Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Пятница, 19.04.2024, 18:45
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Повышение квалификации руководителей и педагогов ОУ в свете перехода на новые стандарты образования [5]
Итоги реализации новых стандартов образования в ДОУ СМР [10]
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС [6]
Психолого-педагогическое сопровождение инновационных процессов в образовательных учреждениях [3]
Методическое сопровождение педагогов в рамках организации опытно-экспериментальной деятельности [4]
Методическое сопровождение информатизации в ОУ СМР [1]
Итоги работы ТГПР «Молодой педагог» [9]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 5
    Гостей: 5
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Новая школа - новый учитель 2015 » Итоги реализации новых стандартов образования в ДОУ СМР

    Построение развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС

    Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые способствуют полной реализации развития детей, их возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, т. е. организации предметно-пространственной развивающей среды. Мы, педагоги, стремились создать в группе условия для совместной деятельности детей и взрослого, для самостоятельной деятельности воспитанников, учитывая особенности развития каждого ребенка.
    При организации развивающей предметно – пространственной среды для детей в группе, мною было использовано несколько вариантов ее построения: 

    1.     Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.
    2.      Один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа активности – создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться. 

    Предметно – пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:
    1) социально-коммуникативная,
    2) познавательная,
    3) речевая,
    4) художественно-эстетическая,
    5) физическая.
    При построении предметно – пространственной развивающей среды учитывались следующие принципы:

    1.     принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
    2.     принцип активности, самостоятельности, творчества;
    3.     принцип стабильности, динамичности;
    4.     принцип комплексирования и гибкого зонирования;
    5.     принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;
    6.     принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
    7.     принцип открытости – закрытости;
    8.     принцип учёта половых и возрастных различий детей.
    Центры активности организованы на основе интеграции содержания и видов деятельности по следующим направлениям.
    Направление: Художественно — эстетическое развитие.
    В Центре «Творческая мастерская»  для развития  детей подобраны различные картинки, рисунки  с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т. п. Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же предполагает овладение умением работать по образцу. 

    В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, глина, пластилин, дидактические игры  и т. п.). Большинство из перечисленных материалов помещается в специально отведенном шкафу. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии.  
    Направление: Речевое развитие.
    Центр «Мир книги» включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям   детей, реализуемой в детском саду  образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. 
    Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения.
    В Центре  «Грамотности»  находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки и т. д. Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.
    Направление: Познавательное развитие.
    Центры организованы и представлены с учётом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта, информационного багажа, т.е. теоретической  и понятийной осведомлённости ребёнка. Подобранный наглядно дидактический   материал дает детям представление о целостной картине мира, о тесных взаимосвязях,  и взаимодействии всех  объектов. 

    Центр «Экологии» включает в себя экологическую деятельность. Данный центр содержит в себе различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения, инструменты по уходу за этими растениями: фартуки, палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др.   В холодный период года  мы с детьми размещаем здесь комнатный мини – огород. Помимо комнатных растений, в данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых и т. д. Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды.   
    Центр опытно-экспериментальной деятельности представлен многообразием коллекций (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности:  лупы, микроскопы, компасы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы и т. д. В процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений ведутся дневники наблюдений, в которых воспитатель фиксирует сделанные детьми выводы по результатам ежедневного наблюдения. Наши маленькие «почемучки» будут превращаться в любознательных  испытателей, проводить несложные опыты, определять свойства различных природных материалов.
    Центр «Математики» (игротека) имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно — знаковый материал: магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы. 
    Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки.  При выборе игр предпочтение отдавалось способности игр стимулировать развитие детей.   Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр. Центр  решает следующие задачи:
    •    целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности.
    •    воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.
    В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.
    В «Нравственно-патриотическом» Центре помещена  государственная символика  России. 
    В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, образцы народного декоративно-прикладного искусства и т. д. Оформлен уголок родного края, в котором дети могут познакомиться с традициями, культурой и бытом жителей Саратовской губернии. 
    В уголке родного края  оформлен  альбом  «Мой поселок», «Моя семья»,  и др.
    «Строительный» (конструктивный) Центр, хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально. В группе расположен центр строительно-конструктивных игр, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов.   Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.
    «Музыкально — театрализованный» Центр - это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь размещаются ширма, различные виды театров. Дети — большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. 
    Он представлен различного вида театрами (кукольный,   настольный, бибабо, пальчиковый). Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей. Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Для этого в нашей группе создан музыкальный центр «Веселые нотки». Который помогает моим воспитанникам переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия, помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности, инициативе. Так же в центре размещены детские музыкальные инструменты (ложки, погремушки, бубны, барабаны и т. д.), которые используются детьми в свободной деятельности.
    В Центре «ИКТ» размещены —   ноутбук,   магнитофон,   коллекция дисков и записей с музыкой и сказками.  Ноутбук используется для воспроизведения видео, иллюстраций и презентаций,    а также как интерактивный тренажер для индивидуальных занятий с детьми. 
    Направление: Социально-личностное развитие.
    Происходит  формирование у детей  основ  культуры  общения, закрепления знаний  об  окружающей   действительности  и  жизни  в   социуме,   через    решение проблемных ситуаций через игровую, театрализованную деятельность, ОБЖ.
    В Центре «Сюжетно – ролевых игр» оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». В связи с тем, что игровые замыслы старших дошкольников  весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. 
     Игровой материал помещен в коробки с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства. Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легкодоступных детям. Макеты переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном для ребенка месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещается в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро «населен», по желанию играющих).
    Центр «Безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Хорошим дидактическим пособием служит специально оборудованный столик с разметкой улиц и дорог, и дополнительным набором мелкого строительного материала и дорожных знаков. Я думаю, что создание центра безопасности в группе помогает детям в ознакомление с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни.
    Направление: Физическое развитие.
    Центр «Если хочешь быть здоров!» содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное), изготовленное руками педагогов и родителей. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей — ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств.
     На современном этапе развития, возникла необходимость размещения в данном центре игр и пособий по приобщению    дошкольников к навыкам здорового образа жизни.  Данный Центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.
      В группе расположены  физкультурно-оздоровительный центр  и тематические игровые уголки для организации сюжетных игр детей. В этих уголках игровое оборудование и игрушки расположены соответствующим образом, что подсказывает детям сюжет игры и способы ее реализации, позволяет развивать инициативу детей и двигательную активность, дает возможность индивидуального развития основных видов движений у ребенка.
    В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть островок тишины и спокойствия.  В группе также расположен «Уголок уединения». Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в уголок уединения и релаксации. Это уютное тихое место в раздевальной комнате.  Мягкие игрушки, которым ребёнок может поведать свои тайны, переживания. Музыкальные записи с пением птиц, журчанием реки, шума леса — все это благоприятно воздействует на эмоциональное состояние детей.
    Английский писатель Оскар Уайльд сказал, что «Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми…».  А у нас все дети хорошие! И создавая благоприятную среду развития для наших детей, мы хотим видеть их еще и такими: овладевшими основными культурными способами деятельности, обладающих установкой положительного отношения к миру, развитым воображением, умеющих выражать свои мысли, любознательных, выносливых и физически развитых, а главное счастливыми! Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой моих детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.
    Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.



    Источник: http://uprobr.ucoz.ru/avatar/06/konf_2015/postroenie_predmetno.docx
    Категория: Итоги реализации новых стандартов образования в ДОУ СМР | Добавил: rrr0901 (22.06.2015)
    Просмотров: 1242 | Комментарии: 11 | Рейтинг: 3.8/5
    Всего комментариев: 11
    11 solotaya_osen  
    Замечательный материал для педагогов . Есть что взять на заметку. Хорошее подспорье не только для  начинающих , но и для педагогов со стажем. Развивающая образовательная среда  в ваших группах всегда отличается "изюминкой". Спасибо за ваш труд

    8 Елена7148  
    Обращайтесь с вопросами, помогу чем смогу. Опыт по развивающей среде очень большой. ПО всем возрастным группам имеется фотоматериал.

    7 AJSLU  
    Спасибо Вам, Елена Анатольевна, за представленный материал!Очень грамотно построена каждая зона, чувствуется игровой и разносторонний подход. Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.

    10 Елена7148  
    Детский сад как дом и мир детей –проблема взрослых. Каким он должен быть, чтобы выросли наши дети по-настоящему 
    успешными, счастливыми, состоявшимися людьми? Если человекзагадывает на год, он сеет хлеб. Если человек загадывает на десятилетие, он 
    сажает деревья. Если человек загадывает на века, он воспитывает детей. Ребенок - это не маленькое подобие взрослого человека, а полноценныйчеловек, уникальный в своей индивидуальности, великий подражатель, увлеченный 
    исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, 
    стремящийся использовать все, что ему дано для разнообразных видов активной 
    деятельности.

    6 мама7651  
    Предметно-развивающая среда одно из главных направлений успешной реализации ФГОС. Мы очень рады, что в последнее время в нашем районе уделяется этому особое значение. Ведь без обновления предметно-развивающей среды нет гармоничного развития подрастающего поколения.

    4 Елена7148  
    большое спасибо Всегда рада гостям в группе, приезжайте помогу советом, материалом, памятками о развивающей среде. Правильнопостроенная предметно-пространственная среда  в группе решает следующие
     задачи:1.    Обеспечение условий для развития познавательных итворческих способностей детей.2.    Поддержание познавательной активности, обеспечение еедальнейшего   роста.3.    Создание условий для реализации, усвоенных вспециально организованной   деятельности,  приобретенных знаний.4.    Создание условий для эмоционального проживанияребенком различных ситуаций   
      с целью осмысления воспринятых содержаний.

    2 молилена  
    Ковалева Е.Е.: Елена Анатольевна, как всегда, на высшем уровне, спасибо! Видно, что это создавалось не год (и даже не два), что это системная и целенаправленная работа по построению развивающей образовательной среды.
    Хочу добавить к вашей консультации, что предметно-пространственная развивающая образовательная среда является одним их 4-х аспектов образовательной среды, куда входят ещё характер взаимодействия со взрослыми, характер взаимодействия с другими детьми и система отношений ребенка к миру, к другим людям и к самому себе ( согласно п. 2.8. ФГОС ДО содержание Программы должно отражать эти аспекты образовательной среды). Именно учет всех компонентов позволит воспитателям на практике реализовать образовательный процесс в соответствии с ФГОС. И знаете, коллеги, глаза бояться, а руки делают и дело здесь не только в финансировании (или что чаще, в его отсутствии), а в желании и творческом подходе! Удачи!

    3 Елена7148  
    Место педагога в развивающей среде является важным фактором развивающей предметно-пространственной среды. Он - автор, он - компонент. Автор потому, что, зная особенности развития каждого ребенка, творит, проектирует и создает среду; компонент потому, что определяет свое место в ней относительно каждого ребенка. Вот сильный ребенок в интеллектуальном развитии - он не нуждается в объяснении, разъяснении задач, действий, результатов деятельности, ему надо создать среду самостоятельного поиска ответа на данный вопрос. Этому ребенку достаточно только подсказать, подложить в среду деятельности подсказку, и он сам решит эту задачу. А вот ребенок, которому нужна частичная поддержка, и, наконец, тот, кто нуждается в помощи в разных видах ее преподнесения: объяснения, многократное объяснение, совместное выполнение действия, показ, рассказ, постоянное напоминание и т.д. Все эти виды использования среды и самого педагога как ее компонента ориентируют всех обозначенных детей на успех, на радость достижения, а значит и на продвижение вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в своих силах, заставляют многократно возвращаться к достигнутому, то есть совершенствоваться. Именно они и являются толчковыми факторами развития.

    5 Елена7148  
    Спасибо Елена Евгеньевна. Действительно материал по развивающей среде накапливался годами. Самое главное построить среду так, чтобы было комфортно детям, педагогам, родителям и окружающим людям.
           Стратегияи тактика построения среды определяются особенностями личностно-ориентированной
    модели воспитания.  Предметную среду необходимо проектировать всоответствии с той программой, которая реализуется в образовательном
    учреждении. При этом педагог должен учитывать особенности группы, знать как
    группу в целом, так и индивидуальные особенности каждого ребенка, их интересы,
    способности, желания.   Среда должна быть:
    - обеспечивающей полноценное и своевременноеразвитие ребенка;
    - побуждающей детей к деятельности;
    - способствующей развитию самостоятельности итворчества;   - обеспечивающей развитие субъектной позицииребенка.
    А для этого она должна быть богатой,разнообразной и постоянно меняющейся!

    1 Светлана  
    Большое спасибо за то,что поделились опытом работы!
    У вас умело созданная предметно-развивающая среда, которая  способствует воспитанию у детей самостоятельности. 
      Ведь грамотное оснащение различных зон и центров деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной)
    способствует интеллектуальному творчеству, физическому, психическому
    развитию наших детей .
     

    А созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать
    его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной
    творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию. Именно к этому стремятся наши педагоги.



    Загонова Н.В.-ст.воспитатель.

    9 Елена7148  
    Приезжайте в гости. Материал есть по всем возрастным группам. Всегда рада помочь. Приглашайте к себе, помогу чем смогу.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]