Тема урока «Имена существительные собственные и нарицательные». Тип урока: комбинированный. Форма проведения урока: урок-исследование. Методы обучения: проблемно-поисковый (исследовательский), технология проблемного обучения, технология проблемного диалога. Роль и место темы в курсе: данный урок входит в раздел «Морфология (части речи)» и является уроком данного раздела по изучению категорий имени существительного. Данному уроку предшествовали темы (в соответствии с календарно-тематическим планированием): «Склонение имен существительных», «Падеж и безударные окончания имен существительных», «Число имен существительных», «Одушевленные и неодушевленные имена существительные» Формы организации учебной деятельности: • групповая, в парах ; индивидуальная; • фронтальная Цель урока: организовать исследовательскую деятельность учащихся по теме урока. ЗАДАЧИ УРОКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: дать возможность учащимся самостоятельно вывести понятие «собственные и нарицательные имена существительные», определение групп (собственные и нарицательные ) имен существительных. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитание интереса к родному языку; стимулировать работу учащихся по дальнейшему формированию умения общаться через работу в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников. РАЗВИВАЮЩАЯ: создать условия для развития: самостоятельной мыслительной деятельности, познавательной активности. Модель доски: interwrite Board Оборудование урока и ресурсное обеспечение: • компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска с электронным маркером; • программные средства Microsoft Power Point, Microsoft Word; • русский язык: учебник для 3 класса: в 2 ч. Ч. 2. - М.: Вентана-Граф, 2008. – (Начальная школа XXI века) - с.54-56. • раздаточный материал – карточки, обозначение столов цветными карточками (зеленая, желтая) Особенности урока: урок с применением информационно-коммуникационных технологий, интерактивной доской и электронным маркером. Здоровьесберегающие технологии: физминутка для глаз (авторская), гимнастические упражнения, смена видов деятельности на уроке, работа в группах.
Ход урока I. Организационный момент II. Чистописание. Словарно-орфографическая работа (авторская). ев ве улица, герой, ужин - Вчера все вместе провожали зиму, встречали весну. Праздновали Масленицу, а сегодня, посмотрите в окно, к нам снова вернулась зима (за окном снег, ветер, низкая температура воздуха, очень холодно на улице). Сразу в такую погоду вспоминаются строки из стих А. С. Пушкина «…Вот север тучи нагоняя, дохнул, завыл и вот сама идет Волшебница-зима…» - Найдите в строках стихотворения существительное 2 склонения, мужского рода. (север) - Определи слабую позицию. Какими буквами можем обозначить [и]? - Определите способ выбора буквы? (подобрать слово с ударной гласной, посмотреть в словарь). Работа электронным маркером
Работа электронным маркером
Работа электронным маркером III.Подведение к проблеме Россия, Москва, государство, река, художник, Шишкин, Волга, Есенин, поэт, Чайковский, стих, , музыкант, город, море - Чем похожи слова? (все имена существительные) - Почему? (отвечают на вопросы кто, что) - Разделите на две группы. Почему? (имена собственные и имена нарицательные; одушевленные и неодушевленные). - Как определили одушевленное имя существительное или неодушевленное? (постановка вопроса: кто?, что?) - Как определили группу собственных имен существительных и нарицательных? (к собственным именам существительным относятся те существительные, которые единственны «котов много – это нарицательное, а вот мой кот Барсик – собственное имя существительное) IV. Формулирование проблемы - Влияет ли постановка вопросов «кто?, что?» на выбор группы – собственное или нарицательное имя существительное? V. Составление плана исследования 1. Выдвижение гипотезы решение проблемы (да, влияет. Все слова, - имена собственные отвечают на вопрос «кто?». Все имена нарицательные отвечают на вопрос «что?». Нет, не влияет). 2. Выбор методов исследования -Как и где можно проверить высказывания? (словарь, учитель, взрослые, Интернет) 3. План последовательности проведения исследования - По какому плану работать, чтобы доказать свои высказывания? План А) прочитать слова; Б) поставить вопрос к каждому слову; В) определить собственное или нарицательное; Г) Информация о собственных и нарицательных именах существительных. Вывод (влияет или нет). - Группа, которая высказала положительное мнение (влияет) занимает желтый стол, группа, которая высказала отрицательное мнение (не влияет) занимает зеленый стол. VI. Проведение исследования 1. Сбор, обработка информации Поиск информации в Интернете, словарях, у взрослых 2. Анализ и обобщение полученных материалов На столах карточки. Задание. 1. Раздели на две группы (по плану): имена собственные и имена нарицательные. Почему? государство, Россия, Москва, река, художник, Шишкин, Волга, Есенин, поэт, Чайковский, стих, музыкант, город, море Структурирование собранного материала, выделение главных идей и второстепенных, удаление информации, не относящейся к теме исследования. 3. Подготовка отчета исследования Постановка вопрос в «кто?, что?» не влияет на выбор группы собственное или нарицательное имя существительное, т. к. есть иена собственные (Волга, Моска и т. д), которые отвечают на вопрос «что?». И есть имена нарицательные (поэт, художник и др.), отвечающие на вопрос «кто?». (демонстрация материала). В первом столбике (собственные) и во втором столбике (нарицательные) есть существительные, которые отвечают на вопросы «кто?, что?». - Ответы двух групп одинаковые. Влияет ли постановка вопросов «кто?, что?» на выбор группы: собственные или нарицательные имена существительные? - Не влияет. Группа зеленого стола была права. - Как же отличить имена собственные от нарицательных имен существительных? (пишутся с заглавной буквы, (на данный ответ учитель приводит пример предложений: Гирлянды горных цепей тянутся на тысячи километров. Старинные города Москва, Санкт-Петербург, Суздаль, Владимир, Смоленск, Новгород хранят память о прошлом. - Найдите в данных предложениях слова, написанные с заглавной буквы. - Являются ли слова «гирлянды, старинные» именами собственными? Почему? (гирлянд – много, старинные – имя прилагательное, поэтому вывод «начало предложения пишется с заглавной буквы и не всегда является собственными именами существительными.) рек много, а Волга одна, поэтому это собственное имя существительное, имя какого-либо предмета – это имя собственное ). - С какой буквы пишем имена собственные? (с заглавной) VII. Подведение итогов 1.Отчет исследования с демонстрационным материалом. 2. Обсуждение итогов завершенной работы - Какое из названных нарицательных имен существительных может стать собственным, приведите пример? (На доске одно предложение. По её земле текут реи: Обь, Енисей, Волга. После высказываний детей, появляются следующие предложения. Планета Земля одна из самых маленьких планет солнечной системы. В 1961 году Юрий Гагарин сделал один виток вокруг Земли.) - Определим еще раз, что называется собственными и нарицательными именами существительными. Работа с правилом уч. с. 54 VIII. Физминутка для глаз Работа с электронным маркером (смена слайда) IX. Самостоятельная работа по карточкам Карточка 1 Рассмотри пары. Почему одинаковые слова записаны по-разному? С данными словами придумай и запиши словосочетания. Поставь собственные имена существительные во множественное число. Чёрное – чёрное Тихий – тихий Карточка 2 Рассмотри пары. Почему одинаковые слова записаны по-разному? С данными словами придумай и запиши словосочетания. Поставь собственные имена существительные во множественное число. Орёл – орёл Надежда – надежда X. Физминутка Называю собственные имена существительные – хлопок, нарицательное имя существительное – руки вверх Тбилиси, пальто, Миссисипи, меню, шоссе, Осло, кофе, Миссури, кафе, желе XI. Систематизация знаний Чем похожи слова? (несклоняемые) На доске слова: Тбилиси, пальто, Миссисипи, меню, шоссе, Осло, кофе, Миссури, кафе, желе - Разделите на две группы. (собственные и нарицательные) - Определите род собственных имен существительных. Тбилиси, Миссисипи, Осло, Миссури - Где найдем информацию? Уч. с. 55 правило XII. Рефлекия. Итог урока - Какая часть речи делится на две группы: собственные и нарицательные? (имена существительные). - Как определить группу собственных, нарицательных имен существительных? (единичны, неповторимы имена собственные; не единичные – нарицательные). - Как определить род несклоняемых собственных имен существительных: Тбилиси, Осло, Миссисипи? Имеет ли форму множественного числа собственные имена существительные? Выставка оценок с комментированием. На доске. Д/з найти в словаре 7 несклоняемых собственных имен существительных и определить род, с. 55-56 правила наизусть. |