Из опыта работы: «Игры для детишек –девчонок и мальчишек» Игра «Один- много». Зайка, завод, замки, тазы, Розы, фазан, козы, язык, Ваза, глаза, зонтик, арбуз, Зина, звезда, забор, карапуз. Нас призывают слова на подмогу, Нужно узнать, где « один», а где « много». Задание: Показать с помощью сигнальных карточек: где один предмет, а где –много.
Игра «Третий лишний». Вот ваша задача: Узнать третий лишний И объяснить почему. Я долго решала, ответа не знала. Кто прав -я никак не пойму: Автобус, троллейбус и остановка, Заяц, кукушка и клёст, Кошка, собака, лисица- плутовка, Клубника, малина и клён. Картофель, морковка и груша, Ложка, тарелка и суп, Света, Сеня и Луша, Незабудка, фиалка и дуб. Задание: Взрослый читает по строчке, ребёнок объясняет: какое слово лишнее и почему. Игра «Большой- маленький». Превратить большой предмет Нам поможет в маленький Озорник звук [Ж]- Очень уж удаленький. Был красный флаг, а стал-…( флажок), Был белый снег, а стал… Был синий круг, а стал… Был жёлтый стог, а стал… В других словах он пошалили, И вот какие получил: Берег-…, друг-…, Сапог-…, рог- …, Пирог-…, утюг-… . Игра «Раз, два, три- одним словом назови!» Туфли, ботинки и сапоги-…, Сосны, берёзы, дубы-…, Рябчики, коршуны и глухари-…, Щуки, форель и сомы-…, Яблоко, груша, персик, айва-…, Редька, морковь и перчик -…, Ноги, шея и голова-…. Бабочка, жук и кузнечик-… . Задание: Обобщить одним словом каждую строчку. Игра «Съедобное- несъедобное». Вот сухарь, салат и сок, Мусор, бусы и носок, Морс, салфетка и сырок, Оса, поднос и поясок. Что здесь съедобное - скажи , И картинку покажи. Задание: Дети выбирают картинку с изображением съедобных продуктов. Игра «Что растением зовут?» Ананас, поднос и нос, Фикус, ус, утёс и хвост, Лес, куст, аист, кипарис, Слива, сосны и ирис. Что растением зовут? Какие картинки нам подойдут? Задание: Дети откладывают картинки с изображением растений. Игра «Кто что делает? Скажи…» Коса, касса и лиса, Сом, сова, песок, оса, Сумка, сокол, волос, нос, Посуда, соболь и насос. Кто летает здесь, скажи, и картинку покажи. ( Возможны варианты: Кто здесь бегает? Скажи… Кто живой здесь? Скажи… и т.д.) Игра «Пропажа». На заборе объявленье- « Сообщить без промедленья, Кто вдруг видел: Утюжок, лыжи, шашки и флажок, Шубу, шапку и пружинку, Штангу, парашют, машинку, Пирожок, штаны, кружок, Жёлудь, пряжку и шнурок?». - Что же пишут в обращении? В этом странном объявлении? - Поиграть с разиней- Вовой Приходил его дружок! Задание: Игру можно проводить на этапе автоматизации звуков[Ш], [Ж]. Картинки выкладываются в такой же последовательности как в стихотворении, дети повторяют . Можно разыграть как мини – сценку по ролям. Если брать на этапе дифференциации звуков, то можно предложить детям разделиться на две команды. Одна команда будет искать слова со звуком [Ш], а другая- со звуком [Ж]. Аналогично можно проводить со словами, содержащими звуки [Р] : …. : Помидор, свёрток, краски и топор, Трактор, фартук и ватрушку, Ручку, трубку и Петрушку, Картинг, грузовик и бурку, Сыр, карман и кошку - Мурку. Далее можно предложить детям самостоятельно подбирать названия предметов. Игра «Чей хвост?» Иришка и Тишка играли в лото. Собрать им картинки ,задание дано. Чей хвост? Угадать им придётся сейчас. Помочь разобраться просят и вас. Гусиный, змеиный, козлиный, Обезьяний, совиный, ослиный. Кто хвост потерял Вчера на заре? Заботы прибавил и детворе? Задание: Детям предлагаются картинки с изображением хвостов и картинки, с изображением животных. Варианты ответов: Это змеиный хвост. Его потеряла змея. Это гусиный хвост. Его потерял гусь. И т.д. Игра «Кто? Что?» Вот жираф, пожарный, ёжик, Жук, лягушка, жёлудь, ножик, Ландыш, ножницы, флажок, Мишка, уж и пирожок, Абажур, пиджак, пружина, Морж, лошадка и машина. Какой вопрос к словам поставим? Кто? Или Что? Сейчас узнаем. Задание: Поставить вопрос КТО? или ЧТО? Игру можно использовать на этапе автоматизации [Ш], [Ж]:детям предлагаются картинки в порядке, согласно стихотворению. Игра «У кого кто есть?» У свиньи есть- поросята, У гусей шипят-…( гусята), За лосём бегут-…( лосята), У совы живут-…( совята), У лисы в норе- …( лисята), У аиста есть-…( аистята), А у страуса есть-…( страусята), У осла живут-…( ослята), Со слоном живут-…( слонята). Задание: дети находят подходящие картинки, называют их.
Гном и Гномик
В одном городе большом Жил-был Гномик, Жил-был Гном. Гномик домик свой любил. Гном в свой дом друзей водил. Любил Гном мармелад, шоколад и лимонад, Виноград и сервелат, Хлеб, котлету и салат.
Гномик любит мармелад(ик), шоколад(ик),лимонад(ик), виноград(ик),сервелат(ик), Котлет(ку),хлеб(ушек),салат(ик).
Гном сажал огород, Снаряжал пароход, С проверкой ездил на завод, Покупал в дом комод.
Сажал Гномик огород(ик), Снаряжал пароход(ик), С проверкой ездил на завод(ик), Покупал в дом комод(ик).
Гном забивает в стенку гвоздь, Очень любит, когда дождь. В саду сделал водопад, Ожидает листопад.
Забивает Гномик гвозд(ик), Очень любит, когда дожд(ик), В саду сделал водопад(ик), Ожидает листопад(ик).
Посадил Гном огород: Чтобы видел весь народ, Что у него растёт горох, Баклажан и помидор, Кабак, свёкла и чеснок, огурец, лук и укроп.
Любит Гномик огородик: Чтобы видел весь народ(ик), У него растёт горо(шеек), Баклажан(чик), помидор(чик), Свёк(олка)и чесн(очок), Лу(чок), огур(чик), каба(чок).
Так и спорится работа- целый день у них заботы!
Источник: http://авторская разработка |