Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Пятница, 19.04.2024, 20:39
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Повышение квалификации руководителей и педагогов ОУ в свете перехода на новые стандарты образования [5]
Итоги реализации новых стандартов образования в ДОУ СМР [10]
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС [6]
Психолого-педагогическое сопровождение инновационных процессов в образовательных учреждениях [3]
Методическое сопровождение педагогов в рамках организации опытно-экспериментальной деятельности [4]
Методическое сопровождение информатизации в ОУ СМР [1]
Итоги работы ТГПР «Молодой педагог» [9]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 10
    Гостей: 10
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Новая школа - новый учитель 2015 » Итоги работы ТГПР «Молодой педагог»

    Формирование ключевых компетенций у учащихся через применение ИКТ на уроках математики

    Современное развитие общества диктует новые подходы к оцениванию качества школьного образования. Оценка результата образования должна быть ориентирована на  сформирование не только  знаний, но и умений применять их на практике, ориентироваться в нестандартных  ситуациях, развитии «компетенций», «компетентности» обучающихся. 
    Понятия «компетенции», «компетентности» уже прочно заняли свое место в педагогики. Большинство ученых сходятся на том, что традиционная школа дает знание фактического материала, а не способов применения знаний на практике, тогда как компетентностно - ориентированный подход к образованию позволяет решить эту проблему. 
    Под «компетентностью» понимается готовность субъекта эффективно сорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. В основу формирования компетентной личности ложится такой результат образования, который выражается в овладении учащимся определенным набором (меню) способов деятельности.
    Ученик, овладевая каким-либо способом деятельности, получает опыт интеграции различных результатов образования (знаний, умений, навыков, ценностей и т.д.), и постановки (или присвоения) цели. Так происходит осознание процесса управления своей деятельностью – «компетенции». 
    В концепции компетентностно-ориентированного образования  принято выделять  пять ключевых компетенций: готовность к разрешению проблем, технологическая компетентность, готовность к самообразованию, готовность к социальному взаимодействию, коммуникативная компетентность.
    Современные глобальные тенденции и переход к информационному обществу, предъявляют новые, более высокие требования и к системе образования в нашей стране. 
    В своей деятельности каждый современный учитель  стремится к тому, чтобы наши дети умели вступать в диалог и были понятыми, свободно владели информационными технологиями, были способны к самоопределению и самообразованию.
    Применение ИКТ на уроках математики способствует:
    •         Активизации познавательной деятельности учащихся.
    •         Развитию вариативности мышления, математической логики.
    •         Направленности мыслительной деятельности учащихся на поиск и исследование.
    По данным исследований, в памяти человека остается
    25% услышанного материала, 33% увиденного, 50% увиденного и услышанного, 75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения. 
    Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на использовании возможностей компьютера для создания условий доступности и наглядности -изложения материала; деятельности учителя, управляющего этими средствами, повышении мотивации и активности обучающихся,   вызываемой интерактивными свойствами компьютера. Компьютерная графика позволяет детям незаметно усваивать учебный материал, манипулируя различными объектами на экране дисплея, меняя скорость их движения, размер, цвет и т.д. 
    Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива. 
    Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации  (текст, звук, видео, цвет), путем ориентации учения на успех (позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь), используя игровой фон общения человека с машиной и что немаловажно -выдержкой, спокойствием и дружественностью машины по отношению к ученику. 
               Способы  решения проблемы. Программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно: программы-учебники, программы-тренажёры, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки электронных наглядных пособий.  Возможности компьютера могут использоваться в предметном обучении в следующих вариантах:
    •    фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала; 
    использование диагностических и контролирующих материалов;
    •     использование презентаций на уроках;
    •    выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий; 
    использование компьютера для вычислений, построения графиков, сечений многогранников.
    •    формирование информационной компетентности учащихся, т.е. умения получать информацию из различных источников.
    Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным.
    Поскольку электронные носители содержат в себе учебную, наглядную информацию, тренажеры, средства диагностики и контроля, то они служат для формирования образного представления об изучаемом объекте и для индивидуальной работы с учащимися.
    Применение презентаций на уроке позволяет:
    •    более качественно реализовать принципы наглядности и доступности при обучении,
    •    эффективнее использовать время на уроке.
    •         создавать проблемные ситуации на уроке, что активизирует познавательную деятельность учащихся.
    Тестирование. Обучающие тесты использую с целью тренировки и отработки знаний и умений учащихся по изучаемой теме. Данные тесты предназначены для выработки навыка применения полученных знаний при выполнении определенных заданий, ученик сразу видит свои ошибки и имеет возможность их исправить с другой попыткой. Контролирующие тесты предназначены для проверки знаний учащихся по теме. Тестирование позволяет организовать самоаттестацию учащихся (проверить свои знания без участия учителя.) Каждый ученик имеет полную и объективную информацию о ходе процесса усвоения знаний по теме.    Учащиеся знают шкалу оценок и ориентируются на неё. Такая форма работы позволяет иметь оперативную информацию о контроле знаний учащихся, о состоянии процесса усвоения знаний каждым учеником по любой теме, видеть анализ работ учащихся с целью ликвидации пробелов знаний у учащихся. При применении ИКТ, для отработки навыков учащихся по теме и контроле, проведенном с помощью данной технологии качество знаний учащихся выше, чем при традиционных методах. Организованная на уроке и во внеурочное время работа с тестами (в электронном виде)  формирует у ребят основные «информационные» компетенции, а для многих именно они сегодня наиболее актуальны и будут необходимы ребятам в будущем.
    Использование информационных технологий при проектной деятельности учащихся, позволяет увеличить скорость разработки проекта и качество его выполнения.
    Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое место занимают интерактивные доски. Интерактивная доска – уникальное учебное оборудование, представляющее собой сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. В отличие от обычного мультимедийного проектора интерактивная доска позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения, и сохранять их в виде компьютерных файлов. А кроме этого, сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным.
    Работа с интерактивными досками предусматривает творческое использование материалов. Подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам сэкономят время на написание текста на обычной доске или переход от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал. Учитель всегда имеет возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия, зайдя на нужную страницу. Все это помогает планировать урок и благоприятствует течению занятия. При подготовке к обычному уроку, учитель математики часто сталкивается с проблемой построения геометрических фигур и различных функций, работой с координатной плоскостью на обычной доске. Здесь же эти вопросы легко можно решить с помощью встроенных шаблонов. Так, например, при изучении темы «Координатная плоскость» в 6 классе учащиеся с огромным удовольствием строят точки, получая различные занимательные картинки. Этот процесс становится не утомительным, а увлекательным.  Использование интерактивной доски позволяет на уроке рационально использовать время, нет необходимости постоянно вытирать доску и чертить необходимые фигуры.
    При введении новых понятий с использованием презентаций и чертежей на интерактивной доске задействуются различные виды памяти (слуховая, зрительная, ассоциативная), эффективно отрабатываются новые понятия путем выделения важнейших свойств (за счет наглядности). Это ведет к лучшему пониманию и запоминанию нового материала. 
    «За» и «против». Согласно опубликованным в литературе данным максимальная частота и длительность применения средств ТСО в учебном процессе определяется возрастом учащихся, характером учебного предмета и необходимостью использования в познавательной деятельности. 
    При монотонном использовании одного средства обучения уже к 30-й минуте возникает торможение восприятия материала. Использование компьютера добавляет ещё и электромагнитное излучение. Поэтому на уроке стараюсь чередовать напряженный умственный труд и эмоциональную разрядку, разнообразные приемы и методы, использую упражнения для снятия напряжения и утомления при работе с компьютером и для улучшения мозгового кровообращения.
    Описание полученных образовательных результатов.
    Применяя информационные технологии, удается:
    •         Индивидуализировать учебный процесс, за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения. В классах как правило 15-25 учащихся, обладающих неодинаковым развитием, знаниями и умениями, темпом познания и другими индивидуальными качествами.
    •         Создать условия для развития самостоятельности учащихся. Ученик решает те или иные задачи самостоятельно (не копируя решения с доски или у товарища), при этом повышается его интерес к предмету, уверенность в том, что он может усвоить предмет.
    •         Повысить качество наглядности в учебном процессе (презентации, построение сечений многогранников, построение сложных графиков т.д.)
    •         Использовать компьютер для освобождения учащихся от рутинных вычислений.
    •         Снизить трудоемкость процесса контроля и консультирования.
    Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.
    Итогом внедрения ИКТ в образовательный процесс является позитивная динамика изменения мотивации учащихся. 



    Источник: http://uprobr.ucoz.ru/avatar/06/konf_2015/sekcija_molodoj_pedagog_skurovskaja_e.i..docx
    Категория: Итоги работы ТГПР «Молодой педагог» | Добавил: rrr0901 (23.06.2015)
    Просмотров: 932 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 7
    5 mamonov1958  
    Спасибо за Вашу работу! Скажите, а какие ИКТ Вы чаще используете на своих уроках? Спасибо!

    7 Еlena  
    Спасибо за вопрос. На уроках чаще всего использую презентации, ауди и видео файлы. Очень удобно проводить онлайн тестирования с учениками, но пока в моей практике этого не было.

    4 and1979ek  
    Спасибо за подробный ответ!  Успехов Вам в дальнейшей работе))))

    6 Еlena  
    Спасибо большое!

    3 Наташа767181  
    В наше время не обойтись без ИКТ-технологий. Прошло то время,когда в руках был только мел.Время другое,дети другие. Я согласна с автором работы, что применение икт  на уроках не только активизирует познавательную деятельность  обучающихся, но и способствует развитию  мышления и математической логики.

    2 irina345nas  
    Да ИКТ - технологии ещё одна неотъемлемая часть современного урока в рамках ФГОС. Да что уж тут говорить грядет век электронных форм учебников. Елена Ивановна скажите как вы относитесь к ЭФУ стоит ли их вводить в образовательный процесс и можно ли их отнести к ИКТ - технологиям?  Спасибо вам за такой замечательный материал.

    1 and1979ek  
    Елена Ивановна, как Вы считаете, какая доля уроков должна быть построена с применением ИКТ-технологий? Обязательно ли включать элементы данной технологии в каждый урок? Достаточное ли количество электронных приложений, тренажеров, тестов, презентаций в базе ЦОР и ЭОР, чтобы пользоваться ими для подготовки к урокам? Какие Вы видите недостатки при использовании ИКТ-технологии?

    Екушева Н.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]