Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Пятница, 20.10.2017, 20:58
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области






Включить версию для слабовидящих
Поиск
 
Форма входа
Перевести страницу
 
Меню сайта

Мы в социальных сетях:

   

Категории раздела

Публичный доклад руководителя об образовательной и финансовой деятельности [5]
Реализация ФГОС в ДОУ СМР [20]
Использование результатов оценочных процедур в повышении качества образования [7]
Развитие математического образования [4]
Инновационная деятельность образовательного учреждения как фактор роста профессионализма педагогов [11]
Ступени роста молодого педагога [7]
Наш опрос

Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР 
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Сеть творческих учителей
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  •  
      
     
     
     


     


    Единая Россия

     

     
     
    Календарь
    Статистика

    Онлайн всего: 6
    Гостей: 4
    Пользователей: 2
    ALEKC-HA, UATUFY

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Новая школа - новый учитель 2017 » Развитие математического образования

    Развитие математического образования - необходимый критерий совершенствования целостной системы образования

    Значение математики в современном мире и в России в частности отражено в Концепции развития математического образования: эта дисциплина занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.

    Основные цели математического образования в нашей школе определяются её ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека:

    – интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценной жизни в обществе;

    – овладение конкретными математическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;

    – воспитание личности в процессе освоения математики и математической деятельности;

    – формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности [5].

    Математика всегда была неотъемлемой и существеннейшей составной частью человеческой культуры, она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития личности.

    Математика встречается и используется в повседневной жизни. Следовательно, для ориентации в современном мире каждому необходим набор знаний и умений математического характера (навыки вычислений, знания о величинах, характеризующих расстояния, площади, объемы, промежутки времени, скорости и многое другое) [3].

    Математика для школьника является инструментом для познания других школьных предметов (физики, химии, биологии, географии, истории, языков, литературы и др.). Часто учащиеся считают, что если они знают формулы, правила, доказательства теорем, то они знают математику. Но ведь математика – это не только формулы, уравнения, а, в первую очередь, правила для точных рассуждений. Математика, как учебный предмет, особенно способствует воспитанию стройности, лаконичности, строгости речи. Развитие речи учащихся является важным моментом в воспитании культуры мышления. Сразу отмечу, что введение в материал учебников темы «Математический язык. Математическая модель» способствует развитию речи учащихся, умению «читать» математический язык и «переводить» его на язык математических символов. На первых порах ребятам бывает трудно переключаться с одного языка на другой, но, приложив усилия, они с удовольствием выполняют задание. При проведении разминок, мозговых штурмов и др. задают другу задания по данной теме и отвечают на вопросы.

    Качественное математическое образование необходимо каждому человеку для успешной жизни в современном обществе. Россия имеет хороший опыт в математическом образовании, накопленный в 50-80 годы ХХ века, поэтому сейчас необходимо сохранить все достоинства советской системы образования.

    В последние годы в математическом образовании обострились следующие проблемы: низкая мотивация учащихся, проблемы содержательного характера (содержание некоторых учебников математики устарело и не соответствует заданиям ОГЭ и ЕГЭ, не соблюдается преемственность между начальной и основной, основной и средней школой), кадровые проблемы.

    В декабре 2013 года распоряжением Правительства РФ утверждена Концепция развития математического образования в РФ.

    «Цель Концепции – вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире».

    Согласно Концепции, задачами развития математического образования являются:

    -модернизация содержания учебных программ на всех уровнях с обеспечением преемственности;

    -обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях каждого ученика;

    -наличие общедоступных информационных ресурсов, применение современных образовательных технологий;

    -повышение качества работы учителей математики, усиление механизмов их материальной и социальной поддержки;

    -создание условий для развития одаренных учащихся.

    Качественное математическое образование необходимо каждому человеку для успешной жизни в современном обществе. Россия имеет хороший опыт в математическом образовании, накопленный в 50-80 годы ХХ века, поэтому сейчас необходимо сохранить все достоинства советской системы образования.

    В последние годы в математическом образовании обострились следующие проблемы: низкая мотивация учащихся, проблемы содержательного характера (содержание некоторых учебников математики устарело и не соответствует заданиям ОГЭ и ЕГЭ, не соблюдается преемственность между начальной и основной, основной и средней школой), кадровые проблемы.

    В декабре 2013 года распоряжением Правительства РФ утверждена Концепция развития математического образования в РФ.

    «Цель Концепции – вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире».

    Согласно Концепции, задачами развития математического образования являются:

    -модернизация содержания учебных программ на всех уровнях с обеспечением преемственности;

    -обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях каждого ученика;

    -наличие общедоступных информационных ресурсов, применение современных образовательных технологий;

    -повышение качества работы учителей математики, усиление механизмов их материальной и социальной поддержки;

    -создание условий для развития одаренных учащихся.

    Для реализации учебных задач, которые я поставила в своей работе с целью повышения мотивации своих учащихся, я веду работу по нескольким направлениям:

    1). Изучаю содержание программ и учебников, используемых для работы, продолжаю разрабатывать рабочие программы по математике на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечиваю их выполнение. Из используемых мною учебников наиболее удачными считаю

    Ø УМК «Математика. Арифметика. Геометрия. 5, 6 класс» под редакцией Е.А. Бунимовича, Г.Ф. Дорофеева издательства «Просвещение». Учебник «Математика. Арифметика. Геометрия» открывает линию учебно-методических комплектов по математике «Сферы». УМК содержит: программу; учебник; методические рекомендации; предметный диск; тетрадь - тренажер; тетрадь – задачник; тетрадь – экзаменатор. Опытом работы по данному УМК я делилась в рамках Ассамблеи.

    Ø УМК А.Г. Мордковича для 7 – 9 классов. Он написан для ученика: понятно, много примеров, опирается на опыт ребенка, беседует с ним. Содержание задачника такое, что есть задания и для слабых учащихся, и для более подготовленных, и для более продвинутых. Мне нравится и его функционально-графическая линия. Ученики усваивают материал каждый по своим способностям. Один из моих учеников обучается на дому. Очень сильный ученик. Ему интересно всё. За 2 часа, отведённых на математику в 7 классе, мы успеваем прорешать практически задания всех видов. Очень жаль, что этот комплект исключили из Федерального перечня.

    2). Применяю современные образовательные технологии, включая информационные, ЦОР.

    Наряду с традиционными технологиями применяются:

    - Технология критического мышления, которая вырабатывает способность анализировать информацию с помощью логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям.

    - Проектная технология. Главной отличительной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, которая соответствует его личным интересам.

    В нашей школе существует традиция проведения Фестиваля Наук в конце учебного года, на которой, результат своей работы, учащиеся защищают свои проекты. Темы проекта обговариваются заранее. В этом году это были «2017 год – год экологии» и тема 50 – летия Советского района. Ребята приобрели много дополнительных знаний.

    В течение всего учебного года проекты учащихся были связаны с изучаемым предметом.

    - Игровые технологии. Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

    По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Это соревнование художников, «магические квадраты» и др. Обучение в игре позволяет научить:

    Распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия , обосновывать, применять.

    В прошедшем учебном году в рамках Фестиваля Наук мы провели квест по нескольким предметам (математика, информатика, физика, химия, биология, технология, физическая культура). Школьники разделились на команды примерно по 10 человек. Каждая из команд получает по маршрутному листу ( треугольники разного цвета, соответствующие цветам кабинетов, которые они должны были посетить). Ребята отправились в гости к разным наукам, где их ждали разнообразные задания и открытия. В завершение совместно построили граф "В мире науки".

    - Здоровьесберегающие технологии. Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий.

    - Технология смешанного обучения. Смешанная модель обучения представляет собой комплекс очного (аудиторного) и электронного обучения. Под электронным обучением подразумевается использование в режиме онлайн различных электронных образовательных ресурсов: дистанционных, аудио и видео записей, презентаций и других. Такая форма образования даёт учащимся новые возможности по изучению школьных предметов – можно не только в любое время просмотреть необходимый учебный материал в режиме онлайн, но и пройти тестирование, проверить свои знания по предмету, ознакомиться с дополнительными источниками информации по теме, задать вопросы преподавателю или одноклассникам на форуме и получить ответы, не дожидаясь очного общения на уроке.

    Использование вышеперечисленных современных образовательных технологий позволяет мне повысить эффективность учебного процесса, помогают достигать лучшего результата в обучении математике, повышают познавательный интерес к предмету.

    Для реализации учебных задач, применяю дистанционную форму обучения - работу на образовательном портале «Сдам ГИА: Решу ОГЭ и ЕГЭ».

    3). Продолжаю организацию проектной и исследовательской деятельности учащихся. Частично работу в этом направлении я описала в предыдущем пункте. Хочется добавить, что проектная и исследовательская деятельность является способом формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС.

    Материал программы внеурочной деятельности тесно связан с различными сторонами нашей жизни, а также с другими учебными предметами. В программу включены игры, задачи-шутки, задачи на смекалку, ребусы и кроссворды, которые способствуют развитию логического мышления. В ходе занятий заслушиваются сообщения учащихся, проводятся игры, викторины, математические эстафеты, рассматриваются олимпиадные задания. И это неотъемлемая часть работы педагога.

    4).Осуществляю контрольно-оценочную деятельность, используя современные способы оценивания в условиях введения ФГОС.

    C целью качественной подготовки к экзаменам для учащихся с низкой мотивацией проводятся индивидуальные занятия по ликвидации пробелов в знаниях. Разработаны индивидуальные образовательные маршруты на каждого ученика.

    Проводится диагностика учебных достижений с целью выявления и своевременного устранения пробелов в знаниях учащихся в форме тестирования в 9-11 классах.

    Китайская мудрость гласит: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь».

    К итоговой аттестации учащиеся готовятся начиная с 5 класса. При прохождении материала я обязательно делаю акцент на типовые задания, встречающиеся в ГИА. Много различных видов работы использую при подготовке к экзаменам. Однако, самостоятельная работа по КИМам и организация взаимопомощи и взаимоконтроля, являются наиболее действенными. Те, кто обучает, повторяют материал и учатся его излагать; те, кто обучается – получают возможность ещё раз послушать объяснение, с тем, чтобы в последующем решать самому.

    5). Педагог - ключевая фигура реформирования образования, говорится в Профессиональном стандарте, и главное профессиональное качество, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам это умение учиться.

    Профессиональная особенность современного педагога состоит в том, что в настоящее время его труд приобретает опережающий, проектный характер и, как следствие, центральным требованием к профессиональным качествам учителя становится овладение технологией проектирования содержания, методов, форм, средств образования в соответствии с задаваемыми государством целями и приоритетами.
    Учитель обязан находиться в профессиональной – необязательно чисто учительской – среде и постоянно искать: новое содержание, новые методы и практики, новое знание об учащихся. Учитель должен не только учить – но и постоянно учиться, иметь в себе эту способность. Те, кто не учатся – не способны учить других.

    Семинары, круглые столы, открытые уроки, мастер-классы, обмен опытом, участие в конференциях и, конечно, прохождение курсовой подготовки – неполный перечень мероприятий в рамках повышения квалификации. На заседаниях предметных групп мы подробно рассматриваем решения наиболее сложных заданий ОГЭ и ЕГЭ, предлагаются различные способы решения заданий, вызывающих у учащихся наибольшие затруднения.

    Социальная значимость образования с помощью математики заключается в повышении средствами математики уровня интеллектуального развития человека для его полноценного функционирования в обществе, обеспечении функциональной грамотности каждого члена общества, что является необходимым условием повышения интеллектуального уровня общества в целом.

    Математическая деятельность – ключевой элемент всей системы математического образования, благодаря которой формируются компетентности современного человека.

    «Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок.»

    Леонардо да Винчи
    Источник:
    http://www.wisdoms.ru/179.html

    Уважаемые коллеги! Желаю, чтобы ваше терпение было безграничным, старание – стойким. И мы обязательно дождёмся добрых всходов. Удачи!

    Литература и интернет – ресурсы:

    1. Башмаков М. Что такое школьная математика? : http://abyzova.ucoz.ru/mat-2010-14-40.pdf
    2. Даутова О. Б., Иваньшина Е.В., Ивашедкина О. А., Казачкова Т. Б., Крылова О. Н., Муштавинская И. В. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. – СПб. : КАРО, 2014.
    3. Концепция развития российского математического образования (Ключевые идеи). : http://www.math.ru/conc/vers/conc_omn.rtf/
    4. Проект Концепции математического образования в 12-летней школе. : http://mat.1september.ru/2000/no07_1.htm/
    5. Рослова Л., Суворова С., Кузнецова Л., Минаева С. Влияние современного социумана обучение математике в основной школе. :http://abyzova.ucoz.ru/mat-2010-14-40.pdf
    6. Тихомиров В. М. Концепция математического образования. : http://www.math.ru/conc/VMT-text.pdf/
    7. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М. : Просвещение, 2014.

    8.http://aneks.spb.ru/index.php?catid=65&id=1710&Itemid=25&option=com_content&view=article

    9. http://repetitors.info/library.php?b=377

    10. http://yamal-obr.ru/articles/matematicheskoe-obrazovanie-1/

    Категория: Развитие математического образования | Добавил: rrr0901 (19.06.2017)
    Просмотров: 60 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.2/6
    Всего комментариев: 2
    2  
    Здравствуйте, Елена Владимировна! Да, действительно, без математики - никуда!
    Без математики не обходится ни одно новое открытие, не работает ни одно изобретение, не функционирует ни одно предприятие и государство, следовательно, диапазон всего того, где нужна математика, достаточно широк.
    Базовый уровень, который позволял спокойно производить простейшие расчёты в уме и не чувствовать себя неполноценным на фоне общества. 
    Не только Гаусс признавал, что в науке и жизни без математики – никуда! «Математику только зачем учить надо, что она ум в порядок приводит» – это слова нашего знаменитого и гениального Ломоносова, "Математика – гимнастика ума" – говорил великий полководец Суворов, "Наука только тогда достигает совершенства, когда она начинает пользоваться математикой" – утверждал всемирно известный политик и философ Маркс.

    Во всех школах мира детей учат математике, потому что математика самое главное знание, которое даже раньше уважали и обожествляли. Поэтому и мы должны подружиться с математикой.
    Спасибо вам за интересный материал, желаю чтобы учащиеся к предмету "математика" больше уделяли внимание и дополнительно изучали.

    1  
    «В каждой науке ровно столько истины, сколько в ней математики». Эти слова принадлежат немецкому философу И. Канту.  Математику действительно по праву можно считать царицей всех наук, она и сама служит верой и правдой всем наукам, да и всей нашей жизни. Убедить в этом абсолютно всех, заинтересовать математикой - наша задача, с которой вы замечательно справляетесь! Спасибо вам за интересный материал!

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]