I. Организационный момент.
II.Проверка домашнего задания.
- Покажите
на карте известные равнины России.
- Какие
горы нашей страны знаете?
- Покажите
на карте известные моря и озера России.
- С
какими реками познакомились на уроках?
III.Сообщение темы и цели.
1.Актуализация
знаний.
- Сегодня на уроке мы отправимся в большое путешествие на
вертолете по природным хонам России. Мы будем знакомиться с климатом,
растительным и животным миром каждой природной зоны; узнаем, чем занимается
человек.
IV. Работа над новым материалом
1)Что такое природная
зона.
(Во время чтения текста идет показ по мультимедийному
проектору) (Приложение №1)
- Одинаковые
почвы тянутся на сотни и тысячи километров, на них образуется растительный
покров. В результате на больших территориях Земли с близкими климатическими
условиями и почвами вырастают соответствующие растения и поселяются
соответствующие животные. Такие территории получили название природные зоны.
Природные зоны являются окружающей средой, в которой мы живем.
Здесь возникает
цепочка связей, в которой почвы выступают связующим звеном между неживой и
живой природой. Если в местности меняется климат, меняются почвы, следом
меняется растительность. Например, где-то климат стал теплее и суше – начинают
пересыхать болота и превращаться в луга. Но клюква, которая прекрасно растет на
болоте, не сможет расти на лугу. Болотные растения исчезнут, появятся луговые.
Изменится растительность – изменится и животный мир.
- Давайте
попробуем составить схему «Природные зоны Земли», используя карточки (Приложение № 2). Основные природные зоны: арктические
пустыни, тундра, тайга, степи, пустыни. Названия им даны по преобладающей в них
растительности. Природные зоны закономерно сменяются от экватора к полюсам.
- Рассмотрите
карту природных зон России.
- Что определяет
особенности природной зоны? (Климат,
почвы, растительный и животный мир).
- Были бы
природные зоны на безжизненной Земле? (Нет)
- Каждую
природную зону будем изучать по плану:
1.
Географическое положение природной зоны.
2. Описание
климатических условий летом и зимой.
3. Рельеф,
водоемы, особенности почвы.
4. Растения,
животные и их приспособленность к природным условиям, пищевые цепи.
5. Занятия и
промыслы коренного населения.
6. Экологические
проблемы природной зоны.
- Итак, в путь.
Наша первая остановка – Арктика.
2) Природа Арктики. (Презентация)
- К бескрайним
просторам арктических пустынь лежит наш путь. У нашей экспедиции строгий
маршрут. Наш путь проходит через льдины.
- Эту природную
зону называют арктической пустыней. Как вы думаете, почему?
(Бедная растительность и животный мир)
- Посмотрим на
карту, найдем Арктику. Что вы можете сказать о географическом
положении
Арктики?
- Послушаем
ученика, который приготовил нам сообщение об Арктике.
(Заранее
подготовленный ученик пересказывает текст) (Приложение № 3)
- Давайте составим
карточки погоды летного и зимнего дня в Арктике.
- Каков же животный
мир арктических пустынь?
Послушаем еще
одного ученика, который расскажет нам о животном мире Арктики.
(Заранее
подготовленный ученик пересказывает текст) (Приложение
№ 4)
(Заранее
подготовленные ученики делают сообщения о некоторых животных Арктики.
Учитель
демонстрирует фотографии животных) (Приложение № 5)
- Прочитайте статью
«Какие растения и животные обитают в Арктике».
- Давайте составим
пищевые цепи.
- Как животные
приспособились к суровым условиям Арктики?
- Чем же занимаются
люди в Арктике?
(Заранее
подготовленный ученик пересказывает текст) (Приложение № 6)
- Чем занимаются
коренные жители Арктики? (Рыболовством, охотой)
- Что изучают
полярники? (Погоду, воды океана, животный мир)
- Какой вред
наносит Арктике хозяйственная деятельность людей?
(Истребление
животных)
3) Закрепление
знаний.
- – О
каких природных явлениях говорится в стихотворении?
Ах, как играет этот Север!
Ах, как пылает надо мной
Разнообразных радуг веер
В его короне ледяной. (Северное сияние)
– Над вольной равниной
Лишь ветер один,
Да льдина за льдиной
Встает из-за льдин. (Движение льдин)
- -
Восстановите цепи питания:
а) ____________ рачки _________ __________
б) водоросли ___________ __________
чайки
в) __________ _________ _________
тюлени _________
- –
Какие острова и полуострова России входят в зону арктических пустынь?
- Устья, каких крупных рек
находится за Северным полярным кругом?
4. Кто где живет?
V. Итог урока.
- Какие
территории на Земле географы называют природными зонами?
- Почему на
территории России разные природные зоны?
- Каковы
климатические условия в Арктике?
VIII. Домашнее задание: учебник
стр.78 -86, сообщения для некоторых учеников
Источник: http://depositfiles.com/files/am2ex9vbz |