Я чувствую, что группа наша наполнена хорошим настроением и положительной энергией. Солнце светит сегодня для каждого, кто собрался в этой группе, несмотря на то, что на улице морозно, погода нас не балует, у каждого из нас есть своя погода, погода нашей души. Давайте посмотрим, какой прогноз на сегодняшний день у нас, если на душе солнечно и без осадков, то улыбнитесь мне. А теперь улыбнитесь друг другу. Вижу поддержку в ваших глазах, нас сегодня объединяют общие цели, то есть могу сказать: «Нам по пути!». Этой мысли мы будем придерживаться в течение всего мастер-класса.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников… Просто это или сложно? Перед нами стоит задача эффективно и увлекательно проводить работу по данному, я бы сказала, сложному направлению.
Предлагаю подойти к столам участников и выбрать по одному предмету из предложенного набора, который, по-вашему, мнению, уже в мире считают символом нашей родины – символом России.
Поместим их вместе, такими нашу страну представляют многие иностранцы, а теперь поднимите руки те, кто каждый день пьет чай из самовара, ходит в валенках, играет на балалайке, приобретает в качестве подарка матрёшку.
Мы с вами убедились, что считая эти предметы символами России в современном мире они стали историческим прошлым страны.
Нельзя построить будущее, без прошлого! Родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
При работе с дошкольниками образ Родины является более доступным, так как образ Родины у них начинается с «маленького уголка» своего родного города, своего дома, своей семьи.
Русский народ гордится не только своими символами, но и традициями русского народа, которые передаются из поколения в поколение. Одну из семейных традиций мы с вами сегодня рассмотрим.
Для этого я приглашаю 6 желающих
- Вы любите путешествовать? (ответы педагогов)
Сегодня мы отправимся с вами в прошлое, узнаем много нового и интересного. Возьмите друг друга за руки.
День наступает, природа оживает.
Солнце встает нам светло дает.
Мы собираемся в долгий путь отправляемся.
за горами, за морями, за дремучими лесами есть огромная страна. Туда нельзя приехать на машине, приплыть на пароходе, даже на самолете прилететь нельзя. Но туда можно перенестись, вообразить этот мир, придумать его самим. Давайте и мы с вами сегодня перенесемся в эту удивительную страну. И начнем мы с давних-давних времен, когда не было телевидения, телефонов, машин и ... игрушек.
Идут в зону «Русская изба»
- Вот мы и пришли. Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Где же мы?
- В русской избе.
- Посмотрите это сундук. А как вы думаете, для чего нужен сундук?
(В него складывали одежду.)
- А давайте откроем его и посмотрим что в нём. Это русские народные костюмы – предлагаю их одеть: сарафаны, платки, кокошники.
- В каждой избе была печь, про неё говорили:
«Печь всему голова». Она считалась главной в избе, потому что она и кормила всю семью, и обогревала всю избу.
- Посмотрите сколько здесь всего интересного, необычного.
Достаем из печи чугунок.
- Я здесь ещё что-то нашла. А вы знаете что это?
- Чугунок.
- В чугунке готовили еду. А как вы думаете какую?
(Кашу, щи.)
Конечно, в чугунке готовили ароматную, вкусную кашу. И я сейчас вас
угощу кашей, которую я приготовила. Проходите за стол, присаживайтесь.
- Что это за звук? Кто плачет?
- Посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш (кукла – малыш). Давайте его покачаем.
- С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя.
Давайте и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только имя будет не простое, а старинное.
- Какие вы знаете русские старинные имена?
- А, давайте назовем ласково нашу Машу. (Машенька, Маняша, Марусенька)
- Назовите вы свои имена ласково (называют ласково свои имена).
- Вот мы и познакомились с Машенькой и назвали ей свои имена.
- Посмотрите, здесь для Машеньки приготовлены предметы, что же это? (Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки) .
- Уголек, зернышки, монетки.
- А вы хотите узнать, зачем нашей Машеньке эти предметы?
- Раньше, на Руси, давным-давно уголёк, зёрнышки и монетки клали в
таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже
искупаем нашу Машеньку. (Кладут в таз)
Воспитатель кладет уголек.
- Когда клали уголек, говорили: «Привыкай к домашнему теплу».
Воспитатель кладёт зёрнышко.
- Когда клали зернышко, говорили: «Будь всегда сыта».
Воспитатель кладет денежку.
- Когда клали монетку, говорили: «Будь всегда богата».
- А теперь давайте искупаем Машеньку. А что приговаривали, когда
купали ребёнка?
- Давайте вспомним с вами потешки.
Мыли-мыли-мыли-мыли
бело-набело отмыли
Лишь головка одна
Всё черным-черна!
- А теперь давайте вытрем Машеньку. А что же приговаривали, когда
вытирали?
Полотенце вышито и бело
Вытирай-ка малыша умело
Будет чистеньким малыш
Вырастет у нас крепыш.
- Вот мы помыли, вытерли Машеньку, а теперь мы её оденем.
- А вы хотите узнать, во что одевали ребеночка? (Да)
- В отцову рубашку. Потому что родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они. Посмотрите, какая рубашка, какая она? (Красивая, праздничная.)
- Давайте и мы оденем Машеньку (Одевают куклу).
Воспитатель приговаривает
- Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись, как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается.
- Одели мы нашу Машу, а сейчас мы ее, положим, спать в колыбельку.
- А что же такое колыбелька? (Это кроватка, куда клали малыша и качали.)
- В старину колыбель подвешивали к потолку избы, и ребёночка можно было
качать в любую сторону.
- Да и у нас есть колыбелька. Посмотрите, какая колыбелька у нашей Машеньки (показывает).
- Посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это?
Показывает кусочек хлеба и соли, дает попробовать.
- Что же это? (Хлеб и соль.)
- Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что на Руси хлебом-солью всегда встречали дорогих, долгожданных гостей. Родители новорожденных клали хлеб и соль в колыбельку, и приговаривали: «Наконец- то ты родилась, доченька! Долго мы тебя ждали!»
- Положили родители ребеночка в колыбельку, а что дальше делали? (Пели колыбельную).
- А что такое колыбельная? (Это песенка, под которую засыпает ребенок).
- Мы будем качать Машеньку, а она будет засыпать, слушая колыбельную песню.
Предлагаю участникам спеть колыбельную.
Звучит «Колыбельная» («А коты, коты..»)
- Вот и уснула наша Машенька. А вам понравилась колыбельная? (Да).
- На днях рождения, гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли. Давайте мы поиграем в игру «Каравай».
- И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок?
- Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Вот и я сделала подарок для Машеньки – и не простой подарок, а настоящий оберег-куклу Лихоманку. Это предмет, который защищал и охранял людей от бед.
- А теперь, давайте подарим Машеньке наш подарок, и пусть каждый пожелает ей что-нибудь.
Участники произносят пожелания.
- Никогда не болей, будь здоров.
- Расти сильным, крепким да удалым.
- Слушай отца-батюшку да родную матушку.
- Будь добр, и пусть встречаются добрые люди.
- Пусть живет-поживает, да добра наживает.
- Вот и подошло к концу наше путешествие. И на память о нашей встрече я дарю всем участникам куклу-оберег, пусть она защищает вас от разных бед.
Куклу - тряпичную, а значит необычную!
До сих пор она без лица - решил так человек!
Чтоб злые духи не могли вселиться в куклу - оберег!
Хранит покой и счастье, здоровье бережет
Учит быть мастерицами и к доброте зовет!
Но у них нет косынок, предлагаю вам подарить кукле косынку:
Рефлексия.
Красный цвет-все удалось, очень интересно.
Зеленый цвет - удалось, но материал часто используемый.
Желтый цвет - скучно, не интересный материал.
Народная мудрость гласит: «Человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества». Ведь без прошлого у человека нет будущего.
Только впитав в себя весь накопленный людьми опыт можно рассмотреть лежащую перед тобой дорогу. А какая это будет дорога решать каждому из нас. Я бы предложила, что это дорога к счастью, как бы вы назвали свою дорогу ………(дорога в будущее, дорога добра…).
И в какой стране я хотела бы жить и быть гражданином для меня прост, конечно же, Россия.
Наш мастер-класс подошел к концу, и я надеюсь, что он вам понравился.
Елена Анатольевна! Как раз с помощью таких замечательных мероприятий как ваше и воспитывается в наших детях чувство патриотизма и любви к Родине! Спасибо за полезный материал! Желаю вам успехов в работе!
Елена Анатольевна ! Замечательный материал, дети должны знать и помнить историю своего народа, историю русского народа. Хотелось бы побольше таких мероприятий!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]