Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Понедельник, 11.12.2017, 17:21
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области






Поиск
 
Форма входа
Перевести страницу
 
Меню сайта

Мы в социальных сетях:

   

Категории раздела

Публичный доклад руководителя об образовательной и финансовой деятельности [5]
Реализация ФГОС в ДОУ СМР [20]
Использование результатов оценочных процедур в повышении качества образования [7]
Развитие математического образования [4]
Инновационная деятельность образовательного учреждения как фактор роста профессионализма педагогов [11]
Ступени роста молодого педагога [7]
Наш опрос

Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР 
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Сеть творческих учителей
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  •  
      
     
     

     


    Единая Россия


     
     
    Календарь
    Статистика

    Онлайн всего: 13
    Гостей: 11
    Пользователей: 2
    77777, rrr0901

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Новая школа - новый учитель 2017 » Развитие математического образования

    Развитие математического образования - необходимый критерий совершенствования целостной системы образования

    Стало замечательной традицией подводить итоги своей работы за текущий период на июньской ассамблее, где мы рассказываем о том, что мы сделали для того, чтобы выполнить распоряжения Правительства Российской Федерации о реализации концепции развития математического образования в нашем районе. Это и различные семинары, и всевозможные ежегодные мероприятия с учащимися: проект «Школа Архимеда», включающий дистанционную олимпиаду, муниципальный дистанционный конкурс проектов «Математика и физика вокруг нас», конкурс «Умники и умницы», конференцию «Удивительный мир математики», ставшую в этом учебном году межмуниципальной. Работая с талантливыми детьми по принципам концепции развития математического образования, мы не устаем повторять: «нет детей, неспособных к математике». Но, ведь, не секрет, что по-настоящему беспокоит учителя математики не только работа с одаренными ребятами. ФГОС, завышенные ожидания со стороны родителей, снижение престижа профессии…

    • из главных итогов работы учителя является именно государственная итоговая аттестация учащихся, результаты которой убеждают нас в обратном. Значит ли это, что неспособные есть? Где мы потеряли этих «способных»? В чем же наши проблемы? Бумажная волокита. Катастрофически не хватает кадров, как следствие – очень большая нагрузка. И вот уже не хватает времени не только на одарённых и талантливых, но и на тех, кому нужно особенно пристальное внимание; на тех, к кому необходим индивидуальный подход.

    Эти проблемы мы просим помочь нам решить на другом уровне. Как же решить самую большую проблему такой низкой мотивации ученика, который не может даже правильно оценить свои возможности? На каком этапе обучения прерывается нить развития? Почему в среднем звене математика из самых любимых становится самой трудной? Проблема преемственности учащихся достаточно успешно решается во многих школах нашего района. Но преемственность – не только успешная адаптация при переходе в среднее звено. Особенно внимательно и бережно необходимо отнестись в этот период именно к тем детям, у которых остались пробелы в изучении, отнестись так, чтобы не оставалось тех, кто все годы обучения отсиживается за партой, ничего не делая и надеясь на мнимую помощь. В наше время мы должны найти самые оптимальные варианты работы по обучению математике учащихся, несомненно, способных к математике, но совершенно на другом уровне, применить новые подходы к организации математического образования, направленные на полноценное развитие личности. Ведь становление личности – наша основная цель сегодня. К сожалению, не во всех школах успешно используются платные образовательные услуги. А ведь надо использовать все возможности наших учреждений. Это и всевозможные консультационные центры, группы помощи и взаимопомощи. Необходимо возродить старые традиции ведения специальных курсов для ребят с низкой успеваемостью. Необходимо каждому учителю, начиная с 5 класса, работать по созданным специальным коррекционным программам по устранению выявленных пробелов в знаниях с особым индивидуальным подходом.

    Казалось бы, самая актуальная проблема развития математических способностей личности «школа-вуз» встаёт на второе место по сравнению с поиском решения проблемы, связанной с реализацией возможностей личности, которая необязательно свяжет своё развитие с ВУЗом. Ведь полноценное развитие личности включает в себя не только разностороннее образование, достойное воспитание, но и, главное, правильное самоопределение в жизни. Правильно найти своё место в этом огромном и разнообразном мире развивающейся личности должны помочь не только психологи и социальные работники, но и, в первую очередь, мы, как воспитатели и предметники. Неэффективная организация учебной деятельности в процессе математической подготовки совершенно разных учеников, собранных в один коллектив; и, как следствие, неверная ориентация будущих специалистов определённого профессионального образования – вот что приводит к плохим результатам социализации развитой, казалось бы, личности или отсутствию результатов совсем. Наша задача – вовремя помочь самоопределиться каждому ребенку: не только программисту и врачу, но и артисту и танцору! Создание условий для подготовки по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям не только высшего, но и среднего профессионального образования – также наша задача. Выявлять на раннем этапе способности и затруднения каждого, помочь ребенку правильно определить свой путь, помочь не пойти по ложному пути! В этом нам поможет организация работы кружков, объединяющих учащихся по профессиональным интересам. Увлечь и заинтересовать настоящим делом ученика, делом, в котором он сможет увидеть применение математики или просто умения – вот, что главное.

    Невозможно оспорить широкое внедрение математических методов в химию, биологию, социально-экономические и гуманитарные науки. Именно поэтому не устаю говорить, что участниками реализации концепции развития математического образования являемся все мы, начиная с дошкольного образования и воспитания, а главное, начиная с семьи. Родители – наши первые помощники, несомненно, участвующие в образовательном процессе. Хотелось бы, чтобы классные руководители на классных часах и собраниях предложили организовать работу семейных клубов, в которых и родителям также будет оказываться непосредственная помощь в обучении. В решении проблемы ранней профилизации нам также смогут помочь ближайшие наши шефы – родители. Кто как не родители смогут по настоящему увлеченно рассказать о своей профессии.

    Для того, чтобы четко отслеживать результаты обучения, абсолютно необходимо проводить мониторинг знаний учащихся. Этот мониторинг должен быть абсолютно независим. Ребята должны очень хорошо знать условия проведения экзамена, и для этого необходимо максимально приблизить к ним условия проведения абсолютно независимого мониторинга. Организовать чёткое проведение его – очередная наша задача и путь решения многих проблем.

    В прошедшем учебном году было организовано проведение муниципального мониторинга по математике, были проведены региональные проверочные работы по математике (ниже - РПР). Их результаты должны быть использованы для адресной поддержки обучающихся при подготовке к экзаменам. Содержание этих работ приближено к содержанию КИМ ОГЭ. Результаты РПР не должны быть переведены в оценку для учащихся, т.к. не являются итоговой работой, а являются проверочными и диагностическими. 1 марта при выполнении очередной диагностической работы 98 учеников, что составляет 57% от общего количества нашего района, не прошли так называемый «порог», который необходим для удовлетворительной оценки. Можно сравнить результаты этой работы с областными результатами предыдущей РПР. Двоек по области было 40%, а троек 37%, что значительно ниже процентного отношения двоечников нашего района.

    24 января 2017 года в районе было решено провести обучение учителей математики района на сайте нашего управления образования по программе «Формула успеха». В обучении приняли участие 27 учителей, включая учителей других районов. В ходе обучения было рекомендовано составить списки слабоуспевающих ребят, входящих в группу риска, завести на каждого учащегося из группы риска диагностическую карту и отслеживать изменения в его подготовке. Слабоуспевающих учащихся необходимо было сразу объединить в отдельную группу и работать с учащимися в соответствии с заданиями, разбор которых предложен в предложенных на вебинаре «Формула успеха» материалах. В этих материалах было очень подробно объяснено, как именно надо объяснять слабоуспевающим именно те задания, которые им достаточно сделать, чтобы перейти «порог».Уже в начале учебного года было решено составить диагностические карты на КАЖДОГО слабоуспевающего ученика и проводить с ним индивидуальную работу.

    На региональном семинаре, организованном СОИРО и РЦОКО были озвучены итоги РПР по математике. Советский муниципальный район находится на 7 месте по количеству учащихся группы риска. На семинаре было особенно подчёркнуто, что оценка РПР – не оценка для журнала, ученик не должен испытывать давления из-за проведения диагностических работ. Он должен понимать, что всё проводится для его поддержки и помощи ему, ученику.

    Важно чётко понимать и знать основное предназначение и правила организации проведения мониторинга. Это не только формирование информационного материала диагностических тестов, но и правильный анализ диагностической работы, составление диагностических карт. А главное – работа над ошибками: как фронтальная, так и индивидуальная. Необходимо очень тщательно проанализировать допущенные ошибки абсолютно каждого учащегося.

    Важно помнить, что оценка по РПР не может быть приближена к результатам экзамена! Кроме того, задания не всегда выполняются на бланках, которые являются аналогом экзаменационных бланков, что недопустимо.

    Мониторинг качества обученности включает в себя не только муниципальные и региональные проверочные работы, но и, конечно, контроль текущих оценок, оценок по самостоятельным, контрольным и пробным внутришкольным экзаменационным работам. Основной целью проведения диагностических работ является подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации и выстраивание эффективной системы внешней оценки качества. Мониторинг качества подготовки нужен учителям, чтобы оказать помощь ученику более эффективно. Сегодня нам снова необходимо выстраивать стратегии подготовки слабого ученика, а также методов его обучения. Для того, чтобы наш район не был в числе первых по количеству двоек, о чём часто говорят на региональном уровне, нам необходимо:

    1. Вести индивидуальную и коррекционную работу с обучающимися, имеющими затруднения в усвоении программного материала, не справляющимися с диагностическими и репетиционными работами по предметам.
    2. Систематизировать затруднения обучающихся по типам и видам некоторых заданий, проводить индивидуальные и групповые занятия с обучающимися.
    3. Доводить информацию по результатам и посещаемости занятий до родителей. Результаты посещения индивидуальных консультаций и достижений обучающихся доводить до администраций школ.
    4. Учителям школ, для повышения уровня преподавания предметов, сохранения и повышения качества знаний и степени обученности учащихся, подготовке выпускников к государственной (итоговой) аттестации использовать эффективные приёмы и методы преподавания, инновационные (в том числе информационные) технологии, систематически вести работу по повторению и обобщению изученного материала; индивидуальную работу.
    5. Учителям школ при подготовке к экзаменам чаще использовать в своей практике задания, способствующие развитию и совершенствованию мыслительных операций (установление причинно-следственных связей, анализ, синтез), организовать работу по повышению уровня овладения общеучебными умениями и навыками с учащимися, имеющими допустимый и низкий уровень их овладения.
    6. Мотивировать учащихся на более ответственное отношение при подготовке к итоговой аттестации. Необходимо приучать детей технике выбора ответа путём исключения наверняка неверных, использовать также методику «пристального взгляда, проверки ответов на правдоподобие, самим ребятам поручать составить тест для других и использовать банк личных достижений, специальные журналы и таблички.
    7. На первый план выдвигать проблему допущенных ошибок и применять более эффективные методы работы над ошибками и ключевые моменты для каждого ученика.

    К мониторингу необходим только профессиональный подход. В профессионализме современного учителя трудно усомниться, но современная диагностика уровня профессионализма учителя по статистике говорит об обратном. Повышение компетентности учителя – это одна из главных наших задач. В этом году продолжится исследование наших профессиональных компетентностей. Создается целостная система учительского роста на основе независимой оценки профессиональных компетенций. Мониторинг компетентности педагога – это один из необходимых этапов его саморазвития и самообразования. Саратовским областным институтом развития образования организована целая система курсов, семинаров и конференций не только направленных на подготовку к мониторингу, но и обучению наших «особенно способных подопечных». Каждый учитель в ближайшее время должен поставить перед собой задачу безусловной готовности к этим исследованиям.

    Кадры… Как же быть с кадрами?. Проблема нехватки кадров усугубляет все озвученные проблемы. А ведь наше будущее – это наши же ученики. Пример учителя – самая главная пропаганда нашей профессии. Необходимо работать с молодежью, привлекать молодых специалистов и наших старшеклассников по определенным программам популяризации как профессии, так и предмета, и они, наше будущее, обязательно смогут правильно профессионально сориентироваться. Пусть ваш ученик скажет: «Я тоже хочу стать таким же учителем, как вы». Создание программы популяризации нашей профессии – одно из решений этой наболевшей проблемы.

    Таков комплекс мер, направленных на систематическое обновление математического образования в нашем районе: на основе результатов мониторинговых исследований и с учетом современных достижений нашей царицы наук с применением новейших технологий, с учетом изменений запросов учащихся и общества и ориентированности на применение знаний и умений реальных жизненных ситуациях.

    В концепции развития математического образования сказано «Необходимо обеспечить каждому учащемуся, независимо от места и условий проживания, возможности достижения любого из уровней математического образования». Любого – это значит одному математический анализ на профильном уровне, а другому – математика на уровне линейных уравнений. Каждому своя программа по потребностям и способностям! Социальный интеллект, способность практического применения знаний в жизни, развитие когнитивных способностей, дальновидности в межличностных отношениях – вот, что должно ставиться на первый план. Развитый интеллект, это не только способность умело найти интеграл или продифференцировать функцию. Это способность правильно найти себя в жизни. Учиться этому надо с малых лет, и мы должны в этом помочь.

    Сегодня мы, преподающие удивительную царицу всех наук более чем кто-либо и когда-либо, нуждаемся в поддержке и понимании. Мне очень хочется донести до всех пожелания и просьбы математиков и не только.

    • Мы трудимся не покладая рук и стараемся успеть ВСЁ. Но нельзя отвлекать от процесса обучения, неожиданно разрушая все планы учителя. Нельзя требовать расписывать наши программы, планы уроков и технологические карты настолько детально, что это теряет смысл и крадет наше время.
    • У нас есть жизнь за пределами школы и семья, которая нуждается в нас. Нельзя наказывать дополнительной нагрузкой учителя только за то, что он хорошо работает. Необходимо распределять нагрузку равномерно на всех.
    • Помните! Среди учеников, сдающих экзамен по математике, есть художники, спортсмены или музыканты, которым нет нужды знать её досконально. Здорово, если они получат хорошую оценку. Но нельзя лишать их достоинства и уверенности в себе, если этого не произойдёт. Возможно, они созданы для других значительных вещей в жизни. Пусть плохая отметка по математике не отберёт у них другой талант. Не считайте докторов и инженеров единственными счастливыми людьми на планете.
    • Доверяйте нам в том, что мы делаем. Мы знаем, как учить. Мы беспокоимся о своих учениках. Мы переживаем из-за проблем. И очень обидно и несправедливо, когда твой вклад обесценивается
    • Проявите немного доброты, дружелюбия и честности! Доверие и поддержка - это все, что нужно, чтобы хорошо выполнять свою работу.

    Закончить свою статью, считаю нужным словами знаменитого музыкально – общественного деятеля Пабло Казальс: «Когда мы будем их учить тому, кто они на самом деле, мы должны сказать каждому из них: «Ты знаешь, кто ты такой? Ты – чудо, ты – уникален! За миллионы лет, которые прошли, никогда не было такого же ребёнка, как ты…

    У тебя есть способность к чему угодно. Потому что ты – просто чудо!»

    Уважаемые коллеги, что бы ни случилось, идите в класс и продолжайте делать то, что вы делаете лучше всего: учить от сердца! Вы знаете свою правду, и она поможет вам выстоять в нелегкие периоды!

    Категория: Развитие математического образования | Добавил: rrr0901 (13.06.2017)
    Просмотров: 103 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 4.8/9
    Всего комментариев: 4
    4  
    Большое спасибо за высокую оценку моей работы.

    3  
    Учителю - БРАВО! Отличная работа, много выводов и рекомендаций по ликвидации пробелов и повышению качества образования в целом. Большое спасибо.

    2  
    Спасибо большое, Елена Валерьевна!

    1  
    Добрый вечер Татьяна Юрьевна! Представленный вами материал о развитии математического образования я нахожу интересным, объемным. Я, как педагог дошкольного учреждения, не могу не поддержать Вас. В своем докладе вы говорите о необходимости организовывать работу семейных клубов. Из своего опыта, хочу отметить, действительно, такая форма работы действительно приносит свои плоды. Родители становятся участниками образовательного процесса, главными помощниками! Концепция развития математического образования актуальна и важными элементами в ней являются именно преемственность семьи, дошкольного и школьного математического образования. Желаю Вам Татьяна Юрьевна успехов в работе, уважения со стороны родителей и учеников, и отличных результатов!

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]