Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Пятница, 19.04.2024, 07:48
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

предметы начальной школы [28]
предметы начальной школы (русский язык, чтение, математика, окружающий мир, история, интегрированные уроки)
предметы точных дисциплин [5]
предметы точных дисциплин (математика, алгебра, геометрия, физика, астрономия)
предметы естественного цикла [6]
предметы естественного цикла (природоведение, география, экология, биология, химия, экономика)
предметы гуманитарного цикла [8]
предметы гуманитарного цикла (история, обществоведение, право, русский язык, литература)
предметы группы "иностранный язык" [2]
предметы группы "иностранный язык" (включая уроки начальных классов)
­ предметы эстетического, здоровьесберегающего и технологического направления [6]
­ предметы эстетического, здоровьесберегающего и технологического направления (ИЗО, МХК, музыка, технология, ОБЖ, физкультура, черчение (включая уроки начальных классов))
информатика и ИКТ [2]
информатика и ИКТ (включая уроки начальных классов)
интегрированные уроки [7]
интегрированные уроки



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » III Интернет-конференция "О, урок! - ты солнце" » предметы начальной школы

    Чернокнижникова Наталья Васильевна. В пустыне.

    1.Организационный  момент (Слайд №2)

     

    - Добрый день, дорогие друзья!

     Сегодня мы с вами отправимся туда,

     Где много солнца и не видна вода.

     Юго-запад России раскроет тайны нам,

     Узнаем, что за звери обитают там,

     Какие растения там растут,

     Почему так природную зону зовут.

    II. Проверка  домашнего  задания.

    - Перед тем, как отправиться в путешествие, мы должны убедиться, достаточно ли у вас знаний   и   проверить,  как  вы  знаете особенности предыдущей природной зоны. О какой природной зоне идет речь  в  стихотворении?

    На все стороны путь:

     Ни лесочка, ни гор!

     Необъятная гладь!

     Неоглядный простор!

    (о  степи)    (Слайд №3)

     

    1.Фронтальный  опрос.

    - Чем  отличается  природа  степей  от  других изученных  нами природных  зон?

    - Что  является  главным богатством степей?

    - Как растения  приспосабливаются  к  условиям жизни в степи?

    - Какие растения степей занесены в Красную книгу Саратовской области?

    - Расскажите  о  животных, обитающих в степях, какие занесены в Красную книгу Саратовской области?

    -  Каковы  основные  занятия  людей, живущих в степной  зоне?

    2. Работа в  рабочей тетради по окружающему  миру. Часть №1

    С.55 задание №29. Вставь пропущенные слова.

     - взаимопроверка. (слайд №4)

    III. Работа над новой темой.

    Покинув бескрайние степные просторы, мы с вами окажемся  на самом юге России, а где,  точнее, скажите сами. Разгадайте кроссворд, и вы узнаете,  куда нам предстоит отправиться в путешествие: (слайд № 5)

    В разгадывании кроссворда помогут ваши приобретенные знания на предыдущих  уроках  по природным зонам: арктики, тундры, лесной зоны и зоны степей.

    Вопросы:

    1. Эту  природную  зону  называют  Царством льда и снега. (Арктика)

    2. Словно царскую корону,

        Носит он свои рога.        

        Ест лишайник, мох зеленый,                                     

        Любит снежные луга.     

        (животное тундры). (Олень)

    3. Самое сладкое дерево

        лиственных лесов.          

        С моего цветка берет      

        Пчелка самый вкусный мед.      

        А меня все ж обижают   

        Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

    4. Сильный сухой горячий ветер,

        приносящий    в степь

        продолжительную засуху. (Суховей)  

    5. Что за дерево стоит –

        Ветра нет, а лист дрожит? (Липа)

    6. Не хожу и не летаю,

    А попробуй догони!

    Я бываю золотая.

    Ну-ка, в сказку загляни!

    Ею питаются птицы,

    белые медведи, тюлени.  (Рыба)

    7. Растение, которое называют

        Оленьим  мхом. (Ягель)

    8. Название природной  зоны, куда мы отправимся  в путешествие. (учащиеся  читают в красных квадратиках  название  природной  зоны - Пустыня) (слайд №7)

    Итак, какая же тема урока?

    Ответы  детей:- Путешествие в природную зону – пустыню.(слайд №7)

    А  какие  цели  мы  с вами поставим  на нашем уроке?

    Ответы детей:

    1. Познакомимся с географическим положением этой природной зоны.

    2. Изучим    растительный  и животный мир пустыни, познакомимся с  деятельностью людей данной  природной  зоны.

    3.Будем продолжать  развивать речь, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.

    4. Воспитать в себе бережное отношение к природе и правильное поведения в природе.

    - Правильно, молодцы! (слайд № 8)

    IV. Изучение  нового  материала.

    Учитель

    -(Слайд № 9)Ребята, перед  тем как  отправиться  в  путешествие  вы должны  помнить  что на предыдущем уроке вам  предлагалось разбиться на группы  и  выполнить  исследование  в своей группе.Итак, у нас получились группа  топографов, группа  метеорологов, группа  зоологов, группа биологов   и  группа  экологов.

    А  путешествовать в желтую пустынную страну мы с вами отправимся на теплоходе по нашей великой русской реке Волге, так как в нашей стране пустыни занимают небольшую площадь и расположены они на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря, куда впадает Волга. Это Прикаспийские пустыни в Республике Калмыкия и часть в восточном Предкавказье на севере Дагестана – Ногайские пустыни.  (показ  на  карте «Природные  зоны  России»)                                                                  

    Вы заняли места на  нашем теплоходе «Смелый», а значит, готовы совершить  научное  путешествие с группами  «ученых» в  природную  зону  пустынь России.

    - Покинув родной край, мы с вами оказались на юго-западе России. Итак, мы - путешественники.                                                                                                        

    - Вот мы и в пустыне. Вот так выглядят пустыни. (Слайд № 10)

    Рассмотрите  внимательно иллюстрации «Пустыни» в  учебнике  на с.148. Как выглядит  поверхность  пустыни?

    Ответы детей: поверхность пустыни  в основном состоит из  песка, очень мало растений.

    Учитель. А  знаете   ли  вы от какого слова произошло слово «пустыня»?  Группа  топографов: Саша Емельянов  и Вова Балмин выполнили  для нас исследовательскую  работу по теме: «Происхождение  слова «Пустыня» (слайд № 11)

    Ученики: ответить на этот вопрос: Откуда произошло слово пустыня нам  пришлось  с помощью энциклопедического словаря. (От слова «пусто»). В энциклопедическом словаре: «пустыня – это тип ландшафта в областях с постоянно сухим и жарким климатом, препятствующим развитию растительности, которая не образует в пустыни сомкнутого покрова». ПУСТЫНИ, области земной поверхности, где из-за слишком сухого и жаркого климата может существовать только очень скудный растительный и животный мир.

    Рассказ учителя  по карте у доски.

    -  (слайд № 12)  Пустыни  в России занимают небольшую площадь по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовьев реки Волги. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Гораздо обширнее полупустыни, которые находятся между степью и настоящей  пустыней  (показ на карте).  Пустыни  находятся в умеренном поясе и располагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко.

    (слайд  № 13) Поверхность  пустыни  равнинная с валами из песка. Эти песочные валы называются барханы, которые постоянно передвигаются благодаря сухим и горячим ветрам  пустынь  - суховеям. Барханы от этого движения песка медленно движутся и могут засыпать дороги, поля, селения. Высота барханов может достигать 50 метров. Остановить барханы может только растительность, скрепляющая своими корнями пески и ослабляющая силу ветра.

    -  Пустыни  бывают разных  видов: песчаные, глинистые и каменистые (Слайд № 14).

    А  чем они по внешнему виду отличаются друг от друга?

    - Откройте учебник на странице 123, и рассмотрите  фотографии этих  пустынь .

    - Рассуждения  детей о внешнем виде пустынь учащихся.

    - Сегодня мы больше будем говорить о песчаной  пустыне  и ее обитателях. Самые большие  пустыни  близкие к нашей стране находятся в Средней Азии. Нам придется пересечь границу России. Между Каспийским морем и рекой Амударьей находится  пустыня  Каракумы (это Туркменистан) - (на доске слово «Каракумы» и показ на карте (Слайд № 15)), между реками Амударья и Сырдарья находится  пустыня  Кызылкум (Это Узбекистан и Казахстан) – (на доске слово «Кызылкум» и показ на карте (Слайд № 16).). Эти реки впадают в Аральское море. Ранее эти страны входили в состав нашей страны, а теперь это отдельные государства.

    - А  вот  какие  сезоны есть   в  пустыне  нам  расскажут группа  метеорологов: Смирнов Дима  и  Обоймов Илья, они провел небольшую  исследовательскую  работу по этому вопросу.

    Ученик: - (слайд № 17) Лето в  пустыне  жаркое: поверхность земли нагревается днем до + 70 градусов, а в тени выше 40 градусов. А ночью прохладно, поэтому песок и глина быстро остывают .

    (слайд № 18) Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до -12 градусов, в отдельные дни морозы достигают -20, -25 градусов. Зима длится 2-3 месяца .

    - А как  вы  думаете  каков растительный мир пустыни? Ответить  на  этот  вопрос  нам  поможет  группа  исследователей биологов: Кондрашова Вероника, Богданов Данила, Саркулов Нурлан.

    Рассказ учащихся  по  цепочке  о растениях пустынь. (слайд № 19)

    - (слайд №20) + работа с гербарием. Особенность растений  пустыни  в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Самое распространенное растение  пустыни  верблюжья колючка. У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает в глубину почти 20 метров, поэтому все лето, даже в сильный зной она ярко-зеленая. Листья у растения в виде колючек. Это позволяет воде меньше испаряться. Растение невысокое.

    -(слайд № 21) + работа с гербарием. Джузгун – это небольшой кустарник. Его листья – зеленые веточки, корни хорошо закрепляются за песок и удерживают песок от передвижений. Плоды джузгуна очень мелкие и к тому же снабжены особыми выростами. Благодаря этому ветер переносит их по пескам на большие расстояния. Такую же роль выполняет травянистое растение колосняк, его еще называют «песчаным овсом», у него тоже тонкие листья.

    - (Слайд №22) В  пустыне  встречаются   и  низкие деревья, Саксаул. В высоту  он вырастает не более  4 -5 метров, с листьями-чешуйками. Это дерево почти не дает тени. У него очень плотная тяжелая древесина, которая тотчас потонет в воде. Саксаул нельзя пилить и рубить топором - слишком хрупок. Гораздо проще его ломать. Саксаул – лучшее древесное топливо в  мире , лучше многих сортов бурого угля, потому что дает больше тепла. Деревья растут на большом расстоянии друг от друга.

    - Как вы думаете, почему растения  растут на большом расстоянии  друг от друга?

    Ответы  детей  заслушиваются и приходим к общему выводу: (из-за недостатка влаги).

    - Правильно. А вот там, где есть вода, растет все: деревья, кустарники, травы, похожие на наши. Такие места называют оазисами.

    Растут и в пустыне  цветы и травы: (слайд № 23)  тюльпаны, маки, солянка и др. Все  они  живут только одну весну и  через 2 месяца  все исчезает. (слайд № 24). Эти растения пользуются весенней влагой и за короткое время успевают вырасти, отцвести и дать семена.

    Какой  вывод можно сделать  о растительном мире  пустынь?

    Вывод: В  пустынях  редкая и бедная  растительность, хорошо приспособленная к жаркому и сухому климату, с глубокими корнями, чтобы  добывать воду на большой глубине. Растения  с   крохотными листьями или колючками вместо них. Растут далеко друг от друга. Некоторые растут, цветут и созревают за 2 месяца  (Слайд № 25).

    Физминутка.

    Как  нитка-паутиночка

    Среди  других  дорог (шаг  на месте)

    Бежит, бежит  тропиночка,

    И  путь её далёк (бег на месте).

    Бежит не обрывается

    В  густой траве теряется, (приседания)

    Где в гору поднимается (поднимаются на носки),

    Где под гору спускается (приседания)

    И путника усталого-

    И старого и малого

    Ведёт себе, ведёт…

    (шаги на месте  и взмахи руками)

    А  вот  про  животных  пустыни нам расскажет  следующая группа  исследователей-зоологов: Балмин Вова, Смирнов Дима, Обоймов Илья) (слайд №26)

    Удивительное  животное  пустыни  – верблюд (Слайд № 27).

    - Верблюда называют кораблем  пустыни . О верблюде рассказывают сказки, что в своих горбах он носит запас воды. Но это не так. Существуют 2 вида верблюдов: одногорбовые и двугорбовые. В наших  пустынях  обитают двугорбовые верблюды. Они достигают двух метров в высоту, навьюченный верблюд может нести до 500 килограммов. Жить в  пустыни  ему помогает строение тела и ног. На ногах у верблюда мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий песок, не обжигаясь и не проваливаясь. Верблюд поедает жесткие колючие растения без всякого вреда для себя: его небо, губы и язык покрыты толстой кожей. А в горбах находится запас жира. Верблюд может обходиться без питья в сильную жару 3- 4  дня, зато, добравшись до водопоя, может выпить сразу 6-8 ведер. Имеет отличное зрение и чутье – он чувствует запах воды и трав за несколько километров. Верблюд – домашнее животное, но все лето живет на свободе.

    (Слайд № 28) Большинство животных  пустыни  некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников, Их окраска под цвет песка – это их маскировка, Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных; в выборе пище животные неприхотливы. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить. В  пустыне  обитают грызуны: тушканчики, песчанки . Одни из них роют норы, а другие – тушканчики – быстро передвигаются большими прыжками до 3-х метров в длину. Длинный хвост помогает поддерживать равновесие, особенно при резких поворотах. Тушканчики – ночные животные. Большие уши и глаза, очень длинные усы обеспечивают зверьку тонкий слух, острое зрение и замечательное осязание.

    (слайд №29) Ящерица - круглоголовка распространена в песчаных пустынях. Ее длина вместе с хвостом может быть более 20 см. Ведет дневной образ жизни, питается насекомыми. Свое название получила за привычку в случае опасности принимать угрожающую позу, широко открывая рот и расправляя ярко окрашенные и усаженные шипиками складки кожи в углах рта. В случае опасности мгновенно зарывается в песок.

    Из насекомых в  пустыне  встречаются: скорпионы, кобылки, жуки-чернотелки, священные скарабеи. Часть из них хищники, они ядовиты: паук-каракурт, тарантул, скорпион.

    (слайд №30) Водятся и в пустынях мыши, в основном  это песчанки. Внешне песчанки напоминают крыс или мышей. Длина их тела до 19 см, рыжевато-желтый длинный хвост с кисточкой. Спинка желто-песчаная, брюшко белое. Они питаются в основном растительной пищей, но могут поедать и мелких беспозвоночных.

    - Ребята, какой вывод вы можете сделать о животном мире пустынь?

    (Слайд № 31) Животные  имеют общую серовато-желтую или бурую окраску под цвет песков. Они  долгое время обходиться без воды и пищи. Некоторые животные  днем, в жару, спят в норах, а активны ночью. Гнезда устраивают в основном в земле, а не на ее поверхности или на деревьях. Вывод : пустыня населена животными, которые приспособились к её климатическим условиям.

    4. Физминутка  для  глаз. (слайды с №32 по №36)

    5. Закрепление  изученного  материала.

     Предлагаю поработать   парами. Задание в ТПО №36, №38  с.58

    Учащиеся  при выполнении  заданий используют учебник.

    (затем в конце урока тетради собираются для проверки)

    Какие вы все сегодня молодцы, продолжим наше  научное путешествие в природную зону пустынь России.И  группа  экологов: Емельянов Саша, Кондрашова Вероника и Смирнов Дима  провели  исследование по теме: Влияние человека на пустыню?

    Продолжение  темы урока.

    Пустыня и человек. План. (Слайд №37)

          1. Пустыня и человек.

    2. Неумеренное орошение

    3.      Выпас скота

    4.      Браконьерство

    5.      Вывод.

    (Слайд №38) Пустыня и человек. 

    Пустыня была и остается экстремальной природной средой для жизни людей, хотя именно в условиях пустыни зародились и существовали древние цивилизации. Жизнь возникала обычно вблизи колодца, реки или иного водного источника. Так появились места с богатой растительностью – это оазисы. В России  они находятся   в низовьях рек Волги и Урала.   На десятки километров простираются заросли бамбукового и сахарного тростника. Большие площади заняты плодовыми садами и виноградниками, на всю страну славятся своими арбузами и помидорами. При орошении на этих  плодородных почвах в течение одного сезона снимают два урожая овощей, отменные урожаи пшеницы и риса. Однако, площадь пойменных земель, используемая под земледелие, пока еще незначительна. «Островками» жизни называют эти участки пустынь, созданные трудом человека. Жизнь в оазисах и занятия населения существенно отличались от условий собственно пустыни, где люди обречены на вечное кочевание под палящим солнцем и пыльными бурями в поисках воды.

    2. Неумеренное  орошение.(слайд № 39)

    Неумеренное орошение приводит к беде: в почве накапливается много соли. От этого культурные растения страдают, снижается урожай, а в некоторых местах растения совсем не могут расти ( джузгун, колосняк).

    3. Выпас скота.(слайд №4)

      Больше стало подвижных песков, которые засыпают дороги, поля, постройки. А причина вот какая. Скот подолгу пасут на одних и тех же пастбищах, и животные вытаптывают растения, которые закрепляют пески. Приходится проводить большую работу, чтобы снова вырастить на голых песках растения. А ведь эта работа не понадобилась, если бы люди правильно пасли скот.

    4. Браконьерство.(слайд №41)

    Сайгак своеобразное животное похожее на овцу с длинными тонкими ногами. Сайгак избегает холмов и гор, сыпучих песков и глубокого снега, поскольку на пересеченной местности становится беспомощным, на бегу не способен перепрыгнуть даже через канаву.

    (слайд №42) 

    Вывод:

    1. Неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли.

    2. Из-за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков.

    3. Браконьерство.

    - Наше  интересное путешествие в природную зону – пустыню,  с  группами  исследователей  подошло  к  концу,  и,  пора отправляться  назад.

    6. Выставление оценок, отметок.

    7.Домашнее задание. (слайд № 43)

    ТПО с.58 №35, №39

    Учебник   с.148-155 читать; с.149-151 пересказ.

    Задание к следующему уроку провести  исследовательскую работу группами и  подготовить  сообщения  по след. плану:

    1.      Животные гор.

    2.      Растительный мир гор.

    3.      Жизнь людей в горах.

    4.      Полезные ископаемые  гор Урала и Алтая.


    Список использованной литературы:

    1.Учебник  по  окружающему  миру по УМК «Гармония» для  4  класса, часть 1;      Автор:О.Т.Поглазова; В.Д.Шилин.4-е издание. Смоленск. «Ассоциация XXI век»  2008 г.

    2.    Мир вокруг нас: программа и тематическое планирование для нач. шк.: кн. для учителя/ А.А.Плешаков.- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007.

    3.    Мир вокруг нас. Учебник для 4 класса: В 2 ч.  (автор А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова, издательство «Просвещение» – серия «Зеленый дом»).

    4.    Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»: 4 класс: к учебному комплекту А.А. Плешакова, Е.А.Крючковой,  «Мир вокруг нас: 4 класс»/ Е.М.Тихомирова. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. -  (Серия «УМК»).

    5.    Коваленко Л.И. Изучение разнообразия природы России на уроках природоведения в начальной школе: Дидактический материал для учителей. – Саратов: Лицей, 2003. – (Серия «Библиотечка учителя»).

    6.    Брякина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 класс. М.: ВАКО, 2004. – (Серия «Мастерская учителя»).

    7.    Начальная школа: Естествознание: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002. – (Серия «Я иду на урок).

    8.    Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Природа  Земли: Учеб.- метод. пособ.  Для учителей начальной школы, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д: изд-во «Учитель», 2003. – (Издательская программа «Педагогика нового времени»).



    Источник: http://depositfiles.com/files/5n49pujwr
    Категория: предметы начальной школы | Добавил: rrr0901 (04.02.2012)
    Просмотров: 1337 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 3.5/8
    Всего комментариев: 4
    4 EOV  
    Нина Васильевна, спасибо за урок! Ваш урок современный, он соответствует новым требованиям. Ваши дети умеют планировать собственную деятельность в соответствие с поставленной задачей (разбиться на группы и выполнить исследование в своей группе). Учащиеся вашего класса умеют осуществлять поиск информации, работать в малой группе (группа топографов, метеорологов и т. д.)
    - Рассуждения детей о внешнем виде пустынь учащихся. Это не понятно...

    3 Ольга6027  
    Нина Васильевна, урок действительно интересен, насыщен. направлен на развитие самостоятельности учащихся. Дидактическая игра способствует закреплению полученных знаний и помогает выявить не усвоенный учебный материал. Выбранный тип урока - путешествие - уместен для заявленной темы урока. Учебные, познавательные, развивающие и воспитательные цели урока достигнуты. Тему урока дети формулируют сами, через актуализацию знаний. Разнообразна деятельность учащихся. Думаю, что темп урока будет высокий. Презентация интересная, соответствует типу и форме урока. Но рассмотреть это я смогла только в режиме "слайды" (следует изменить ее скорость, лучше "по щелчку", кто знает как "заладится" урок). Оценка урока "хорошо".

    2 Косяк  
    Спасибо за урок! Мне понравился каждый этап. Урок полностью соответствует новым ФГОС. Столько знаний добыто самостоятельно! Обычно на уроке окружающего мира много говорит учитель. На этом уроке, мне кажется, больше говорили дети. С уважением, Наталья Викторовна.

    1 alisa  
    Спасибо за интересный материал! Вам удалось чётко , последовательно, всесторонне организавать работу на уроке. При изучении природных зон очень эффективна исследовательская работа, выполненная детьми. Но вызывает сомнение применение представленной презентации: с такой скоростью перелистывания слайдов как Вы её использовали? Или не использовали? faint

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]