Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Пятница, 19.04.2024, 19:08
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Лучшие практики по воспитательной работе [9]
Методическое сопровождение ФГОС 2021 [0]
Банк лучших практик [0]
Августовский педсовет [1]
Виртуальный музей [10]
Муниципальный конкурс «Расскажу я Вам про папу!» [13]
«Воспитатель года» [62]
Новому времени – новая школа 2020 [89]
Новому времени – новая школа 2019 [37]
Новому времени – новая школа 2018 [35]
Новая школа - новый учитель 2017 [54]
«Новая школа - новый учитель» 2016 [60]
Новая школа - новый учитель 2015 [38]
«Моя любимая книга» [47]
Конкурсы для учащихся [114]
Конкурсы для педагогов [75]
Сетевой проект "Путешествие по земле Саратовской" [248]
Педагогический дебют-2023 [6]
Педагогический дебют-2022 [12]
Педагогический дебют-2021 [9]
Педагогический дебют-2018 [48]
Педагогический дебют-2016 [16]
Волжский мастер-класс [5]
ВОЛЖСКИЙ МАСТЕР-КЛАСС г. Астрахань. [16]
Территория творчества. Крым-2018 [19]
Территория творчества. Крым-2017 [25]
Территория творчества. Сочи-2016 [21]
Методические материалы Всероссийского слета учителей Саратовской области «Творческая территория педагогического опыта и мастерства»
ЭОР и я - лучшие друзья 2016 [44]
Родной край, живи в веках и процветай! [35]
Межмуниципальный конкурс видеороликов «Видео опыт» [11]
Как безгранична щедрость языка! [15]
Муниципальный конкурс юных экскурсоводов - 2016 [11]
Каталог образовательных организаций [16]
Всем детям ровесница [81]
Энциклопедия одного слова 2016 [28]
Энциклопедия одного слова 2015 [64]
«Новогоднее настроение 2015» [48]
«Новогоднее настроение 2014» [215]
170 лет Русского географического общества [37]
Закаляйся, если хочешь быть здоров [721]
"Есенинская Русь" [10]
Видеоконкурс «СПАСИБО ЗА ЖИЗНЬ» [24]
Социально-психологическое сопровождение детей с ОВ [10]
Конфликты: профилактика и решение [12]
Современный урок [22]
Online-педсовет [34]
Мой мультимедийный урок-2019 [26]
Мой мультимедийный урок-2018 [32]
Мой мультимедийный урок-2017 [23]
Мой мультимедийный урок-2016 [23]
Мой мультимедийный урок-2015 [26]
Мой мультимедийный урок-2014 [26]
"Мой мультимедийный урок-2013" [9]
VI межмуниципальный конкурс учителей образовательных учреждений «Мой мультимедийный урок»
ЭОРы как основополагающий компонент [130]
Олимпиады-2023 (школьный этап) [31]
Олимпиады-2022 (школьный этап) [26]
Олимпиады-2021 (школьный этап) [26]
Олимпиады-2019 (школьный этап) [44]
Олимпиады-2018 (школьный этап) [44]
Олимпиады-2017 (школьный этап) [38]
Олимпиады-2016 (школьный этап) [38]
Олимпиады-2015 (школьный этап) [41]
Олимпиады-2014 (школьный этап) [34]
Олимпиады-2013 (школьный этап) [40]
Песни (+) [10]
Здесь вы сможете найти популярные песни,
Песни (-) [8]
Здесь вы можете скачать минусы популярных песен
Классические произведения [3]
Здесь можно скачать произведения известных композиторов
Математика [19]
Русский язык [11]
Информатика и ИКТ [9]
История [3]
Логопедия [3]
Начальные классы [20]
Психология [6]
Физика [5]
Искусство [10]
Химия [3]
География [2]
Литература [9]
Иностранный язык [10]
Физическая культура [14]
Биология [7]
Технология [3]
Интерактивные формы проведения методической учебы [23]
Выставка-фестиваль «Слайд-шоу День Знаний» [19]
III Интернет-конференция "О, урок! - ты солнце" [64]
в целях поддержки инновационной деятельности учителей в использовании современных технологий в образовательном процессе с 6 по 18 февраля 2012 года проводится III межмуниципальная Интернет-конференция «О, урок! – ты солнце! Мой самый необычный урок».
"Мой мультимедийный урок" [48]
V межмуниципальный конкурс учителей образовательных учреждений «Мой мультимедийный урок»
Ф@милия.ru-2016 [48]
Ф@милия.ru-2015 [48]
Ф@милия.ru-2014 [44]
Ф@милия.ru-2013 [66]
"Ф@милия.ru"-2012 [65]
IV Межмуниципальная семейная ИКТ-Олимпиада "Ф@милия.ru"
Создание плейкаста - открытки нашего времени [199]
Интерактивное обучение [21]
Муниципальный конкурс роликов «Видео опыт» (физика [21]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 3
    Гостей: 3
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Начальные классы

    Урок литературного чтения, 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"
    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
    «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ЗАКРЫТОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МИХАЙЛОВСКИЙ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

    Мастер-класс
    "Басни: Эзоп «Ворон и Лисица»,
    И.А. Крылов «Ворона и Лисица». Сравнение"

    урок литературного чтения в 3 классе

    Подготовила:
    учитель начальных классов
    МОУ «СОШ ЗАТО
    Михайловский"
    Саратовской области
    Левина Ольга Владимировна

    2011-2012 учебный год

    Тема: «Развитие основных учебных умений: анализировать, сравнивать, классифицировать»
    Форма: мастер - класс
    Цели: распространение опыта работы учителя с применением современных образовательных технологий и методик в обучении учащихся начальных классов приемам сравнения различных предметов:
    - выделение из множества одного или нескольких объектов, обладающих определенным свойством, выявление сходства и различия предметов;
    -показать приемы установления причинных связей и зависимости между объектами;
    -выявление особенностей (качеств, признаков) объектов изучения, объединение объектов в группы по существенному признаку, выявление доказательств, проведенной классификации.
    Урок: литературное чтение в 3 классе (УМК «Начальная школа XXI века»)
    Оборудование: карандаши, ручки, карточки для самостоятельной работы; заготовленные листочки; «домики» с портретами баснописцев; электронная презентация, ПК, проектор; экран; таблицы для сравнения басен; учебник «Литературное чтение», авт. Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова 3 класс; рабочая тетрадь «Литературное чтение», авт. Л.А.Ефросинина 3 класс, №1.
    План проведения мастер-класса:
    1) Краткая характеристика деятельности учителя и учебной деятельности учащихся.
    2) Презентация урока с использованием ИКТ.
    3) Рефлексия
    Технологии обучения: личносто-ориентированные; здоровьесберегающие, развивающее обучение; игровая технология, педагогика сотрудничества, проблемное обучение, индивидуальный и дифференцированный подход, гуманно-личностная технология, компетентностно-ориентированное обучение, информационно-коммуникативные технологии,
    Методы и приемы: создание игровой ситуации, совместная деятельность, эвристическая беседа, создание проблемной ситуации, работа в группах, парах, создание ситуации успеха, исследовательская работа в парах, знакомство с новым материалом на ПК, задания на развитие общеинтеллектуальных умений - сравнения, мышления, конкретизации, обобщения, игровые ситуации,

    Тема урока: «Басни: Эзоп «Ворон и Лисица» и И. А. Крылов «Ворона и Лисица»
    Цели урока:
    Образовательные:
    -продолжить знакомство с художественным жанром - басней;
    -добиться понимания содержаний басен, умения сравнивать басни: находить общее и различие, воздействия содержания на чувства, мысли детей;
    -обобщить знания детей о творчестве Эзопа и И.А. Крылова на основе прочитанных басен.
    Развивающие:
    -развивать логическое мышление учащихся, творческое воображение, -выразительную речь;
    -умения и навыки анализа басен, поиск главного, стиль речи; развивать скорость техники чтения.
    Воспитательные:
    воспитывать интерес к предмету;
    воспитательные возможности текста.
    Тип урока: урок «открытия» нового знания
    Форма урока: урок-исследование с применением ИКТ
    Цель использования ИКТ:
    -предоставление наглядности;
    -самопроверки;
    -сообщения информации.
    Оборудование: выставка книг баснописцев; карточки для самостоятельной работы; заготовленные листочки; «домики» с портретами баснописцев; ПК; электронная презентация, проектор; экран; таблицы для сравнения басен; учебник «Литературное чтение», авт. Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова 3 класс; рабочая тетрадь «Литературное чтение», авт. Л.А.Ефросинина 3 класс, №1.
    Основные учебные умения:
    -умения принимать и решать учебную задачу;
    -умения анализировать, сравнивать, классифицировать;
    - контроль и самоконтроль, оценка и самооценка;
    -работа в парах, самостоятельная работа
    Круг чтения: стихотворные и прозаические произведения.
    Тематика: произведения о нравственно - этических понятиях;
    Жанровое своеобразие: басни стихотворные и прозаические.
    Литературоведческие понятия: былина, мораль.
    Восприятие литературного произведения: изучение произведений одного и того же жанра, особенности произведения (композиция, язык произведения, изображение героев), сравнение героев разных произведений, анализ их поступков, выделение деталей для характеристики, выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.
    Творческая деятельность: развитие интереса к художественному слову, «дописывание», «досказывание».
    Навык чтения: чтение вслух, про себя, выразительное чтение.
    Работа с текстом: осознание последовательности событий, вычленение главной мысли, определение поступков героев и их мотивов, сопоставление поступков персонажей и их оценка, выявление авторской позиции, своего отношения к событиям; работа со структурой текста, самостоятельная работа с текстом.
    Читательские умения: самостоятельное определение темы, жанра, сравнение произведений.
    Межпредметные связи:
    -с русским языком: запись жанра, героев, морали;
    -с уроками изобразительного искусства: знакомство с художниками книг, использование красок для передачи своего отношения к героям;
    -с уроками музыки: изображение животных под музыку
    Ход урока

    1. Организация начала занятия.

    2. Подведение к проблеме (от известного к неизвестному)
    (Приложение. Презентация: Слайд №2).
    Учитель: Выделите фамилии авторов с произведениями, которых мы будем работать? Их можно выделить из данного списка: И.А. Крылов, Э. Ю. Шим , В.В. Бианки, Эзоп.
    (Дети оставляют И.А.Крылова и Эзопа, т.к. это баснописцы, а Шим и Бианки – известные детские писатели-природоведы).

    3.Формулирование проблемы: определение цели и задач исследования.
    -Перед нами два великих баснописца. Когда мы читаем их басни, то попадем в удивительный мир. Давайте вспомним, что же такое басня? (Слайд 3) (Короткий нравоучительный рассказ). Мы читали много разных рассказов о природе, о животных, о детях, о родине, о подвигах, давайте вспомним, о чем же рассказы Эзопа? Крылова?
    (В их рассказах действуют животные, растения, вещи, а подразумеваются люди, их поступки и поведение. Рассказы поучительные, высмеивают недостатки людей: злобу, зависть, невежество, жадность, лень. Рассказы поучают, осуждают, высмеивают).
    -Эти знания пригодятся вам сегодня на уроке.
    (Презентация. Слайд 4).
    -Крылов и Эзоп написали много басен. Отгадайте загадки и узнаете название басен, с которыми будем работать сегодня на уроке.
    1) Учитель:
    Окраской – сероватая,
    Повадкой – вороватая,
    Крикунья хрипловатая –
    Известная персона.
    Кто она?... (Появляется изображение вороны).
    2) Учитель:
    Хитрая плутовка, рыжая головка,
    Хвост пушистый - краса!
    А зовут ее... (Появляется изображение лисы)
    (Учащиеся определяют названия басен Эзоп «Ворон и Лисица», Крылов «Ворона и Лисица»).
    -Перед вами учебник и хрестоматия. Прочитайте название рассказа Эзопа («Ворон и Лисица») Крылова («Ворона и Лисица») Что заметили? О чем же пойдет речь на уроке? Чем мы будем заниматься?
    Мы должны сравнить… найти… . А что мы должны сделать, чтобы сравнить басни?
    (Прочитать, проанализировать, исследовать каждое произведение, сравнить героев, их поступки, мораль: найти сходство и различие.)
    Вывод: (Слайд 6) цель исследования: сравнить басню И. А. Крылова «Ворона и Лисица» и басню Эзопа «Ворон и Лисица».
    Задачи исследования: найти сходства и различия в содержании и построении басен: форма (запись) басен, заглавия, поведение героев, описание и их речь, мораль.
    Тема исследования «Басни: Эзоп «Ворон и лисица», И. А. Крылов «Ворона и Лисица»
    4. Составление плана исследования
    -Мы с вами еще не знакомы с текстами басен. Можно ли догадаться, о чем эти нравоучительные рассказы, прочитав только заглавия? Выскажите свои предположения, о чем речь в этих баснях, кого подразумевают баснописцы под образами животных, какие недостатки людей высмеиваются по вашему мнению? Составим план нашего исследования:
    План исследования: (Слайд 7)
    1.Выдвижение гипотезы, предположения.
    2.Выбираем методы исследования:
    - подумать;
    -спросить у людей;
    -посмотреть в книгах.
    3.Намечаем последовательность исследования.
    -анализ домашнего задания;
    -работа с учебником;
    -словарная работа;
    -анализируем басни поочередно;
    -сравниваем басни;
    -работа с рабочей тетрадью;
    -самостоятельное обдумывание и принятие решения;
    -работа в группах;

    5. Проведение исследования. (Слайд 9)

    1) Сбор, обработка информации.
    а)Проверка дом задания:
    Групповая работа, работа в парах.
    1 ряд: 2 ряд: 3 ряд:
    Что такое басня? Какие басни написал И.Крылов, Эзоп? Что знаете о Крылове, Эзопе?
    -1 ряду раздаются карточки, в которые надо вставить слова из определения басни (Приложение 1)
    -2 ряд на листочках заполняет названия басен и вставляет в карточки с портретами писателей – баснописцев.
    -3 ряд готовит информацию о Крылове и Эзопе. (Крылов написал 205 басен).
    Проверка проводится по рядам.
    -1 ряд - Слайд 10
    -3 ряд - Слайд 11

    б) Самостоятельное чтение басни Эзопа. Слайд 12
    Анализ басни: (у каждого ребенка заготовка таблицы «Сравниваем басни», которая заполняется по ходу работы)
    -Какой показана лиса?
    -А ворон?
    -Почему?
    -Как лисица заполучила тот кусок мяса, который нужен был ей?
    -А Ворон как поступил?
    -Чем эта басня похожа на рассказ?
    -Что роднит басню со сказкой?
    -Почему последнее предложение написано с новой строки?
    -Какой рисунок вы бы нарисовали к басне Эзопа?
    - Прочитайте мораль басни. Как вы её понимаете?
    - Сформулируйте её своими словами.
    -Подберите пословицу, близкую к морали басни
    (с опорой на учебник, раздел «Устное народное творчество» «Пословицы»)
    Голова что чан, а ума ни на капустный кочан.
    Ума - палата, а глупости - саратовская степь.
    Пустой колос выше голову держит.
    Один якал, якал да и заплакал.
    Не все - то золото, что блестит.
    -В каких случаях уместны такие пословицы? А мораль? (Басня уместна против неразумного человека)

    в) Чтение басни Крылова (учитель).
    а) Проверка первичного восприятия.
    Вопросы:
    -Понравилась ли басня? Чем именно?
    -Что запомнилось?
    -Все ли герои понравились?
    б) Выводы: Слушая и читая басню, можем мы увидеть в героях и себя. Автор высмеивает недостатки у героев басни. Значит, необходимо их исправить. В басне есть вывод - мораль (в начале или в конце), где дана главная мысль басни. Как вы думаете почему?

    Физминутка:
    Пофантазируем: представьте ситуацию, что вы юные артисты, которым предлагается не совсем обычное задание - изобразить себя в виде животных, птиц. Сделать это надо не кистью, а с помощью языка, жестов.

    г) Словарная работа.
    Учитель: Перечитайте молча басню и найти непонятные слова.
    ( Презентация. Слайд №13).
    -«лесть» - похвала, не соответствующее истине.
    -«гнусна» - отвратительна;
    -«пленил» – очаровал.
    -«вещунья» - приносящая вести, прозвище вороны.
    -«бог послал» - случайно нашла.
    в) Выборочное чтение. Нахождение в тексте выводов.
    Учитель: Найдите, где в данной басне спрятан вывод? (В начале, зачитайте).
    -Как вы его понимаете? (Не надо льстить, надо говорить правду, ложь откроется, нужно быть честными и умными).

    д) Сравнение басен.
    (Сначала находим сходства).
    -Сравните басни Эзопа и Крылова.
    Выполнение задания в рабочей тетради с. 39, задание 1 «Выбор»
    - Почему у Эзопа — Ворон, а у Крылова — Ворона?
    (Ворон — птица мудрая и вещая; Ворона — глупа, но автор в шутку назвал её вещуньей, то есть предсказательницей.)
    -Отчего же она не сумела “предсказать” судьбу сыра?
    - Чем похож Ворон и Ворона?
    -Образ Лисы у Эзопа не является ярким характером, она хитра — и всё. Крылов обогащает этот образ. Найдите обороты, которыми автор характеризует Лису.
    Работа с учебником с. 57.
    -Как начинается басня Крылова? Прочитайте. Как называется эта часть басни? Объясните. (Мораль - поучительная часть)
    -Есть ли мораль у басни Эзопа? Прочитайте. Почему вы считаете, что это мораль?
    -Сравните поучительные части у Эзопа и Крылова. Одинаков ли смысл басен Эзопа и Крылова? Какое человеческое качество осмеяно в басне Крылова?
    -Почему басня Крылова длиннее, чем басня Эзопа?
    -Какими вы представляете героев басни Крылова? Эзопа?
    - Какую лисицу легче представить?
    (Крылов был драматургом).
    -Как в этой басне удалось заполучить сыр
    -Что в басне сказочное, а что настоящее?
    (Настоящее: животные: Лиса и Ворона, а сказочное: герои говорят, поют, танцуют)
    - Над чем же смеются Эзоп и Крылов в своих баснях? (Над глупостью вороны).

    Для определения различий дети заполняют таблицы (работа в парах). Первая строка: сравнивают по жанру, вторая – нахождение морали, третья – главные герои. (Приложение 4)
    6. Подготовка отчета исследования:
    -работа в парах, сравнение полученных таблиц;
    Проверяют по таблице. (Презентация. Слайд 7)
    -подготовка кратких сообщений по выполнению задач, поставленных в начале урока;
    -работа в тетрадях на печатной основе (задания №1-4, с.39)

    7. Подведение итогов исследования.
    а) Защита перед сверстниками сообщения по проблеме (индивидуальная или групповая защита) - презентация исследования.
    б) Обсуждение итогов завершенной работы:
    -дать возможность желающим задать вопросы по сообщениям, а «исследователю» ответить на них:
    - Понравилось, как читали басню?
    - Хорошо мыслили, сравнивали?
    - Какое сейчас настроение?
    (рефлексия «Светофор»: «красный» - дело не понравилось (почему?), «желтый» понравилось, но не все (что не понравилось?), «Зеленый» - побольше таких дел)
    Домашнее задание: Выучить басню Крылова наизусть.
    Категория: Начальные классы | Добавил: Ольга6027 (03.02.2012) | Автор: Ольга Левина
    Просмотров: 13536 | Рейтинг: 4.3/3
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]