Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Вторник, 23.04.2024, 15:20
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Лучшие практики по воспитательной работе [9]
Методическое сопровождение ФГОС 2021 [0]
Банк лучших практик [0]
Августовский педсовет [1]
Виртуальный музей [10]
Муниципальный конкурс «Расскажу я Вам про папу!» [13]
«Воспитатель года» [62]
Новому времени – новая школа 2020 [89]
Новому времени – новая школа 2019 [37]
Новому времени – новая школа 2018 [35]
Новая школа - новый учитель 2017 [54]
«Новая школа - новый учитель» 2016 [60]
Новая школа - новый учитель 2015 [38]
«Моя любимая книга» [47]
Конкурсы для учащихся [114]
Конкурсы для педагогов [75]
Сетевой проект "Путешествие по земле Саратовской" [248]
Педагогический дебют-2023 [6]
Педагогический дебют-2022 [12]
Педагогический дебют-2021 [9]
Педагогический дебют-2018 [48]
Педагогический дебют-2016 [16]
Волжский мастер-класс [5]
ВОЛЖСКИЙ МАСТЕР-КЛАСС г. Астрахань. [16]
Территория творчества. Крым-2018 [19]
Территория творчества. Крым-2017 [25]
Территория творчества. Сочи-2016 [21]
Методические материалы Всероссийского слета учителей Саратовской области «Творческая территория педагогического опыта и мастерства»
ЭОР и я - лучшие друзья 2016 [44]
Родной край, живи в веках и процветай! [35]
Межмуниципальный конкурс видеороликов «Видео опыт» [11]
Как безгранична щедрость языка! [15]
Муниципальный конкурс юных экскурсоводов - 2016 [11]
Каталог образовательных организаций [16]
Всем детям ровесница [81]
Энциклопедия одного слова 2016 [28]
Энциклопедия одного слова 2015 [64]
«Новогоднее настроение 2015» [48]
«Новогоднее настроение 2014» [215]
170 лет Русского географического общества [37]
Закаляйся, если хочешь быть здоров [721]
"Есенинская Русь" [10]
Видеоконкурс «СПАСИБО ЗА ЖИЗНЬ» [24]
Социально-психологическое сопровождение детей с ОВ [10]
Конфликты: профилактика и решение [12]
Современный урок [22]
Online-педсовет [34]
Мой мультимедийный урок-2019 [26]
Мой мультимедийный урок-2018 [32]
Мой мультимедийный урок-2017 [23]
Мой мультимедийный урок-2016 [23]
Мой мультимедийный урок-2015 [26]
Мой мультимедийный урок-2014 [26]
"Мой мультимедийный урок-2013" [9]
VI межмуниципальный конкурс учителей образовательных учреждений «Мой мультимедийный урок»
ЭОРы как основополагающий компонент [130]
Олимпиады-2023 (школьный этап) [31]
Олимпиады-2022 (школьный этап) [26]
Олимпиады-2021 (школьный этап) [26]
Олимпиады-2019 (школьный этап) [44]
Олимпиады-2018 (школьный этап) [44]
Олимпиады-2017 (школьный этап) [38]
Олимпиады-2016 (школьный этап) [38]
Олимпиады-2015 (школьный этап) [41]
Олимпиады-2014 (школьный этап) [34]
Олимпиады-2013 (школьный этап) [40]
Песни (+) [10]
Здесь вы сможете найти популярные песни,
Песни (-) [8]
Здесь вы можете скачать минусы популярных песен
Классические произведения [3]
Здесь можно скачать произведения известных композиторов
Математика [19]
Русский язык [11]
Информатика и ИКТ [9]
История [3]
Логопедия [3]
Начальные классы [20]
Психология [6]
Физика [5]
Искусство [10]
Химия [3]
География [2]
Литература [9]
Иностранный язык [10]
Физическая культура [14]
Биология [7]
Технология [3]
Интерактивные формы проведения методической учебы [23]
Выставка-фестиваль «Слайд-шоу День Знаний» [19]
III Интернет-конференция "О, урок! - ты солнце" [64]
в целях поддержки инновационной деятельности учителей в использовании современных технологий в образовательном процессе с 6 по 18 февраля 2012 года проводится III межмуниципальная Интернет-конференция «О, урок! – ты солнце! Мой самый необычный урок».
"Мой мультимедийный урок" [48]
V межмуниципальный конкурс учителей образовательных учреждений «Мой мультимедийный урок»
Ф@милия.ru-2016 [48]
Ф@милия.ru-2015 [48]
Ф@милия.ru-2014 [44]
Ф@милия.ru-2013 [66]
"Ф@милия.ru"-2012 [65]
IV Межмуниципальная семейная ИКТ-Олимпиада "Ф@милия.ru"
Создание плейкаста - открытки нашего времени [199]
Интерактивное обучение [21]
Муниципальный конкурс роликов «Видео опыт» (физика [21]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 11
    Гостей: 11
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Начальные классы

    Урок русского языка в 3 класс "Имена существительные собственные и нарицательные"
    Тема урока «Имена существительные собственные и нарицательные».
    Тип урока: комбинированный.
    Форма проведения урока: урок-исследование.
    Методы обучения: проблемно-поисковый (исследовательский), технология проблемного обучения, технология проблемного диалога.
    Роль и место темы в курсе: данный урок входит в раздел «Морфология (части речи)» и является уроком данного раздела по изучению категорий имени существительного.
    Данному уроку предшествовали темы (в соответствии с календарно-тематическим планированием): «Склонение имен существительных», «Падеж и безударные окончания имен существительных», «Число имен существительных», «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»
    Формы организации учебной деятельности:
    • групповая, в парах ; индивидуальная;
    • фронтальная
    Цель урока: организовать исследовательскую деятельность учащихся по теме урока.
    ЗАДАЧИ УРОКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: дать возможность учащимся самостоятельно вывести понятие «собственные и нарицательные имена существительные», определение групп (собственные и нарицательные ) имен существительных.
    ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитание интереса к родному языку; стимулировать работу учащихся по дальнейшему формированию умения общаться через работу в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.
    РАЗВИВАЮЩАЯ: создать условия для развития: самостоятельной мыслительной деятельности, познавательной активности.
    Модель доски: interwrite Board
    Оборудование урока и ресурсное обеспечение:
    • компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска с электронным маркером;
    • программные средства Microsoft Power Point, Microsoft Word;
    • русский язык: учебник для 3 класса: в 2 ч. Ч. 2. - М.: Вентана-Граф, 2008. – (Начальная школа XXI века) - с.54-56.
    • раздаточный материал – карточки, обозначение столов цветными карточками (зеленая, желтая)
    Особенности урока: урок с применением информационно-коммуникационных технологий, интерактивной доской и электронным маркером.
    Здоровьесберегающие технологии: физминутка для глаз (авторская), гимнастические упражнения, смена видов деятельности на уроке, работа в группах.

    Ход урока
    I. Организационный момент
    II. Чистописание. Словарно-орфографическая работа (авторская).
    ев ве
    улица, герой, ужин
    - Вчера все вместе провожали зиму, встречали весну. Праздновали Масленицу, а сегодня, посмотрите в окно, к нам снова вернулась зима (за окном снег, ветер, низкая температура воздуха, очень холодно на улице). Сразу в такую погоду вспоминаются строки из стих А. С. Пушкина «…Вот север тучи нагоняя, дохнул, завыл и вот сама идет Волшебница-зима…»
    - Найдите в строках стихотворения существительное 2 склонения, мужского рода. (север)
    - Определи слабую позицию. Какими буквами можем обозначить [и]?
    - Определите способ выбора буквы? (подобрать слово с ударной гласной, посмотреть в словарь).
    Работа электронным маркером

    Работа электронным маркером

    Работа электронным маркером
    III.Подведение к проблеме
    Россия, Москва, государство, река, художник, Шишкин, Волга, Есенин, поэт, Чайковский, стих, , музыкант, город, море
    - Чем похожи слова? (все имена существительные)
    - Почему? (отвечают на вопросы кто, что)
    - Разделите на две группы. Почему? (имена собственные и имена нарицательные; одушевленные и неодушевленные).
    - Как определили одушевленное имя существительное или неодушевленное? (постановка вопроса: кто?, что?)
    - Как определили группу собственных имен существительных и нарицательных? (к собственным именам существительным относятся те существительные, которые единственны «котов много – это нарицательное, а вот мой кот Барсик – собственное имя существительное)
    IV. Формулирование проблемы
    - Влияет ли постановка вопросов «кто?, что?» на выбор группы – собственное или нарицательное имя существительное?
    V. Составление плана исследования
    1. Выдвижение гипотезы решение проблемы (да, влияет. Все слова, - имена собственные отвечают на вопрос «кто?». Все имена нарицательные отвечают на вопрос «что?».
    Нет, не влияет).
    2. Выбор методов исследования
    -Как и где можно проверить высказывания? (словарь, учитель, взрослые, Интернет)
    3. План последовательности проведения исследования
    - По какому плану работать, чтобы доказать свои высказывания?
    План
    А) прочитать слова;
    Б) поставить вопрос к каждому слову;
    В) определить собственное или нарицательное;
    Г) Информация о собственных и нарицательных именах существительных. Вывод (влияет или нет).
    - Группа, которая высказала положительное мнение (влияет) занимает желтый стол, группа, которая высказала отрицательное мнение (не влияет) занимает зеленый стол.
    VI. Проведение исследования
    1. Сбор, обработка информации
    Поиск информации в Интернете, словарях, у взрослых
    2. Анализ и обобщение полученных материалов
    На столах карточки.
    Задание. 1. Раздели на две группы (по плану): имена собственные и имена нарицательные. Почему?
    государство, Россия, Москва, река, художник, Шишкин, Волга, Есенин, поэт, Чайковский, стих, музыкант, город, море
    Структурирование собранного материала, выделение главных идей и второстепенных, удаление информации, не относящейся к теме исследования.
    3. Подготовка отчета исследования
    Постановка вопрос в «кто?, что?» не влияет на выбор группы собственное или нарицательное имя существительное, т. к. есть иена собственные (Волга, Моска и т. д), которые отвечают на вопрос «что?». И есть имена нарицательные (поэт, художник и др.), отвечающие на вопрос «кто?». (демонстрация материала).
    В первом столбике (собственные) и во втором столбике (нарицательные) есть существительные, которые отвечают на вопросы «кто?, что?».
    - Ответы двух групп одинаковые. Влияет ли постановка вопросов «кто?, что?» на выбор группы: собственные или нарицательные имена существительные?
    - Не влияет.
    Группа зеленого стола была права.
    - Как же отличить имена собственные от нарицательных имен существительных? (пишутся с заглавной буквы, (на данный ответ учитель приводит пример предложений: Гирлянды горных цепей тянутся на тысячи километров. Старинные города Москва, Санкт-Петербург, Суздаль, Владимир, Смоленск, Новгород хранят память о прошлом.
    - Найдите в данных предложениях слова, написанные с заглавной буквы.
    - Являются ли слова «гирлянды, старинные» именами собственными? Почему? (гирлянд – много, старинные – имя прилагательное, поэтому вывод «начало предложения пишется с заглавной буквы и не всегда является собственными именами существительными.) рек много, а Волга одна, поэтому это собственное имя существительное, имя какого-либо предмета – это имя собственное ).
    - С какой буквы пишем имена собственные? (с заглавной)
    VII. Подведение итогов
    1.Отчет исследования с демонстрационным материалом.
    2. Обсуждение итогов завершенной работы
    - Какое из названных нарицательных имен существительных может стать собственным, приведите пример? (На доске одно предложение. По её земле текут реи: Обь, Енисей, Волга. После высказываний детей, появляются следующие предложения. Планета Земля одна из самых маленьких планет солнечной системы. В 1961 году Юрий Гагарин сделал один виток вокруг Земли.)
    - Определим еще раз, что называется собственными и нарицательными именами существительными. Работа с правилом уч. с. 54
    VIII. Физминутка для глаз
    Работа с электронным маркером (смена слайда)

    IX. Самостоятельная работа по карточкам
    Карточка 1
    Рассмотри пары. Почему одинаковые слова записаны по-разному? С данными словами придумай и запиши словосочетания. Поставь собственные имена существительные во множественное число.
    Чёрное – чёрное
    Тихий – тихий
    Карточка 2
    Рассмотри пары. Почему одинаковые слова записаны по-разному? С данными словами придумай и запиши словосочетания. Поставь собственные имена существительные во множественное число.
    Орёл – орёл
    Надежда – надежда
    X. Физминутка
    Называю собственные имена существительные – хлопок, нарицательное имя существительное – руки вверх
    Тбилиси, пальто, Миссисипи, меню, шоссе, Осло, кофе, Миссури, кафе, желе
    XI. Систематизация знаний
    Чем похожи слова? (несклоняемые)
    На доске слова: Тбилиси, пальто, Миссисипи, меню, шоссе, Осло, кофе, Миссури, кафе, желе
    - Разделите на две группы. (собственные и нарицательные)
    - Определите род собственных имен существительных.
    Тбилиси, Миссисипи, Осло, Миссури
    - Где найдем информацию?
    Уч. с. 55 правило
    XII. Рефлекия. Итог урока
    - Какая часть речи делится на две группы: собственные и нарицательные? (имена существительные).
    - Как определить группу собственных, нарицательных имен существительных? (единичны, неповторимы имена собственные; не единичные – нарицательные).
    - Как определить род несклоняемых собственных имен существительных: Тбилиси, Осло, Миссисипи?
    Имеет ли форму множественного числа собственные имена существительные? Выставка оценок с комментированием.
    На доске. Д/з найти в словаре 7 несклоняемых собственных имен существительных и определить род, с. 55-56 правила наизусть.
    Категория: Начальные классы | Добавил: Лора (18.04.2012) | Автор: Сачкова Лариса Владимировна
    Просмотров: 12293 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]