Организация и содержание методической работы в ДОУ по познавательному развитию дошкольников
15 Слайд с формулировкой Смолкина.
Педагогическая диагностика позволяет ДОУ на основе рефлексии достижений и имеющихся проблем знать и видеть, на каком этапе они находятся, как сочетаются традиции и инновации, удалось ли создать обстановку глубокой заинтересованности большинства членов педагогического коллектива в опытно – экспериментальной, поисковой, научно – методической и исследовательской деятельности»
[Багаутдинова С.Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ).
В диагностике смогут помочь такие диагностические методики, как:
16 слайд с перечислением методик
Итак, мы рассмотрели сущность и значение диагностики, раскрыли её основные функции и методы. Изучили основные критерии оценки методической работы.
Далее, каким же образом мы выстраивали систему методической работы в детском саду по реализации авторской программы по развитию познавательной активности детей.
Мы осознали, чем полнее и разнообразнее организована детская деятельность, тем она более значима для ребёнка, тем успешнее будет его развитие. Приступая к разработке данного направления, мы поставили цель:
17 Слайд с целью
____________________________________________________________________
Комплексная «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, реализуемая в детском саду не могла в достаточной мере помочь нам в решении этой проблемы. Это привело нас к поиску новых программ и технологий.
Изучив множество методической литературы, познакомившись с парциальными и авторскими программами, а также современными образовательными технологиями, творческая группа детского сада под руководством методиста управления образования Е.Е. Ковалёвой убедились в том, что познавательному развитию детей способствует: познание ребенком окружающего мира, развитие исследовательских способностей детей, развитие ребенка в экологической деятельности и даже знакомство детей с туризмом. Наше внимание привлекла программа Лидии Ефимовны Куприной «Туризм, экология, рекреация», в частности её первая ступень «Азбука туризма и охрана природы».
Отличие её от других программ в том, что в ней впервые предлагалось дать экологические знания детям посредством туризма. В течение 3-х лет детский сад являлся городской экспериментальной площадкой по внедрению программы в работу с детьми.
Опыт работы детского сада по внедрению программы «Туризм, экология, рекреация» Л. Е. Куприной убедил нас в том, что использование программы даёт положительные результаты в познавательном развитии детей,
но вместе с тем, были выявлены недостатки:
18 слайд с недостатками
Такая программа была разработана нашей творческой группой детского сада под руководством методиста Е.Е. Ковалёвой, назвали мы её: «Воспитание и развитие детей посредством эколого-туристской деятельности» и она направлена на развитие познавательной активности у детей, развитие их общего интеллекта посредством тесной взаимосвязи экологического образования с туризмом и рассчитана на детей от 4 до 7 лет.
И построена на принципах развивающего обучения и предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам ребёнка
19 Слайд с рис.2 программа включает
Мы убедились, что за счёт интеграции можно не только сократить количество занятий, но и предоставить возможность детям реализовать себя на одном занятии в разных видах деятельности.
Это даёт возможность педагогам чётко отслеживать нагрузку на детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями, а так же выполнять гигиенические требования к максимальной нагрузке на детей в организованных формах обучения.
________________________________________________________________________
Работа по реализации программы потребовала от нас целесообразной организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В детском саду была оборудована зелёная комната, уголок туриста и эколога, где мы постарались представить разные экосистемы, показать жизнь под землей и в воде, приобрели коллекции птиц, животных и насекомых. Оформили звёздное небо с планетами, разработали экологическую тропу и план работы на ней. Была подобрана методическая и художественная литература по развитию познавательного интереса дошкольников, оформлена картотека публикаций по данному направлению, разработаны методические рекомендации и памятки по организации эколого-туристской деятельности детей.
На необходимых для качественной работы семинарах-практикумах знакомили педагогов детского сада с современными приёмами развития познавательной активности детей: сомнение, экспериментирование, решение проблемных ситуаций, моделирование; провокационными приёмами и др.» [Микерина А.С. Профессиональная подготовка будущего воспитателя к организации познавательного развития детей дошкольного возраста)
Очень сложно было педагогам детского сада овладеть навыками организации туристских походов. Мы неоднократно проводили консультации с приглашением педагогов станции Юных туристов. Это помогло нашим педагогам овладеть навыками организатора туризма.
Свои изюминки и находки в развитии любознательности, инициативы и творчества у воспитанников педагоги сумели продемонстрировать, участвуя в «Эстафете педагогических идей». Вся проводимая работа способствовала тому, что педагоги детского сада смогли не только познакомиться с новым для них направлением в работе, но и осознали его значимость в работе с детьми. Они стали стремиться к тому, чтобы процесс обучения стал активным, стали отдавать предпочтение нетрадиционным формам проведения занятий, таким как: занятие-игра, занятие-поход, занятие-путешествие, занятие-эксперимент, занятие-десант и др. Использование рациональных методов и приёмов в работе с детьми и проведение интегрированных занятий, помогает педагогам детского сада развивать познавательный интерес у детей, их самостоятельность, инициативу и творчество.
Работа по реализации программы проводилась в тесном контакте с родителями воспитанников в соответствии с требованием ФГОС ДО. В уголках для родителей педагоги помещают информационные материалы, отражающие текущие события в группе, содержащие рекомендации для родителей. Родители оказывают нам посильную помощь в создании благоприятных развивающих условий для детей, помогают в подготовке и проведении занятий и развлечений, охотно ходят с нами в походы.
__________________________________________________________________________
Результаты работы по реализации «Программы воспитания и развития детей посредством эколого-туристской деятельности» тщательно отслеживаются по нескольким направлениям.
20 Слайд с направлениями отслеживания результатов
Диагностика развития экологической культуры и навыков туризма, составленная Григорьевой Е.А, помогает педагогам выявить уровень экологической воспитанности и знания о туризме у детей, для оценки уровня развития познавательной активности детей используется диагностика З. В. Дощициной, динамика физической подготовленности детей отслеживается при помощи методики разработанной Т. П. Завьяловой [Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в доу)
Это позволяет педагогам грамотно регулировать процессы развития детей, своевременно осуществлять коррекцию и прогнозировать результаты.
Результаты диагностического обследования и наблюдения за детьми позволяют
нам сделать вывод: у детей сформирован запас знаний об осознанно-правильном отношении к природе, они овладели умениями и навыками туристской деятельности, дети стали любознательными, раскованными, могут высказать свою точку зрения, не бояться ошибиться.
Мы убедились в том, что проводимая работа помогает качественно подготовить детей к школе. По результатам диагностического обследования выпускников детского сада 2013 и 2014 года 91% и 95% выпускников имели высокий уровень готовности к школьному обучению
21 слайд(таблица 1).
Снизилась детская заболеваемость и вырос индекс здоровья с 21 % до 25 % за последние три года 22 (Слайд с таблицей 2)
Это подтверждает эффективность созданной в детском саду системы методической работы по реализации авторской программы по развитию познавательной активности детей.
Ведь для для вооружения педагогов необходимыми педагогическими техниками и методиками по реализации авторской программы нами были проведены:
-семинар-практикум «Особенности детского экспериментирования»;
-консультации «Экспериментальная деятельность со старшими дошкольниками», «Организация уголка экспериментатора», «Ранний возраст: игры, развивающие познавательную активность»;
-педагогический совет «Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности»;_________________________________________________________________
- проведены открытые занятия воспитателями внутри сада и на муниципальном уровне: «Удивительные свойства воздуха», «Как органы человека помогают друг другу», «Школа здоровья», «В гости к звёздам», «Знакомство со свойствами песка и глины»;
-разработана система контроля, включающая в себя разные формы и виды (для динамичного развития содержания воспитательно-образовательного процесса по изучаемой проблеме);
-проведён смотр-конкурс «Уголок экспериментатора», (позволил укрепить материально-техническую базу, выявить передовой опыт, способствовал развитию инициативы и творческого потенциала воспитателей);
-оборудованы мини-лаборатории, укомплектованные всем необходимым (лабораторная посуда, простые приборы, объекты живой и неживой природы);
-оформлены картотеки опытов и экспериментов, которыми могут пользоваться и взрослые, и дети;
- оформлен информационный стенд для родителей «Ваш ребёнок – исследователь», выпущена визитная карточка, проведены тематические родительские собрания «Экспериментальная деятельность ребенка-дошкольника», проводились Дни открытых дверей, родители привлекались к участию в смотре-конкурсе уголков экспериментирования.
23 Диаграмма
Анкетирование показало, что сократился процент педагогов, испытывающих затруднения в работе с детьми по экспериментальной деятельности с 46% до 23%.
24 Диаграмма
Результаты диагностики показали также, что увеличились показатели сформированности у детей умений и навыков в экспериментальной деятельности с 27% до 41%, что так же свидетельствует о повышении педагогического мастерства воспитателей, их компетентности в организации детской поисковой деятельности.
25 Результаты работы:
26 Так же в дальнейшем мы планируем
В заключении хочется сказать, что настало время широко внедрять метод экспериментирования в практическую деятельность дошкольных учреждений. Реализуя «Программу воспитания и развития детей посредством эколого-туристской деятельности» нам удаётся решать проблему развития познавательной активности детей. Мы надеемся, что их познавательная активность будет развиваться и когда наши дошкольники станут школьниками, а затем и взрослыми людьми, поэтому в дальнейшем мы будем продолжать поиск новых путей развития познавательной активности наших воспитанников. 27 Слайд
Благодарим присутствующих и коллег за внимание!
Хочется сказать внедрение метода экспериментирования в практическую деятельность дошкольных учреждений очень актуальная проблема. Реализуя данную программу удаётся решать проблему развития познавательной активности детей, поэтому вам в дальнейшем следует продолжать поиск новых путей развития познавательной активности воспитанников.
Маленький ребенок по своей сути - неутомимый исследователь.Он все хочет знать, ему все интересно.А от того, сколько разного и интересного малыш увидел , зависит то, какими знаниями он будет обладать. Очень интересно, обязательно воспользуюсь материалом. Спасибо большое за вашу работу!
Спасибо большое за данный материал! Ведь действительно, пока ребенок не попробует, не потрогает, он не поймет свойства, качества и не запомнит. Обязательно в своей работе буду уделять большее время экспериментальной деятельности!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]