В качестве основных актуальных вопросов, связанных с развитием дополнительного образования детей и воспитанием подрастающего поколения можно выделить:
− обеспечение доступности востребованных дополнительных образовательных программ для всех категорий детей из сельских и удаленных районов, из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
− расширение спектра дополнительных общеобразовательных программ, в том числе технической и естественно-научной направленности, мобильных программ, краткосрочных программ, дистанционного обучения;
− совершенствование кадрового потенциала системы дополнительного образования, профессиональный стандарт педагога дополнительного образования;
− создание условий для успешного развития и самореализации детей с ОВЗ;
− развитие инклюзивных и интегрированных групп в системе дополнительного образования, расширение спектра адаптированных дополнительных программ, отвечающих потребностям особых категорий детей;
− развитие сотрудничества образовательных организаций с общественными организациями инвалидов, родительскими и волонтерскими объединениями;
− гражданское воспитание ребенка в современных условиях;
− организация общественно полезной деятельности подрастающего поколения средствами добровольческой и волонтерской деятельности;
− механизмы становления гражданской позиции учащихся через участие в детских общественных организациях и Российском движении школьников.
Государственному автономному учреждению дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования» в 2017 году направить в муниципальные районы (городские округа) области методические рекомендации по разработке и реализации организациями дополнительного образования краткосрочных (объемом 8-16 часов) дополнительных общеобразовательных программ, в том числе в дистанционной форме.
Сотрудниками «Центра дистанционных образовательных технологий», разработан дистанционный курс «Робототехника Lego Wedo», который предлагается для реализации в образовательных учреждениях и опубликован на портале http://edusar.soiro.ru.
Для организации дистанционного обучения и использования этого курса необходимо направить заявку на cdot@soiro.ru по соответствующей форме и заключить соглашение о сотрудничестве по безвозмездному предоставлению ресурсов и организации дистанционного обучения. Формы заявки и соглашения размещены на портале http://edusar.soiro.ru в разделе «Информация по использованию ресурсов портала».
Есть огромный плюс в использовании краткосрочных программ, так называемый поисковый режим, где ребенок успевает проявить и раскрыть свои интересы, свое «я». А главное, что детям не успевает надоесть определенный вид деятельности. За непродолжительный период обучающиеся успевают познакомиться и освоить несколько видов творчества.
В МБУДО-РДДиЮ востребованным и популярным среди детей и родителей является декоративно-прикладное искусство. Декоративно-прикладное искусство является одним из наиболее доступных направлений дополнительного образования для всех категорий детей: одаренных и имеющих проблемы в развитии, детей- инвалидов и с отклонениями в поведении.
За многие годы функционирования этих объединений накоплен богатый опыт вовлечения детей в творческую деятельность по различным направлениям декоративно-прикладного искусства.
Особенность дополнительного образования – обучение в разновозрастных группах, по разноуровневым программам. Эта особенность способствует формированию навыков группового взаимодействия, умения договариваться, конкурировать без конфронтации, сотрудничать.
Проектная деятельность, которая интенсивно используется в дополнительном образовании, способствует формированию навыков быстро принимать решения, реагировать на изменение условий, распределять и перераспределять ресурсы.
Особое место в программе все большее значение имеют формы, методы и технологии, направленные на изучение традиций, истории, искусства и культуры, других стран и народов, сохранение и укрепление семейных традиций, развитие творческих способностей детей и подростков, навыков взаимодействия в различных учебных и жизненных ситуациях.
На мой взгляд, в таких коллективах единомышленников, как сообщество педагогов, воспитанников и родителей и зарождается новое содержание дополнительного образования, адекватное вызовам настоящего и будущего, основанное на прочных традициях.
С 2018 года планируется наделить муниципальные учреждения дополнительного образования полномочиями муниципальных опорных (ресурсных) центров, оказывающих консультационную, организационную и информационную поддержку реализации дополнительных общеобразовательных программ на территории муниципального района для реализации Стратегии развития дополнительного образования.