок, в дистанционной олимпиаде центра «Эйдос», участвуют в интернет-викторине «Хочу знать больше по географии» и др. С 2013 года мы участники интернет-игры «Наше достояние» и дистанционной олимпиады «Великие реки мира», проводимых ПАШ ЮНЕСКО и другие.

    Что в итоге даёт такая форма работы с одарёнными детьми? Заочные викторины и олимпиады, а также занятия в географическом кружке дали возможность расширить свои знания учащимся. Выполняя задания вне рамок урочной деятельности, дети научились самостоятельно добывать знания и почувствовали уверенность в своих силах. А менторство приводит их к «учению с увлечением» и даёт школьникам не только знания, но и умения. Способствует формированию положительного образа «Я» и адекватной самооценки, развитию способностей, лидерству. Школьники учатся учитывать не только свои сильные, но и слабые стороны. Важнейшая особенность менторства - возможность преодолеть разрыв между классной комнатой и окружающим миром. Принять участие в реальной жизни, не дожидаясь окончания школы. В менторстве наиболее естественным способом воплощается стратегия ускорения и обогащения в сочетании с возможностью учёта индивидуальных особенностей ученика. К плюсам менторства относится и то, что это не дорогая форма работы, её можно сравнительно легко реализовать практически в любых условиях. Все эти достоинства делают использование менторства весьма желательным. И на уроке очень хорошо видны результаты такой работы – знания детей по предмету, далеко опережающие программный материал.

    Результативность работы с одаренными учащимися не всегда можно увидеть сразу, потому что это процесс творческий и долгий. Безусловно, система работы с такими детьми помогает им занять призовые места на конкурсах, конференциях и олимпиадах разного уровня, успешнее, чем другим, сдать итоговые экзамены. Но самое главное для учителя — обеспечить внутреннее развитие каждого ребенка, помочь выявить индивидуальные способности. Восемь ребят, победителей олимпиад различного уровня, закончили обучение на географическом факультете СГУ им. Н.Г.Чернышевского.

    Я думаю, что такая форма работы с одарёнными детьми, как менторская поддержка при подготовке к олимпиадам ещё найдёт своих сторонников.

     

    Список использованной литературы:

    Барабанов С.В. и др. География для поступающих в ВУЗы. М.: «Астрель», 2003.

    Зубащенко Е.М. Из опыта проведения областной олимпиады школьников по географии. ГШ №8 2000 г.

    Кибальченко И.А., Пегушин В.М. и др. Психолого-педагогическая поддержка одарённых детей. Ростов н/Д. Изд-во СКНЦ ВШ, 2001

    Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. Санкт-Петербург, «Каро», 2001.

    Наумова А.С. Задачи по географии. М.: «Мирос», 1993.

    Пивоварова Г.П. Занимательная география. М.: «Просвещение», 1998.

    С. И. Ожегов Толковый словарь русского языка. Под редакцией доктора филологических наук профессора Л. И. Скворцова. М.: «Мир и Образование»,2013

    Шумилов Н.А., Лянцевич В.М. Географические задачи как средство выявления одарённости. ГШ №7 2000 г.

    http://vp-ch.ru/node/44

    10. http://enc-dic.com/ancient/Mentor-569/

     

    Приложение 1

     

    Анкета «Выявление интересов и склонностей учащихся»

     

    Коды ответов: – очень нравится (+ 2); – нравится (+ 1); – не нравится (– 1);

    – совсем не нравится (– 2).

     

    Нравится ли вам…

    Читать книги по занимательной физике или математике?

    Читать книги о химических открытиях?

    Узнавать о жизни народов и государственном устройстве других стран?

    Обсуждать текущие события в стране?

    Знакомиться с работой врачей?

    Заботиться о домашнем уюте?

    Ходить в театры и на выставки?

    Читать книги об открытиях в физике?

    Ходить в походы с целью изучения своего края?

    Чинить велосипед?

    Коллекционировать камни и минералы?

    Заниматься с младшими школьниками?

    Заниматься в литературном, театральном кружке?

    Участвовать в географических и геологических экскурсиях?

    Наблюдать за жизнью животных?

    Заниматься спортом?

    Принимать участие в олимпиадах по физике?

    Использовать расчеты при конструировании моделей?

    Изучать литературу, посвященную открытиям в области географии?

    Работать на пришкольном участке?

    Интересоваться политическими событиями за рубежом?

    Снимать план местности?

    Знакомиться с литературными произведениями, которые освещают вопросы истории культуры,

    литературы, языка?

    Приложение 2

    Индивидуальный план работы на 2017-2018 учебный год

    Ф.И учащегося – Уталиев Султан класс – 8

     

    Мероприятия

    Сроки

    Участие в анкетировании

    сентябрь

    Заочная викторина по географии 1 тур

    сентябрь

    Заочная викторина по географии 2 тур

    сентябрь

    Заочная викторина по географии 3тур

    сентябрь

    Участие в Молодёжном географическом чемпионате

    октябрь

    Участие в творческих проектах по географии

    октябрь

    Мини – олимпиады

    ноябрь

    Школьные предметные олимпиады

    ноябрь-декабрь

    Муниципальные предметные олимпиады

    ноябрь

    Интернет-викторина «Хочу знать больше по географии»

    ноябрь

    Дистанционная обучающая олимпиада по географии центра «Эйдос»

    декабрь

    Участие в мероприятиях клуба «Умницы и умники». «Олимпус», «Мега-талант», «Инфоурок»

    год

    Участие в мероприятиях географического кружка по плану.

    год

    Игра «Интеллектуальное казино»

    февраль

    Конкурс «Эрудиты планеты. »

    май

    «Слёт туристят»

    май

     

    Приложение 3

     

    География

    СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И САЙТОВ

     


    Уральские олимпиады. Фестиваль "Юные интеллектуалы Среднего Урала". Олимпиадные задания заочного тура по географии: http://contest.ur.ru/school/obl2002/geograph/gg_z_all.html

    Московская городская олимпиада по географии. Открытая олимпиада МГУ. Избранные задачи:http://geo.1september.ru/2002/10/6.htm

    Управление образования Новосибирской области. Районная олимпиада по географии:http://www.websib.ru/education/Olimp/district98/geogrkl10_98.htm

    Раймантау: школьный географический клуб. http://www.raimantau.narod.ru

    Географический портал. На сайте можно найти информацию обо всех странах мира, почувствовать различия жизненного уклада и поведения народов, населяющих нашу планету, узнать особенности строения земного шара, дать оценку природным ресурсам и узнать последние новости об экологии Земли... Все страны разбиты по принципу их территориальной принадлежности к материкам: http://www.geo2000.nm.ru/

    Географический портал. Материалы по географии, геологии, гидрологии, картографии, метеорологии, почвоведению, океанологии: http://geographer.ru/

    География сети: RGO.ru - географический портал Планета Земля. Терминологический словарь, географические открытия, информация для учителей: http://rgo.ru/

    Сборник тестов по географии: http://geotest.nm.ru/index.dhtml

    Региональный этап всероссийской олимпиады школьников Московской области перейти на сайт
    Информация об олимпиадах школьников Республики Татарстан перейти на сайт

    Информация о тренингах по подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников: www.bfnm.ru.

    Приложение 4

    Инструкции по подготовке к олимпиаде

     

    1. Расслабьтесь! Зубрежка разрушает ваши мозги

    Вечер накануне и утро дня олимпиады - самое подходящее время для того, чтобы расслабиться. Олимпиада - это приятное приключение, так что расслабьтесь и помечтайте о дальних тридевятых землях. Старайтесь каждый день уделять время для подготовки к олимпиаде. Помните о том, что география - это интегральный предмет, который требует времени не только для заучивания, но и для осмысливания и понимания.

    2. В здоровом теле здоровый дух

    Лучший совет - это быть всегда в хорошей физической форме. Следует помнить, что мозг - это большая мышца, и для того, чтобы заставить работать его в полную силу, необходимо есть высококалорийную пищу. ПЕРЕД ОЛИМПИАДОЙ НАДО ЕСТЬ!

    4.Сделайте глубокий вдох

    Легко впасть в панику, когда слышишь вопрос, ответ на который не знаешь! Задержка дыхания или несколько судорожных вздохов - это нормальная реакция в данном случае. Если это случилось с вами во время олимпиады, расслабьтесь, сделайте глубокий вдох, соберитесь с мыслями и затем ищите подсказки в вопросах, которые помогут дать правильный ответ.

    5. Придерживайтесь своего первого ответа

    Если вы не уверены, придерживайтесь того первого ответа, который приходит на ум. Верите вы или нет, исследования показывают, что школьники, которые меняют свои ответы или мечутся, пытаясь выбрать между двух ответов, во второй раз обычно выбирают неправильный.

    ПОМНИТЕ: невозможно провалиться на олимпиаде! Просто участвуя, вы уже приобретаете ценный опыт и имеете успех!

    Категория: Выявление и поддержка одаренных детей и талантливой молодежи | Добавил: rrr0901 (12.06.2018)
    Просмотров: 409 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 4.6/22
    Всего комментариев: 4
    2 m-ai2014  
    шикарная методика! biggrin

    3 vorobey  
    спасибо

    1 Воробей  
    hello я по такой же методике преподаю, есть,конечно различия небольшие,но суть одна.

    4 vorobey  
    Если возьмёте что-то "на вооружение" в свою копилку буду рада.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]