1.Организационный момент (Слайд №2)
- Добрый день, дорогие друзья!
Сегодня мы с вами
отправимся туда,
Где много солнца и не
видна вода.
Юго-запад России
раскроет тайны нам,
Узнаем, что за звери
обитают там,
Какие растения там
растут,
Почему так природную
зону зовут.
II. Проверка домашнего
задания.
- Перед тем, как отправиться в путешествие, мы должны
убедиться, достаточно ли у вас знаний и
проверить, как
вы знаете особенности предыдущей
природной зоны. О какой природной зоне идет речь в
стихотворении?
На все стороны путь:
Ни лесочка, ни гор!
Необъятная гладь!
Неоглядный простор!
(о степи) (Слайд №3)
1.Фронтальный опрос.
- Чем отличается природа
степей от других изученных нами природных зон?
- Что является главным богатством степей?
- Как растения
приспосабливаются к условиям жизни в степи?
- Какие растения степей занесены в Красную книгу Саратовской
области?
- Расскажите о животных, обитающих в степях, какие занесены
в Красную книгу Саратовской области?
- Каковы основные
занятия людей, живущих в
степной зоне?
2. Работа в рабочей тетради
по окружающему миру. Часть №1
С.55 задание №29. Вставь пропущенные слова.
- взаимопроверка.
(слайд №4)
III. Работа над новой
темой.
Покинув бескрайние степные просторы, мы с вами окажемся на самом юге России, а где, точнее, скажите сами. Разгадайте кроссворд, и
вы узнаете, куда нам предстоит
отправиться в путешествие: (слайд № 5)
В разгадывании
кроссворда помогут ваши приобретенные знания на предыдущих уроках
по природным зонам: арктики, тундры, лесной зоны и зоны степей.
Вопросы:
1. Эту природную зону
называют Царством льда и снега. (Арктика)
2. Словно царскую корону,
Носит он свои
рога.
Ест лишайник, мох
зеленый,
Любит снежные
луга.
(животное тундры).
(Олень)
3. Самое сладкое дерево
лиственных
лесов.
С моего цветка
берет
Пчелка самый
вкусный мед.
А меня все ж
обижают
Шкуру тонкую
сдирают. (Липа)
4. Сильный сухой горячий ветер,
приносящий в степь
продолжительную
засуху. (Суховей)
5. Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист
дрожит? (Липа)
6. Не хожу и не летаю,
А попробуй догони!
Я бываю золотая.
Ну-ка, в сказку загляни!
Ею питаются птицы,
белые медведи, тюлени.
(Рыба)
7. Растение, которое называют
Оленьим мхом. (Ягель)
8. Название природной
зоны, куда мы отправимся в
путешествие. (учащиеся читают в красных
квадратиках название природной
зоны - Пустыня) (слайд №7)
Итак, какая же тема
урока?
Ответы детей:-
Путешествие в природную зону – пустыню.(слайд №7)
А какие цели
мы с вами поставим на нашем уроке?
Ответы детей:
1. Познакомимся с географическим положением этой природной
зоны.
2. Изучим
растительный и животный мир
пустыни, познакомимся с деятельностью
людей данной природной зоны.
3.Будем продолжать
развивать речь, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.
4. Воспитать в себе бережное отношение к природе и
правильное поведения в природе.
- Правильно, молодцы! (слайд № 8)
IV. Изучение нового
материала.
Учитель
-(Слайд № 9)Ребята, перед
тем как отправиться в
путешествие вы должны помнить
что на предыдущем уроке вам
предлагалось разбиться на группы
и выполнить исследование
в своей группе.Итак, у нас получились группа топографов, группа метеорологов, группа зоологов, группа биологов и
группа экологов.
А путешествовать в желтую пустынную страну мы с
вами отправимся на теплоходе по нашей великой русской реке Волге, так как в
нашей стране пустыни занимают небольшую площадь и расположены они на юго-западе
страны, на берегах Каспийского моря, куда впадает Волга. Это Прикаспийские
пустыни в Республике Калмыкия и часть в восточном Предкавказье на севере
Дагестана – Ногайские пустыни. (показ на карте
«Природные зоны России»)
Вы заняли места на нашем теплоходе «Смелый», а значит, готовы
совершить научное путешествие с группами «ученых» в
природную зону пустынь России.
- Покинув родной край, мы с вами оказались на юго-западе
России. Итак, мы - путешественники.
- Вот мы и в пустыне. Вот так выглядят пустыни. (Слайд № 10)
Рассмотрите внимательно
иллюстрации «Пустыни» в учебнике на с.148. Как выглядит поверхность
пустыни?
Ответы детей:
поверхность пустыни в основном состоит
из песка, очень мало растений.
Учитель. А знаете
ли вы от какого слова произошло
слово «пустыня»? Группа топографов: Саша Емельянов и Вова Балмин выполнили для нас исследовательскую работу по теме: «Происхождение слова «Пустыня» (слайд № 11)
Ученики: ответить
на этот вопрос: Откуда произошло слово пустыня нам пришлось с помощью энциклопедического словаря. (От
слова «пусто»). В энциклопедическом словаре: «пустыня – это тип ландшафта в
областях с постоянно сухим и жарким климатом, препятствующим развитию
растительности, которая не образует в пустыни сомкнутого покрова». ПУСТЫНИ,
области земной поверхности, где из-за слишком сухого и жаркого климата может
существовать только очень скудный растительный и животный мир.
Рассказ учителя по карте у доски.
- (слайд № 12) Пустыни
в России занимают небольшую площадь по берегам Каспийского моря, к
западу и востоку от низовьев реки Волги. Это южная природная зона, на карте она
обозначена оранжевым цветом. Гораздо обширнее полупустыни, которые находятся
между степью и настоящей пустыней (показ на карте). Пустыни
находятся в умеренном поясе и располагаются еще ближе к Северному
тропику, поэтому там так жарко.
(слайд № 13) Поверхность пустыни
равнинная с валами из песка. Эти песочные валы называются барханы,
которые постоянно передвигаются благодаря сухим и горячим ветрам пустынь
- суховеям. Барханы от этого движения песка медленно движутся и могут
засыпать дороги, поля, селения. Высота барханов может достигать 50 метров. Остановить
барханы может только растительность, скрепляющая своими корнями пески и
ослабляющая силу ветра.
- Пустыни бывают разных
видов: песчаные, глинистые и каменистые (Слайд № 14).
А чем они по внешнему
виду отличаются друг от друга?
- Откройте учебник на странице 123, и рассмотрите фотографии этих пустынь .
- Рассуждения детей о
внешнем виде пустынь учащихся.
- Сегодня мы больше будем говорить о песчаной пустыне
и ее обитателях. Самые большие
пустыни близкие к нашей стране
находятся в Средней Азии. Нам придется пересечь границу России. Между Каспийским
морем и рекой Амударьей находится
пустыня Каракумы (это
Туркменистан) - (на доске слово «Каракумы» и показ на карте (Слайд № 15)),
между реками Амударья и Сырдарья находится
пустыня Кызылкум (Это Узбекистан
и Казахстан) – (на доске слово «Кызылкум» и показ на карте (Слайд № 16).). Эти
реки впадают в Аральское море. Ранее эти страны входили в состав нашей страны,
а теперь это отдельные государства.
- А вот какие
сезоны есть в пустыне
нам расскажут группа метеорологов: Смирнов Дима и
Обоймов Илья, они провел небольшую
исследовательскую работу по этому
вопросу.
Ученик: - (слайд № 17) Лето в пустыне
жаркое: поверхность земли нагревается днем до + 70 градусов, а в тени
выше 40 градусов. А ночью прохладно, поэтому песок и глина быстро остывают .
(слайд № 18) Зима
по сравнению с летом суровая: температура опускается до -12 градусов, в
отдельные дни морозы достигают -20, -25 градусов. Зима длится 2-3 месяца .
- А как вы думаете
каков растительный мир пустыни? Ответить
на этот вопрос
нам поможет группа
исследователей биологов: Кондрашова Вероника, Богданов Данила, Саркулов
Нурлан.
Рассказ учащихся по цепочке
о растениях пустынь. (слайд № 19)
- (слайд №20) + работа с гербарием. Особенность
растений пустыни в том, что они должны как можно меньше
испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды.
Самое распространенное растение
пустыни верблюжья колючка. У нее
длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает в
глубину почти 20 метров,
поэтому все лето, даже в сильный зной она ярко-зеленая. Листья у растения в виде
колючек. Это позволяет воде меньше испаряться. Растение невысокое.
-(слайд № 21) + работа с гербарием. Джузгун – это небольшой
кустарник. Его листья – зеленые веточки, корни хорошо закрепляются за песок и
удерживают песок от передвижений. Плоды джузгуна очень мелкие и к тому же
снабжены особыми выростами. Благодаря этому ветер переносит их по пескам на
большие расстояния. Такую же роль выполняет травянистое растение колосняк, его
еще называют «песчаным овсом», у него тоже тонкие листья.
- (Слайд №22) В пустыне встречаются
и низкие деревья, Саксаул. В
высоту он вырастает не более 4 -5 метров, с листьями-чешуйками. Это дерево
почти не дает тени. У него очень плотная тяжелая древесина, которая тотчас
потонет в воде. Саксаул нельзя пилить и рубить топором - слишком хрупок.
Гораздо проще его ломать. Саксаул – лучшее древесное топливо в мире , лучше многих сортов бурого угля,
потому что дает больше тепла. Деревья растут на большом расстоянии друг от
друга.
- Как вы думаете, почему растения растут на большом расстоянии друг от друга?
Ответы детей заслушиваются и приходим к общему выводу: (из-за
недостатка влаги).
- Правильно. А вот там, где есть вода, растет все: деревья,
кустарники, травы, похожие на наши. Такие места называют оазисами.
Растут и в пустыне
цветы и травы: (слайд № 23) тюльпаны, маки, солянка и др. Все они
живут только одну весну и через 2
месяца все исчезает. (слайд № 24). Эти
растения пользуются весенней влагой и за короткое время успевают вырасти,
отцвести и дать семена.
Какой вывод можно
сделать о растительном мире пустынь?
Вывод: В
пустынях редкая и бедная растительность, хорошо приспособленная к
жаркому и сухому климату, с глубокими корнями, чтобы добывать воду на большой глубине.
Растения с крохотными листьями или колючками вместо них.
Растут далеко друг от друга. Некоторые растут, цветут и созревают за 2
месяца (Слайд № 25).
Физминутка.
Как нитка-паутиночка
Среди других дорог (шаг
на месте)
Бежит, бежит
тропиночка,
И путь её далёк (бег
на месте).
Бежит не обрывается
В густой траве
теряется, (приседания)
Где в гору поднимается (поднимаются на носки),
Где под гору спускается (приседания)
И путника усталого-
И старого и малого
Ведёт себе, ведёт…
(шаги на месте и
взмахи руками)
А вот про
животных пустыни нам
расскажет следующая группа исследователей-зоологов: Балмин Вова, Смирнов
Дима, Обоймов Илья) (слайд №26)
Удивительное животное пустыни
– верблюд (Слайд № 27).
- Верблюда называют кораблем
пустыни . О верблюде рассказывают сказки, что в своих горбах он носит
запас воды. Но это не так. Существуют 2 вида верблюдов: одногорбовые и
двугорбовые. В наших пустынях обитают двугорбовые верблюды. Они достигают
двух метров в высоту, навьюченный верблюд может нести до 500 килограммов.
Жить в пустыни ему помогает строение тела и ног. На ногах у
верблюда мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий песок, не обжигаясь
и не проваливаясь. Верблюд поедает жесткие колючие растения без всякого вреда
для себя: его небо, губы и язык покрыты толстой кожей. А в горбах находится
запас жира. Верблюд может обходиться без питья в сильную жару 3- 4 дня, зато, добравшись до водопоя, может
выпить сразу 6-8 ведер. Имеет отличное зрение и чутье – он чувствует запах воды
и трав за несколько километров. Верблюд – домашнее животное, но все лето живет
на свободе.
(Слайд № 28)
Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от
хищников, Их окраска под цвет песка – это их маскировка, Большинство животных
ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая
растения или других животных; в выборе пище животные неприхотливы. Чтобы найти
воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось
есть и пить. В пустыне обитают грызуны: тушканчики, песчанки . Одни
из них роют норы, а другие – тушканчики – быстро передвигаются большими
прыжками до 3-х метров в длину. Длинный хвост помогает поддерживать равновесие,
особенно при резких поворотах. Тушканчики – ночные животные. Большие уши и
глаза, очень длинные усы обеспечивают зверьку тонкий слух, острое зрение и
замечательное осязание.
(слайд №29)
Ящерица - круглоголовка распространена в песчаных пустынях. Ее длина вместе с
хвостом может быть более 20 см.
Ведет дневной образ жизни, питается насекомыми. Свое название получила за
привычку в случае опасности принимать угрожающую позу, широко открывая рот и
расправляя ярко окрашенные и усаженные шипиками складки кожи в углах рта. В
случае опасности мгновенно зарывается в песок.
Из насекомых в
пустыне встречаются: скорпионы,
кобылки, жуки-чернотелки, священные скарабеи. Часть из них хищники, они
ядовиты: паук-каракурт, тарантул, скорпион.
(слайд №30) Водятся
и в пустынях мыши, в основном это
песчанки. Внешне песчанки напоминают крыс или мышей. Длина их тела до 19 см, рыжевато-желтый
длинный хвост с кисточкой. Спинка желто-песчаная, брюшко белое. Они питаются в
основном растительной пищей, но могут поедать и мелких беспозвоночных.
- Ребята, какой вывод вы можете сделать о животном мире
пустынь?
(Слайд № 31) Животные имеют общую серовато-желтую или бурую окраску
под цвет песков. Они долгое время
обходиться без воды и пищи. Некоторые животные днем, в жару, спят в норах, а активны ночью.
Гнезда устраивают в основном в земле, а не на ее поверхности или на деревьях. Вывод : пустыня населена
животными, которые приспособились к её климатическим условиям.
4. Физминутка для
глаз. (слайды с №32 по №36)
5. Закрепление изученного
материала.
Предлагаю
поработать парами. Задание в ТПО №36,
№38 с.58
Учащиеся при
выполнении заданий используют учебник.
(затем в конце урока тетради собираются для проверки)
Какие вы все сегодня молодцы, продолжим наше научное путешествие в природную зону пустынь
России.И группа экологов: Емельянов Саша, Кондрашова Вероника
и Смирнов Дима провели исследование по теме: Влияние человека на
пустыню?
Продолжение темы урока.
Пустыня и человек.
План. (Слайд №37)
1. Пустыня и человек.
2. Неумеренное орошение
3.
Выпас скота
4.
Браконьерство
5. Вывод.
(Слайд №38) Пустыня и человек.
Пустыня была и остается экстремальной
природной средой для жизни людей, хотя именно в условиях пустыни зародились и
существовали древние цивилизации. Жизнь возникала обычно вблизи колодца, реки
или иного водного источника. Так появились места с богатой
растительностью – это оазисы. В России
они находятся в низовьях рек
Волги и Урала. На десятки километров
простираются заросли бамбукового и сахарного тростника. Большие площади заняты
плодовыми садами и виноградниками, на всю страну славятся своими арбузами и
помидорами. При орошении на этих
плодородных почвах в течение одного сезона снимают два урожая овощей,
отменные урожаи пшеницы и риса. Однако, площадь пойменных земель, используемая
под земледелие, пока еще незначительна. «Островками»
жизни называют эти участки пустынь, созданные трудом человека. Жизнь в оазисах
и занятия населения существенно отличались от условий собственно пустыни, где
люди обречены на вечное кочевание под палящим солнцем и пыльными бурями в
поисках воды.
2. Неумеренное орошение.(слайд № 39)
Неумеренное орошение
приводит к беде: в почве накапливается много соли. От этого культурные растения
страдают, снижается урожай, а в некоторых местах растения совсем не могут расти
( джузгун, колосняк).
3. Выпас скота.(слайд
№4)
Больше стало подвижных песков, которые
засыпают дороги, поля, постройки. А причина вот какая. Скот подолгу пасут на
одних и тех же пастбищах, и животные вытаптывают растения, которые закрепляют
пески. Приходится проводить большую работу, чтобы снова вырастить на голых
песках растения. А ведь эта работа не понадобилась, если бы люди правильно
пасли скот. 4. Браконьерство.(слайд №41)
Сайгак своеобразное животное похожее на овцу с
длинными тонкими ногами. Сайгак избегает холмов и гор, сыпучих песков и
глубокого снега, поскольку на пересеченной местности становится беспомощным, на
бегу не способен перепрыгнуть даже через канаву.
(слайд №42)
Вывод:
1. Неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало
накапливаться много соли.
2. Из-за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных
песков.
3. Браконьерство.
- Наше интересное
путешествие в природную зону – пустыню,
с группами исследователей подошло
к концу, и,
пора отправляться назад.
6. Выставление
оценок, отметок.
7.Домашнее задание. (слайд
№ 43)
ТПО с.58 №35, №39
Учебник с.148-155
читать; с.149-151 пересказ.
Задание к следующему уроку провести исследовательскую работу группами и подготовить
сообщения по след. плану:
1.
Животные гор.
2.
Растительный мир гор.
3.
Жизнь людей в горах.
4.
Полезные ископаемые
гор Урала и Алтая.
Список
использованной литературы:
1.Учебник по
окружающему миру по УМК
«Гармония» для 4 класса, часть 1; Автор:О.Т.Поглазова; В.Д.Шилин.4-е
издание. Смоленск. «Ассоциация XXI
век» 2008 г. 2.
Мир
вокруг нас: программа и тематическое планирование для нач. шк.: кн. для
учителя/ А.А.Плешаков.- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007. 3.
Мир
вокруг нас. Учебник для 4 класса: В 2 ч.
(автор А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова, издательство «Просвещение» – серия
«Зеленый дом»). 4.
Поурочные
разработки по предмету «Окружающий мир»: 4 класс: к учебному комплекту А.А.
Плешакова, Е.А.Крючковой, «Мир вокруг
нас: 4 класс»/ Е.М.Тихомирова. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. - (Серия «УМК»). 5.
Коваленко
Л.И. Изучение разнообразия природы России на уроках природоведения в начальной
школе: Дидактический материал для учителей. – Саратов: Лицей, 2003. – (Серия
«Библиотечка учителя»). 6.
Брякина
Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу
«Окружающий мир»: 1-4 класс. М.: ВАКО, 2004. – (Серия «Мастерская учителя»). 7.
Начальная
школа: Естествознание: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября»,
2002. – (Серия «Я иду на урок). 8.
Сухаревская
Е.Ю. Занимательное естествознание. Природа
Земли: Учеб.- метод. пособ. Для
учителей начальной школы, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. –
Ростов н/Д: изд-во «Учитель», 2003. – (Издательская программа «Педагогика
нового времени»).
Источник: http://depositfiles.com/files/5n49pujwr |