Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Четверг, 25.04.2024, 10:25
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Публичный доклад директора об образовательной и финансовой деятельности [0]
Дошкольное образование – доступность и качество [12]
Дополнительное образование – время перемен [1]
Мастер-класс – имидж современного педагога [5]
Выявление и поддержка одаренных детей и талантливой молодежи [5]
Инновационная деятельность образовательного учреждения как фактор роста профессионализма педагогов [7]
Ступени роста молодого педагога [5]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 9
    Гостей: 9
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Новому времени – новая школа 2018 » Инновационная деятельность образовательного учреждения как фактор роста профессионализма педагогов

    Ранняя профориентация детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

    В современных условиях проблема профессиональной ориентации приобретает особую актуальность. Сегодня каждому необходимо владеть информацией о себе, меняющемся мире профессий, ситуации на рынке труда. Увеличивающаяся потребность в информации, привела к необходимости проведения профориентационной работы с детьми и их родителями на новом уровне, превратила выбор профессии в крупную социальную проблему, решение которой необходимо начинать с дошкольного и младшего школьного возраста.

    С 2016 года МОУ-СОШ №4 г. Маркса (структурное подразделение детский сад №6 и классы начального общего образования) участвует в работе региональной инновационной площадки (РИП) «Педагогическая поддержка детей ДОУ и младших школьников в работе по ранней профориентации».

    Ознакомление с миром профессий мы начали со старшего дошкольного возраста, осуществляя за счет развития эмоционального отношения к окружающим, профессиональной деятельности родителей. С приходом ребенка в школу расширяется возможности познания мира профессиональной деятельности. Профессиональную ориентацию младших школьников направляем на формирование у школьников любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к профессиям, посредством включенности ученика в практическую деятельность. Конечно, некоторые аспекты профессиональной деятельности детям понять ещё трудно, но на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, впечатлений ребёнка, можно дать общее представление о профессии.

    Наряду с экскурсиями, встречами со специалистами, заложить первоначальные профориентационные основы у дошкольников и младших школьников помогает игра. Существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление каких-то элементов изучаемой профессии:

    а) Игры - упражнения. Игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но всё же более индивидуализирована. Её используют при закреплении знаний о различных профессиях, проверке знаний детей, во внеклассной работе. Пример: «Пятый лишний», предлагается найти в наборе названий (перечислены профессии одной области деятельности) одно случайно попавшее в этот список.
    б) Игра-поиск. Учащимся предлагается найти в рассказе, к примеру, инструменты плотника, названия которых вперемежку с другими инструментами, встречаются по ходу рассказа учителя. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.
    в) Игры - соревнования. Конкурсы, викторины, имитации телевизионных передач.
    г) Сюжетно - ролевые игры. Их особенность в том, что дети исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. Дети могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства, продавца, археолога и др. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений детей.
    д) Познавательные игры - путешествия. В предлагаемой игре дети могут совершать «путешествия в мир профессий». В игре могут сообщаться и новые для них сведения и проверяться уже имеющиеся знания. Игра - путешествие обычно проводится с целью выявления уровня знаний детей.

    Основываясь на собственных наблюдениях за взрослыми, дети придумывают свои игры, выполняя действия врача, учителя, водителя и т.д.

    В профориентационные мероприятия включаются ролевые и комплексные игры, сочетающие в себе элементы театрализации, инсценировки, назначение которых – способствовать расширению и углублению знаний дошкольников и младших школьников о профессиях, воспитывать любовь к труду. Дети с удовольствием участвуют в них, обыгрывая действия.

    На этой стадии закладываются основы профориентации, базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания, поэтому очень важно создать разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы школьники впоследствии могли более осмысленно подойти к выбору будущей профессии. При этом важно учитывать ряд показателей, нравственно-волевых и мотивационных характеристик, для формирования которых оказывается важным определенный этап возрастного развития. Если это обстоятельство не учитывается, нарушается преемственность между этапами профессиональной работы и у довольно значительной части детей так и не удается достичь необходимых результатов профессиональной ориентации.

     

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Конспект внеклассного занятия по ранней профориентации

    1 класс

    Тема

    «Труд кормит, а лень портит»

    Цель

    создать условия для формирования первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества

    Задачи

    расширить знания о труде и людях труда;

    получить первоначальный опыт трудового самовоспитания

    Термины и понятия

    труд, трудолюбие, профессия

    Планируемый результат

    Предметные умения

    1.Расширение знаний о труде и людях труда.

    2.Получить первоначальный опыт трудового самовоспитания, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.

     

     

    УУД

    Личностные

    - заложение основ социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, уважать людей труда.

    Регулятивные

    - формирование умения взаимодействовать со сверстниками; умения планировать и организовывать свою деятельность.

    Познавательные

    - развитие любознательности и познавательной инициативы,

    умение осознанно строить речевое высказывание, работать с информацией.

    Коммуникативные

    - умение отвечать на поставленный вопрос; вступать в диалог;

    - умение аргументировать свои высказывания; четко выражать свои мысли;

    - умение слушать собеседника.

    Организация пространства

    Межпредметные связи

    литературное чтение, ИЗО, окружающий мир

    Формы работы

    групповая, фронтальная

    Ресурсы

    разработка мероприятия, раздаточный и наглядный материал;

    мультимедийное устройство

    Ход занятия

    Этапы мероприятия

    Содержание материала

    Деятельность

    учителя

    Деятельность ученика

    1.

    Организация класса

    Утром солнышко проснулось

    Всем детишкам улыбнулось.

    Ребятишки просыпайтесь

    За работу принимайтесь!

    Организация внимания, включение учащихся в занятие

    Мобилизуются и организуются на работу

    2.

    Мотивация

    Целеполагание

    Просмотр фрагмента мультфильма «Лень»

    - О чем вы посмотрели мультфильм?

    - Какие были герои мультфильма?

    Отвечают на вопросы,

    формулируют с помощью учителя цель занятия.

    3.

    Определение темы занятия

     

    Собрать пословицу из слов: труд, лень, кормит, портит, а.

    Контролирует правильность выполнения заданий, работу групп.

     

    - Правильно ли говорят в народе, что труд кормит, а лень портит?

    Как вы понимаете смысл пословицы?

    Работают в группах.

     

    Называют тему занятия, объясняя смысл пословицы.

    4

    Открытие новых знаний

    Объяснение значения слов:

    труд

    работники

    труженики

    бездельники

    лентяи

    неумехи

    (слова открываются на доске)

    - В жизни ничего не делается само. Человек, чтобы

    жить, должен трудиться. А трудятся по разному: одни -работники, а другие – работнички.

    - Объясните значение слов.

     

    Ребята объясняют значение слов, пользуются толковым словарём при необходимости.

    5

    Применение знаний в игровых ситуациях

    Игра «Доскажи словечко»

    Скучен день до вечера, коли делать….нечего.

    Умелые руки не знают … скуки.

    Окончил дело, гуляй…смело.

     

    Игра «Соедини пословицу с картинкой. Объясни смысл»

    Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда.

    Землю красит солнце, а человека -труд.

     

    - Народ о работниках и работничках сложил немало

    пословиц и поговорок.

     

    Организует и проводит игры с пословицами о труде.

     

     

    Выполняют условия игры, распределяя задания среди участников группы.

     

    Приводят примеры из жизни

    (выполнение домашних обязанностей).

     

    Делают вывод о важности труда в жизни каждого человека.

    Физминутка

    Раз, два, три, четыре, пять

    Хлопаем руками.

    За дровами мы идем

    И пилу с собой несём (ходьба).

    Вместе пилим мы бревно,

    Очень толстое оно.

    Чтобы печку протопить, (делают движения, повторяющие движения пильщиков)

    Много надо напилить.

    Чтоб дрова полезли в печку,

    Их разрубим на дощечки, («колют дрова»)

    А теперь их соберём

    И в сарайчик отнесём, (наклоны)

    После тяжкого труда

    Надо посидеть всегда.

    (садятся за столы)

    Демонстрирует движения

    Выполняют упражнения.

     

    Применение знаний о профессиях людей в игровых ситуациях.

    1. Игра «Угадай профессию»
    2. Всегда, кто готовит нам вкусный обед:
    3. Котлеты с картошкой, кисель и омлет?
    4. Полезные блюда отлично готовит,

    Чтоб мы подрастали и были здоровы?

    (повар)

    1. Кто из дома в дом шагает,

    Письма и газеты кто нам доставляет?

    (почтальон)

    В магазине и на рынке

    Кто охотно продаёт

    Книги и карандаши?

    Все товары хороши!

    (продавец)

    1. Шьют, кроят и вышивают,

    Всех на свете одевают.

    Что хотите, нам сошьют.

    Как мастеровых зовут?

    (швея)

    - Как называется труд, который люди выбирают себе на всю жизнь?

     

    - Какие профессии вам уже известны?

    На доске составляется кластер «Профессии».

     

    Проводит игру «Угадай профессию»

    Ответы детей (Профессия).

     

    Называют известные профессии (прикрепляют карточки с изображением профессий).

     

     

    Выполняют условия игры.

     

    6

    Рефлексия

    - Очень важно, чтобы каждый человек трудился,

    имел любимое занятие, профессию, которая нравится. Для этого вам необходимо много хорошо учиться, помогать близким, выполнять домашние обязанности.

    Организует рефлексию

    Анализируют свою деятельность, делают выводы о значении труда.

     

    ИГРЫ

    «ПРОФЕССИЯ ПО АССОЦИАЦИИ». Из набора предметов нужно выбрать вещи, которые нужны, например, продавцу. После этого детям предлагается показать пантомиму или сценку, представив характерную ситуацию для этой профессии.

    МОЗГОВОЙ ШТУРМ «ПРОФЕССИИ - СИНОНИМЫ». Задание – назвать иначе представителей предложенных профессий.

    ИГРА «ПРОФСЛОВАРЬ». Дети делятся на команды. Каждая команда получает листок со списком групп слов. По данным группам ребята должны определить, о какой профессии идёт речь.

    ИГРА «КТО ПОТЕРЯЛ СВОЙ ИНСТРУМЕНТ?» В бюро находок поступило много вещей. Как вы думаете, кто их потерял? Назовите профессию владельца этих предметов:

    Ножницы, шпатель, лампочка, кастрюля, термометр, сито, кисть, сантиметровая лента, гаечный ключ, калькулятор, гиря, указка.

    ИГРА «НАЙДИ ЛИШНЕЕ»

    На доске или на карточке крупными буквами написаны слова или нарисованы предметы. Необходимо вычеркнуть «лишнее» слово, не относящееся к данному технологическому процессу.

    1) Кисть - клей - линейка - спица - ножницы.

    2) Пряжа - нож - спицы - ножницы.

    3) Кастрюля - ложка - терка - крючок.

    ИГРА «УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ»

    баркы явше праов

    жирнене ьевитол ртомас

     

    ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ТРУДЕ

    • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
    • Что потрудился, то и поел.
    • Воля и труд дивные всходы дают.
    • Не потрудиться, так и хлеба не добиться.
    • Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться.
    • Труд человека кормит, а лень портит.
    • Наше счастье в общем труде.
    • Кто трудиться, тот и пользуется.
    • Без труда нет добра.
    • Без труда меду не едят.
    • Трудовая денежка — мозольная.
    • Труд кормит и одевает.
    • Не замочив рук, не умоешься.
    • Вразумись здраво, начни рано, исполни прилежно.
    • Не разгрызть ореха — не съесть и ядра.
    • Встанешь пораньше — шагнешь подальше.
    • Без хорошего труда нет плода.
    • Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.
    • Там и хлеб не родится, где кто в поле не трудится.
    • Зажиточно жить — надо труд любить.
    • Кто любит прохлаждаться, тому в хвосте оставаться.
    • Дитя любит ласку, а станок — смазку.
    • Не следи за гудком, а следи за станком.
    • Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен.
    • Труда много, а добычи мало.
    • Трудовая денежка до веку живет.
    • Трудовое беспорочно, хоть мало, да прочно.
    • В труде победить — мир укрепить.
    • В труде рождаются герои.
    • Где труд, там и счастье.
    • Трудовое добро ни в воде не тонет, ни на огне не горит.
    • От бессонницы трудом лечатся.
    • Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться.
    • Лучше честным трудом добытая черствая корка, чем сдобный пирог, да краденый.
    • Тот ничего не боится, кто честно трудится.
    • Труда не терпев, и чести не будет.
    • Чести без труда не сыскать.
    • Без труда в саду нет плода.
    • Без труда и отдых несладок.
    • Без труда и палку не выстругаешь.
    • Без труда не проживешь.
    • Без трудностей труд немыслим.
    • Без успеха в учебе нет успеха в труде.
    • Без учебы и труда не придет на стол еда.
    • Без учения, без труда и жизнь не годна никуда.
    • Без хлопот и труда растет не кукуруза, а лебеда.
    • Благо жизни — в труде.
    • Бог труды любит.
    • Будешь трудиться — будет у тебя и хлеб, и молоко водиться.
    • Будешь упорно трудиться — будет хлеб в закромах водиться.
    • Быт здоровый — труд толковый; быт плохой — и труд такой.
    • В народе тот не забудется, кто честно трудится.
    • В труде — наше счастье.
    • Вдохновение приходит во время труда.
    • Век живи — век трудись, а трудясь, век учись.
    • Всякая борозда труд любит.
    • Всякий труд достоин награды.
    • Всякий труд ценен, да не всякий полезен.
    • Где охота и труд, там поля цветут.
    • Где труд, там и правда.
    • Для добра трудиться — есть чем похвалиться.
    • Для кого труд — радость, для того жизнь — счастье.
    • Если труд — удовольствие, то жизнь — наслаждение.
    • Живи своим умом, а честь расти трудом.
    • За труд не бьют, а награды дают.
    • За трудовую копейку бейся, нетрудовой копейки бойся.
    • За что возьмешься с трудолюбием, все заблестит.
    • Землю солнце красит, а человека — труд.
    • Знание и труд новый быт дают.
    • Какие труды, такие и плоды.
    • Каков трудовой счет, таков и почет.
    • Кто живет своим трудом, тем работа — второй дом.
    • Кто любит труд, того люди чтут.
    • Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
    • Кто труд любит, долго спать не будет.
    • Кто труда не боится, того и лень сторонится.
    • Кто труда не видит, тот покоя не знает.
    • Кто хочет счастливо жить, тот должен труд любить.
    • Любовь и труд счастье дают.
    • Любовь к труду у людей на виду.
    • Не богатству почет, а труду.
    • Не ленись, а трудись, на чужое не льстись.
    • Не пожалеешь трудов — снимешь с гектара двести пудов.
    • От трудов праведных не нажить палат каменных.
    • От трудов своих сыт будешь, а богат не будешь.
    • Старание и труд свое возьмут.
    • Трудовая копейка впрок идет.
    • Трудолюбив как муравей.
    • Трудящиеся едят, нетрудящиеся глядят.
    • У нас самый счастливый — человек трудолюбивый.
    • Хотя с трудом, да шло бы в дом, а нет труда, нет плода.
    • Трудовая денежка всегда крепка.
    • Трудовая денежка до веку живет, а нетрудовая всегда прахом идет.
    • Трудовая копейка велика.
    • Здоров в еде, да хил в труде.
    • Без труда жить — только небо коптить.
    • Где успехи трудовые, там и горы зерновые.
    • Земля труд любит.
    • Кто первый в труде, тому слава везде.

     

    ЗАГАДКИ О ПРОФЕССИЯХ

     

    Мелом пишет и рисует,
    И с ошибками воюет,
    Учит думать, размышлять,
    Как его, ребята, звать?

    (Учитель)

    Кто по круче чуть заметно

    К туче, к туче

    Метр за метром

    Поднимается с трудом —

    На спине несёт свой дом.

    (Альпинист)

    Кто в дни болезней
    Всех полезней
    И лечит нас от всех
    Болезней?

    (Врач)

    Он в сладком цехе день трудился,

    Итог десертный получился –

    Эклеры, кекс, «Наполеон».

    Теперь подумай, кто же он?

    (Кондитер)

    Доктор, но не для детей,
    А для птиц и для зверей.
    У него особый дар,
    Этот врач - …

    (Ветеринар)

    Этот доктор удалит
    Мне легко аппендицит.
    Скальпель – лучший его друг,
    Кто же доктор тот?

    (Хирург)

    Бередят его сознание
    Все пернатые создания.
    Друг грачей, ворон, синиц,
    Изучает он всех птиц.

    (Орнитолог)

    Встанем мы, когда вы спите,

    И муку просеем в сите,

    Докрасна натопим печь,

    Чтобы хлеб к утру испечь.

     

    (Пекари)

     

    Он – друзей четвероногих
    Всеми признанный знаток,
    Воспитатель очень строгий,
    Крепко держит поводок.
    Учит он в собачьей школе,
    Как команды выполнять.
    Все боксеры, доги, колли
    Назубок должны их знать.

    (Кинолог)

    Скажите, кто так вкусно

    Готовит щи капустные,

    Пахучие котлеты,

    Салаты, винегреты,

    Все завтраки, обеды?

     

    (Повар)

    Категория: Инновационная деятельность образовательного учреждения как фактор роста профессионализма педагогов | Добавил: rrr0901 (17.06.2018)
    Просмотров: 353 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]