Художественно-эстетическое развитие детей в условиях реализации ФГОС в ДОУ
В п.2.6. ФГОС ДО указана образовательная область «Художественно – эстетическое развитие», которая предполагает развитие у детей предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусств, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественной литературы; реализация творческой деятельности детей (изобразительной, музыкальной и др.).
Особое внимание уделяю творческому развитию детей, совершенствованию воображения и фантазии.
В художественно-эстетической деятельности ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки), одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает ФГОС ДО, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.
Одним из важнейших условий реализации системы художествено - эстетического воспитания в дошкольном учреждении является организация развивающей предметно-пространственной среды. При создании ее в своей группе, я руководствовалась общими принципами, определенными в п.п. 3.3. п.\п 4 ФГОС дошкольного образования, развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полуфункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
В группе создала условия для художестенно-речевой и музыкальной деятельности: имеются театральные, игровые уголки, а также создана обстановка для развития творческих способностей (уголок Народного творчества, «Мы маленькие художники» и др.). Дети могут свободно подойти к уголку изодеятельности и выбрать любой материал для творчества, проявляя самостоятельность и инициативу в оформлении уголка творчества, для изготовления поделок в подарок родителям. Всё это способствует раскрепощению детей, положительному эмоциональному настрою на весь день.
Во время НОД происходит реализация творческих проектов, которые предполагают обучение детьми современных техник. В своей работе с детьми использую разные виды исполнения творческих работ: оригами, лепка из соленого теста, пластилинография (прямая, обратная, шариковая и др.), лоскутная аппликация, декупаж, рисование и другие виды, с помощью которых дети получали знания и навыки, применяли их на практике. НОД проводится в игровой и занимательной форме. С помощью традиционных и нетрадиционных методов и технологий побуждаю детей к созданию своих миров на бумаге, в сочинении сказки, что помогает ребенку раскрыть себя, создает условия динамики творческого роста.
В группе дети занимаются продуктивными видами деятельности: пластилинографией «Маки», «Пластилиновая сказка», лоскутной аппликацией «Волшебный цветок», «Мухомор-красавчик» и др., участвовали в выставках («Мастерская Деда Мороза», «Возраст делу не помеха» и др., подарки к праздникам мам, ко Дню защитников Отечества, к 70 летию Победы и т.д.). Ребята получают творческие задания, экспериментируют и развиваются через выбранное любимое занятие.
В п.3.2.5 п./п 2. ФГОС предполагает: поддержку индивидуальности и инициативы детей; мои дети участвуют не только в муниципальных конкурсах, но и в региональных и во Всероссийском конкурсе (2015 году), получили грамоты, благодарственные письма.
Вместе с детьми посещаем тематические выставки в школе искусств, лицее, ДК, детской библиотеке, организуем экспозиции в группе и в ДОУ. Это обогатило жизненный опыт детей, расширило их кругозор и приобщило к истокам отечественной культуры.
Все дети талантливы, поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность проявить их на практике, в реальной жизни.
Я предлагаю вашему вниманию конспект НОД с использованием нетрадиционной техники пластилинографии с презентацией.
Светлана Александровна интересная техника лепке и рисования одновременно, её используют педагоги логопедических групп. Ведь в последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с проблемами в развитии речи. Это связано, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема коррекции речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте, их необходимо своевременно выявлять и исправлять. Поэтому техника пластилинография отличный способ в улучшении речевого развития. Продолжайте работать в этом же направлении ( Мария Скипина)
Спасибо за комментарий! Вы правы, что техника пластилинография помогает детям в развитии речи. Во время выполнения практических заданий попластилинографии включаются различные группы мышц, происходит и коррекция моторики рук, познавательной деятельности, эмоционально – волевой сферы. Поэтому применение пластилинографии, ориентированной на развитие, является незаменимой в коррекционной работе.
Светлана Александровна, это очень интересная и полезная информация!Мы очень рады,что Вы используете данные методы в своей работе,а прежде всего довольны ребята!Ведь это помогает им развиваться!Огромное Вам спасибо!
Из опыта проведенных занятий, могу с уверенностью сказать, что главныйитог - необыкновенное ощущение радости детей и большое желание вновь встретиться для работы с разнообразным художественным материалом. Ведь даже те, кто не всегда удачно выполнял работы или не совсем любил рисовать работает с большим воодушевлением. Результат, как правило, отличный - все творческие работы получаются великолепными.
Отличный материал, хороший конспект НОД. Полностью с Вами согласна, что одним из важнейших условий реализации системы художествено - эстетического воспитания в дошкольном учреждении является организация развивающей предметно-пространственной среды. Хотелось бы поподробнее узнать как вы обогащаете представления детей об искусстве как основе развития творчества в соответствии с ФГОСНеборак Г.И.
Спасибобольшое за комментарии! Вовремя НОД я использую классическую музыку, она побуждает к творчеству, фантазии, воображению. Знакомлю детей с народным декоративно-прикладным искусством, с произведениями известных художников, композиторов, скульпторов. Как я уже упоминала в своей статье, что мы с детьми посещаем выставки и участвуем в них. Веду работу с родителями – побуждаю их посещать вместе с детьми выставки различной тематики, театры, музыкальные детские спектакли в городах (г.Саратов, г.Энгельс и др.).
Светлана Александровна замечательная статья ,я с вами полностью согласна ,что дети наиболее полно могут раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки), одним словом реализовать себя как творческая личность.Я присутствовала у вас на открытом занятии,где вы показывали нетрадиционную технику пластилинографии и даже сама участвовала,теперь сама её показываю своим деткам им очень нравится.
Спасибо большое за добрые комментарии! Мы с детьми освоили разные техники пластилинографии (контурная, объемная, обратная, прямая, шариковая и др.). Если вам интересно можете обратиться ко мне за дополнительной информацией.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]