Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Среда, 24.04.2024, 16:01
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Лучшие практики по воспитательной работе [9]
Методическое сопровождение ФГОС 2021 [0]
Банк лучших практик [0]
Августовский педсовет [1]
Виртуальный музей [10]
Муниципальный конкурс «Расскажу я Вам про папу!» [13]
«Воспитатель года» [62]
Новому времени – новая школа 2020 [89]
Новому времени – новая школа 2019 [37]
Новому времени – новая школа 2018 [35]
Новая школа - новый учитель 2017 [54]
«Новая школа - новый учитель» 2016 [60]
Новая школа - новый учитель 2015 [38]
«Моя любимая книга» [47]
Конкурсы для учащихся [114]
Конкурсы для педагогов [75]
Сетевой проект "Путешествие по земле Саратовской" [248]
Педагогический дебют-2023 [6]
Педагогический дебют-2022 [12]
Педагогический дебют-2021 [9]
Педагогический дебют-2018 [48]
Педагогический дебют-2016 [16]
Волжский мастер-класс [5]
ВОЛЖСКИЙ МАСТЕР-КЛАСС г. Астрахань. [16]
Территория творчества. Крым-2018 [19]
Территория творчества. Крым-2017 [25]
Территория творчества. Сочи-2016 [21]
Методические материалы Всероссийского слета учителей Саратовской области «Творческая территория педагогического опыта и мастерства»
ЭОР и я - лучшие друзья 2016 [44]
Родной край, живи в веках и процветай! [35]
Межмуниципальный конкурс видеороликов «Видео опыт» [11]
Как безгранична щедрость языка! [15]
Муниципальный конкурс юных экскурсоводов - 2016 [11]
Каталог образовательных организаций [16]
Всем детям ровесница [81]
Энциклопедия одного слова 2016 [28]
Энциклопедия одного слова 2015 [64]
«Новогоднее настроение 2015» [48]
«Новогоднее настроение 2014» [215]
170 лет Русского географического общества [37]
Закаляйся, если хочешь быть здоров [721]
"Есенинская Русь" [10]
Видеоконкурс «СПАСИБО ЗА ЖИЗНЬ» [24]
Социально-психологическое сопровождение детей с ОВ [10]
Конфликты: профилактика и решение [12]
Современный урок [22]
Online-педсовет [34]
Мой мультимедийный урок-2019 [26]
Мой мультимедийный урок-2018 [32]
Мой мультимедийный урок-2017 [23]
Мой мультимедийный урок-2016 [23]
Мой мультимедийный урок-2015 [26]
Мой мультимедийный урок-2014 [26]
"Мой мультимедийный урок-2013" [9]
VI межмуниципальный конкурс учителей образовательных учреждений «Мой мультимедийный урок»
ЭОРы как основополагающий компонент [130]
Олимпиады-2023 (школьный этап) [31]
Олимпиады-2022 (школьный этап) [26]
Олимпиады-2021 (школьный этап) [26]
Олимпиады-2019 (школьный этап) [44]
Олимпиады-2018 (школьный этап) [44]
Олимпиады-2017 (школьный этап) [38]
Олимпиады-2016 (школьный этап) [38]
Олимпиады-2015 (школьный этап) [41]
Олимпиады-2014 (школьный этап) [34]
Олимпиады-2013 (школьный этап) [40]
Песни (+) [10]
Здесь вы сможете найти популярные песни,
Песни (-) [8]
Здесь вы можете скачать минусы популярных песен
Классические произведения [3]
Здесь можно скачать произведения известных композиторов
Математика [19]
Русский язык [11]
Информатика и ИКТ [9]
История [3]
Логопедия [3]
Начальные классы [20]
Психология [6]
Физика [5]
Искусство [10]
Химия [3]
География [2]
Литература [9]
Иностранный язык [10]
Физическая культура [14]
Биология [7]
Технология [3]
Интерактивные формы проведения методической учебы [23]
Выставка-фестиваль «Слайд-шоу День Знаний» [19]
III Интернет-конференция "О, урок! - ты солнце" [64]
в целях поддержки инновационной деятельности учителей в использовании современных технологий в образовательном процессе с 6 по 18 февраля 2012 года проводится III межмуниципальная Интернет-конференция «О, урок! – ты солнце! Мой самый необычный урок».
"Мой мультимедийный урок" [48]
V межмуниципальный конкурс учителей образовательных учреждений «Мой мультимедийный урок»
Ф@милия.ru-2016 [48]
Ф@милия.ru-2015 [48]
Ф@милия.ru-2014 [44]
Ф@милия.ru-2013 [66]
"Ф@милия.ru"-2012 [65]
IV Межмуниципальная семейная ИКТ-Олимпиада "Ф@милия.ru"
Создание плейкаста - открытки нашего времени [199]
Интерактивное обучение [21]
Муниципальный конкурс роликов «Видео опыт» (физика [21]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 4
    Гостей: 4
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Искусство

    "Музыка в басне И.А.Крылова"
    «Музыка в басне И.А.Крылова Пятый класс
    Душина Лариса Дмитриевна учитель музыки
    МОУ СОШ №12, г.Балашов, Саратовская обл.
    План – конспект интегрированного урока по музыке.
    Тема урока: « Музыка в басне И.А.Крылова».
    Цель урока: передать ценный духовный опыт в связи литературных и музыкальных произведений, на примере басни И.А. Крылова “Квартет”- музыки А.П.Бородина «Квартет №2» ,а также определить роль музыки в литературном жанре “басня”.
    Задачи :
    1)познавательные: знакомство с творчеством и музыкой великого русского композитора А.П.Бородина, литературным жанром басни, русским баснописцем – И.А.Крыловым;
    2)развивающие: развитие психических функций: зрительной и слуховой памяти, внимания и воображения, способности к анализу. Через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения; 3)воспитательные: воспитывать личность ребёнка, его духовность и нравственность на произведениях музыкального и литературного искусства;
    4)учебные: формирование понятия роли музыки в литературном жанре басня.
    Тип урока: интегрированный, с сообщением и усвоением новых знаний. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, фортепиано, музыкальный центр. Программное обеспечение: компьютерная презентация.
    Методы:
    -организации и осуществления учено-познавательной деятельности:объяснительно иллюстративный;
    -стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:ситуация занимательности; сравнение, анализ, обобщение;приём сопоставления со смежными видами искусств.
    -по источнику информации и характеру деятельности: словесные; наглядные; практические.
    -по назначению и дидактическим задачам: приобретение знаний; формирование умений и навыков; применение знаний; повторение
    Приёмы: слушание; исполнение ; сюжетно-ролевая игра.
    Структура урока: план-конснект
    1.организационный момент;
    2.приветствие;
    3.беседа по теме;
    4.слушание басни И.А.Крылова “Квартет”;
    5.слушание “Квартет№2” А.П.Бородина;
    6.исполнение песни “Волшебный смычок”(норвежская народная песня);
    7.подведение итога – вывод урока;8.
    8.домашнее задание.
    ХОД ЗАНЯТИЯ
    Эпиграф к уроку: на доске.
    Басня оттого имела на Руси такой чрезвычайный успех, что родилась не случайно, а вследствие нашего народного духа, который страх как любит побасёнки... В.Г. Белинский
    Люблю, где случай есть, пороки пощипать... И.А. Крылов.
    1. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…
    2 . Когда в товарищах согласья нет,
    На лад их дело не пойдёт,
    И выйдет из него не дело, просто мука.
    Учитель : кому принадлежат эти строки?
    Ученики: это басня Крылова. Учитель: правильно – это известные фразы И.А.Крылова и это басня.
    Тема сегодняшнего занятия «Жанры инструментальной и вокальной музыки». Сегодня мы познакомимся с одним из прекрасных произведений известного и удивительно талантливого композитора XIX века, и с его инструментальным произведением. (слай№2) Учитель : На предыдущих уроках мы выяснили, какую роль играет музыка
    в сказках. Но музыка часто звучит не только в сказках, а и в других жанрах литературы. Это известные, увлекательные, поучительные басни Крылова. Стихотворение А.Исаковского (слайд№3). Сообщение учителя.
    Иван Андреевич Крылов родился в 60-х годах XVIII столетия в Москве. Отец, Андрей Прохорович, был бедный армейский офицер, по обязанности службы часто переменявший место жительства.
    О матери Крылов вспоминал так: «Она была простая женщина, без всякого образования, но умная от природы и исполненная высоких добродетелей».
    Жизнь Ивана Андреевича сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Стремление к образованию было таким сильным, что он самостоятельно овладел языками, математикой и стал высокообразованным человеком. В 1775 году Крыловы переехали в Тверь. Там маленький Крылов ближе познакомился с народной речью, которая стала главной особенностью его творчества. Будущий баснописец любил бывать среди простого народа, сидеть на берегу Волги и слушать речи прачек, а потом рассказывать знакомым запомнившиеся ему поговорки и анекдоты. (слайд№4).
    С 70-х годов XVIII века начинается расцвет русской басни. Попробовал себя в роли баснописца и Крылов. Но прежде чем стать баснописцем, он прошёл большой путь писателя: издавал журналы, писал трагедии, комедии, а басни стал сочинять уже став зрелым писателем. Мысли великого баснописца прошли через века и не потеряли своей актуальности.
    Учитель : Басни И.А.Крылова любят и читают, а также изучают. Басни учат, высмеивают и осуждают невежественных, самоуверенных людей, берущихся не за свое дело.
    В Санкт-Петербурге в Летнем саду (слайд №5-6) и в Москве на Патриарших прудах стоят памятники И.А.Крылову.(слайд №7 !!!)
    Учитель: Как вы думаете, почему народ высоко чтит память о великом баснописце?
    Ученики: В своих произведениях он учит людей узнавать самих себя, помогает обнаруживать недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. И.А. Крылов учит мудрости жизни.
    Басня – краткий, чаще всего стихотворный рассказ, как правило, нравоучительного характера. Действующие лица в баснях животные, под образами которых автор подразумевает людей. (Определение в тетрадь)
    Учитель: Для чего нужна музыка в баснях? Вспомним очень интересную, и можно сказать, для нас очень полезную басню Крылова, название которой вы сейчас назовете сами, решив уравнение. Дуэт + дуэт = ? (квартет)
    Учитель: Получилось название еще одной басни Крылова “Квартет”.
    Учитель: Что такое квартет? (слайд № 8)
    Слово квартет произошло от слова кварта, в переводе с латинского “Квартус” четвёртый. Кварта – это музыкальный интервал, состоящий из четырёх звуков. Квартет – название музыкального произведения, которое исполняют четыре музыканта.(определение в тетрадь).
    Учитель: Теперь вам понятно, что такое квартет? У вас на столах есть карточки-памятки, которые вы вклеите в тетрадь, они вам будут помощниками.(заранее приготовленные вырезанные из заготовок человечки: мальчики и девочки)
    Соло буду петь один
    А дуэт с товарищем.
    Трио с Сашей будем петь,
    Нам двоим не справиться.
    А квартет весёлый звонкий
    Будем вместе петь с Алёнкой.
    Учитель: Приведите примеры квартетов.
    Ученики: 4 трубы – квартет; рояль, скрипка, виолончель и певец – квартет. Учитель: Да верно, но такие квартеты встречаются не так уж часто. Зато очень часто звучат струнные квартеты, в исполнении которых участвуют 2 скрипки, альт и виолончель.(слайд№9)
    СЛУШАНИЕ И ПРОСМОТР : И.А.Крылов «Квартет»
    видео-ролик: книга,1972г.изд. басня И.А.Крылова «Квартет» (слайд №10)
    Видео – клип составлен по изданию:
    Крылов, И.А.Квартет: Басни Серия: Книга за книгой
    Издательство: М.: Детская литература
    Переплет: мягкий; 31 страниц; 1972 г.
    ISBN: [не указан]; Формат: стандартный Язык: русский Квартет
    Проказница-Мартышка, Осел, Козел, Да косолапый Мишка
    Затеяли сыграть Квартет.
    Достали нот, *, альта*, две скрипки* И сели на лужок под липки -
    Пленять своим искусством свет.
    Ударили в смычки, дерут, ("музыка"1), а толку нет.
    "Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка.
    - Погодите! Как музыке идти?
    Ведь вы не так сидите. Ты с басом*, Мишенька, садись против альта*,
    Я, прима, сяду против вторы*,
    Тогда пойдет уж музыка не та:
    У нас запляшут лес и горы!"
    Расселись, начали Квартет (музыка»1);
    Он всё-таки на лад нейдет.
    "Постойте ж, я сыскал секрет,
    - Кричит Осел: - мы, верно, уж поладим,
    Коль рядом сядем".
    Послушались Осла: уселись чинно в ряд («музыка»1),
    А всё-таки Квартет нейдет на лад.
    Вот пуще прежнего пошли у них разборы,
    И споры, Кому и как сидеть.
    Случилось Соловью на шум их прилететь. Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье: "Пожалуй, - говорят: - возьми на час терпенье,
    Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
    И ноты есть у нас, и инструменты есть; Скажи лишь, как нам сесть!" - "Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье. И уши ваших понежней, -
    Им отвечает Соловей: - А вы, друзья, как ни садитесь, Всё в музыканты не годитесь".
    Воспроизводится по изданию: И.А. Крылов. Басни. М.: Дет. лит., 1979, стр. 65 - 67.
    * Альт и бас - музыкальные струнные инструменты.
    * Прима - первая скрипка в оркестре, втора - вторая скрипка.
    1 "Музыка" во время звучания басни представляет собой полнейшую бессмыслицу, хаотический набор нелепых звуков, ничем между собой не согласованных, лишённых интонационной и ритмической определённости. "Кто во что горазд" - вот "стиль" этой квартетной "музыки".
    Музыкальные инструменты : назовите их. К какой группе инструментов они относятся?На каком инструменте в басне Крылова пытались играть каждый из животных? Назовите эти инструменты и соответственно зверя с инструментом . Рассмотрите их внимательно.(слай№11). Учитель: Почему виолончель Крылов называет “басом”?
    Учитель: Виолончель - самый низкий инструмент в квартете.
    Художники и басня И.А.Крылова.(слайд№12)
    Учитель: Какую роль играет музыка?
    Учитель: С какой целью она здесь использована.
    Ученики: Музыка выделяет особенности характеров литературных героев, ситуации, в которые они попадают, помогает глубже постичь замысел автора.
    Учитель: Какая музыка по характеру?
    Учитель: Может у такой музыки быть композитор?
    Учитель: В чем мораль сей басни?
    Ученики: Чтобы сделать какое-либо дело, нужно согласие, умение, старание и это относится не только к музыке, но и к любой сфере человеческого труда. Учитель: А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов, может получиться самая разнообразная красивая музыка.
    Удрученные и понурые поплелись «музыканты» в лес мимо высоких, столетних деревьев и каждый думал о том, что ничего не вышло у них из такой благородной затеи. Долго они шли по лесу, уже солнце клонилось к закат . Вдруг, вдалеке им послышались , ласкающие их мохнатые, чуткие уши , прекрасные и чарующие своим звучанием голоса. Они пошли на звуки красивой мелодии и их взору открылся прекрасный пруд с чистой и прозрачной водой, вокруг которого был парк.
    Это звучала МУЗЫКА!!! (слайд № 13 !!!)
    СЛУШАНИЕ: НОКТЮРТ ИЗ КВАРТЕТА №2 А.П.БОРОДИНА
    Учитель : что отличает прекрасную музыку от хаоса, производимого четырьмя «музыкантами» из басни И.А.Крылова?
    Учитель : Как звучало произведение? Какие возникли чувства у вас?
    Ученики : Медленно, тихо, протяжно, нежно. Звуки как волшебные. Мелодия будто переливается. Ведёт мелодию и передаёт по ведению то скрипка, то альт, то её подхватывает и уверенно проводит виолончель.
    Учитель: Кто исполнял эту музыку?
    Ученики: Инструментальный ансамбль. Тема переходит от одного инструмента к другому. Ощущение поющего человеческого голоса здесь достигается звучанием струнных инструментов.
    Учитель : Это музыкальное произведение написал Александр Порфирьевич Бородин - русский композитор и учёный-химик .Это звучал ноктюрн (третья часть) .А произведение называется «Квартет №2»
    (слайд №14) (Показ портрета А.П.Бородина)
    А.П.Бородин был одним из создателей органической химии, выдающимся педагогом, передовым деятелем и гениальным композитором. Две страсти – к химии и музыке – владели Бородиным с детских лет. Пожалуй, в истории человеческой культуры не было второго творца, сумевшего так много достичь в столь, казалось бы, несовместимых областях деятельности.
    Представьте себе музыкальную атмосферу того времени. Тогда же было распространено домашнее музицирование. Живая музыка звучала повсюду – от скромных комнат до гостиных и салонов. Это была камерная музыка, т. е. музыка для небольших помещений, где исполнялись произведения для скрипки, виолончели; были ансамбли – трио, квартеты.
    Александр Порфирьевич Бородин родился в Санкт-Петербурге в 1833 году. Его мать простая мещанка, хотя и не имела никакого образования, понимала всё его значение и не жалела средств для обучения сына. Из-за слабого здоровья. Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса. Учился он прекрасно: в детстве овладел немецким, французским, английским языками, а позднее и итальянским.
    Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написав первое музыкальное произведение. Обучался игре на музыкальных инструментах — в начале на флейте и фортепиано, а с 13 лет — на виолончели. В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение — концерт для флейты с фортепиано .Одновременно в возрасте 10 лет Бородин стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни.
    Музыка подружила композитора с молодой талантливой пианисткой Екатериной Протопоповой, которая стала впоследствии его женой. Это произведение одно из поздних сочинений композитора и посвящено жене. Работал он над ним в течение 2 лет, когда был за границей, вдалеке от жены.
    Учитель: Что нужно для того, чтобы получилась красивая музыка? Какими качествами нужно обладать, чтобы написать такую замечательную музыку? Ученики: Музыкальным слухом, голосом, трудолюбием, терпением.
    Учитель :В руках настоящих музыкантов музыка звучит ярко, выразительно.
    (слайд №15) – итог, повторение.
    Учитель: Отгадайте загадку:
    Движенья плавные смычка - Приводят в трепет струны,
    Мотив журчит издалека - Поёт про вечер лунный.
    Как ясен звуков перелив, - В них радость и улыбка,
    Звучит мечтательный мотив - Его выводит…..( скрипка).
    Учитель: Вспомните, с какой песней мы познакомились, где музыка для человека являлась неотъемлемой частью жизни, кто и кому отказался продать этот волшебный инструмент, и почему? Ученики: “Волшебный смычок”. Старик отказался продать скрипку богачу за амбар хлеба. Потому, что она была нужна не только ему, а всем. Эта песня о необыкновенной силе музыки, которая необходима человеку, как пища.
    Учитель: Давайте, мы тоже образуем ансамбль и исполним песню.
    Исполнение песни “Волшебный смычок” (слайд №16-17)
    Поиграем в игру «Найди свою пару». Условия игры:
    У одних — начало известной басенной фразы, у других — её продолжение. Надо собрать эти фразы и сказать название басни. Найти соответствие.
    У сильного всегда А Васька слушает
    Чтоб музыкантом быть, Когда в товарищах согласья нет,
    Ты виноват уж в том, Оглянуться не успела,
    Чем кумушек считать трудиться, бессильный виноват.
    да ест. так надобно уменье.
    на лад их дело не пойдёт. что хочется мне кушать.
    уж зима катит в глаза. не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
    Учитель: И в заключении нашего урока давайте подведём итог: какую же роль играет музыка в литературе? Какого жанра звучала сегодня музыка?
    Ученики: Музыка обогащает литературу. Звучала инструментальная музыка. (слайд №18)
    Учитель: Спасибо всем за урок. Каждый за работу на уроке получит оценку.
    Домашнее задание: (слайд№19)
    1) Нарисуйте наиболее понравившихся героев сегодняшнего урока.
    2) Читать басни Крылова и обратить особое внимание на те басни , где звучит мысль или упоминание что связано с музыкой.
    3) Изобразите в рисунке что можно было бы обозначить термином «квартет».
    Приложение:
    1.Презентация по ссылке http://moemesto.ru/karkaev/link/14111106
    2.видео-ролик http://moemesto.ru/karkaev/link/14110555
    3.Музыка А.П.Бородин "Квартет №2" http://moemesto.ru/karkaev/link/14110728

    В работе использованы ресурсы сети интернет и сайты интернета:
    http://kozeburg.narod.ru/postcard2.html картинки
    http://img-fotki.yandex.ru/get/51/saffi4.13/0_e935_e5c634a6_XL
    http://fotki.yandex.ru/users/saffi4/view/59701/?page=0
    http://www.showbell.ru/skazki/index.php?st=lf
    http://s45.radikal.ru/i108/0910/3d/9ebfa53724f8.jpg
    http://audiobookkeeper.ru/img/covers/1190901.jpg
    http://author-krylov.ru/index.php?wh=s00002&pg=2
    http://moscow-music.narod.ru/klassika/
    http://ru.wikipedia.org/wiki/Альтист
    http://music.tonnel.ru/index.php?l=music&alb=28064
    http://viki.rdf.ru/item/590/!!!!!!!!!!!!анимация
    (видео-ролик загружен по ссылке
    http://viki.rdf.ru/item/590/download/
    "Квартет" (Крылов) Добавлено: 2008-08-27
    Автор: Синецкая Галина
    http://festival.1september.ru:8080/articles/518142/
    http://gallerix.ru/album/Repin/pic/glrx-975610351

    Источник: http://moemesto.ru/karkaev/link/14208977
    Категория: Искусство | Добавил: lora-mix (16.07.2012) | Автор: Душина Лариса Дмитриевна
    Просмотров: 9644 | Рейтинг: 2.0/2
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]