Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре, к своему народу, к своей земле.
Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, к улице, на которой он живет, детскому саду, поселку.
Исходя из этого, был разработан проект по формированию чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, т.к. только целенаправленная работа с детьми помогает формировать ребенка как личность, любящую свой дом, свою семью, свою малую Родину, воспитывать в нем гражданина, патриота.
Цель проекта: систематизация знаний детей, родителей (законных представителей) и педагогов о родном поселке, о своей семье.
Задачи:
- формировать представление детей о России как о родной стране, чувство любви к своей Родине, чувство гордости за свою страну; знакомить детей с понятиями «большая» и «малая» Родина;
- закрепить знания детей о государственных символах России;
- развивать интерес к русским традициям и промыслам;
- учить узнавать по иллюстрациям достопримечательности поселка, рассказывать о них;
- формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении, отражать это в своей деятельности;
- воспитывать любовь к родному поселку, желание видеть его красивым;
- воспитывать положительное отношение к себе, своим близким, окружающим;
Театрализованное представление для детей младшего дошкольного возраста «Осень в теремке».
Праздничные мероприятия, посвященные Дню матери, Новому году, Дню защитника отечества, Международному женскому дню, Дню Победы и т.д.
Выступления воспитанников на различных мероприятиях, организованных РДК р.п. Степное.
Дидактические игры:
«Какая моя мама». Цель: формировать добрые чувства по отношению к своим близким, в игровой форме побуждать детей высказывать свои мысли и чувства.
«Кому что нужно для работы». Цель: закрепить знания детей о профессиях.
«Жилое – нежилое». Цель: в игровой форме закрепить знания детей о зданиях разного назначения.
«Родные улицы». Цель: в игровой форме закрепить названия улиц родного поселка.
«Путешествие». Цель: закрепить название разных стран, формировать представление о том, что мы живем в большом мире, где много разных стран.
«Узнай наш флаг (герб)». Цель: закрепить знания детей о государственном флаге (гербе), научить узнавать флаг (герб) России среди флагов (гербов) других стран.
Сюжетно – ролевые игры:
«Детский сад». Цель: закрепление знаний детей о работниках детского сада; воспитание интереса и уважения к их труду; развитие у детей чувства благодарности за труд взрослых для них, желания оказать им посильную помощь; развитие умения применять полученные знания в коллективной творческой игре.
«Семья». Цель: побуждение детей творчески воспроизводить в играх быт семьи; совершенствование умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку; формирование ценных нравственных чувств (гуманности, любви, сочувствия и др.).
«Гости». Цель: закрепление культурных навыков, сообщение ребятам некоторых знаний по домоводству (уборка комнаты, сервировка стола).
«День рождения». Цель: воспитание чуткости, внимания; закрепление культурных навыков.
Совместная деятельность педагогов, воспитанников и родителей (законных представителей):
Составление генеалогического древа семьи.
Создание фотографий для выставки «Моя малая Родина».
«Неделя семьи».
Участие воспитанников и родителей в праздничных мероприятиях, посвященных празднованию Дня поселка, Дня Победы.
Посещение «Музея русской избы» (МБДОУ – д/с «Теремок»).
Совместные мероприятия с Детской библиотекой р.п. Степное (любительский клуб «Радуга»; библиограф Детской библиотеки А.А. Танкиева).
Литература:
1.Волчкова В.Н., Степанова Н.В.Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно – методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2010.
2.Дыбина О.В.Ознакомление с предметным и социальным окружением. Система работы в старшей группе детского сада. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
3.Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е.Мы живем в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. Старшая группа. – М.: Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2017.
4.Колдина Д.Н.Лепка с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013.
5.Колдина Д.Н.Рисование с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
6.Комарова Т.С.Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
7.Швайко Г.С.Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
Наталья Евгеньевна, я знаю, что Вы много лет работали с темой по валеологическому воспитанию и реализовывали проект "Я - человек" и у Вас наработан большой материал. Вы не думали над тем, можно ли соединить эти две темы: здоровье и нравственно-патриотическое воспитание? (Ковалева Е.Е. )
Наталья Евгеньевна! Какая грандиозная работа проведена по проекту "Дом, в котором я живу"! Очень впечатляет работа не только с детьми, но и с родителями, РДК, Детской библиотекой, МБОУ – СОШ № 1 р.п. Степное и др.! Грамотно составлен паспорт проекта. Спасибо за полезный для работы материал!