Учитель. Добрый день, дорогие ребята! (
Используется прием коммуникативной атаки) .Сегодня к вам на урок я
пришла не с пустыми руками. Как бы вы назвали этот предмет?
(Учитель держит в руках спил дерева с
зарубкой на коре. Ребята высказывают
свою точку зрения. )
Учитель. Да, конечно, это можно назвать частью дерева или полена, а может быть, и
разговорным словом чурка. Но я
соглашусь с вами лишь в одном , что это было
когда-то деревом. Возможно, оно росло
где-то далеко в Сибири, где родился и жил прекрасный русский писатель Виктор
Петрович Астафьев.
(Слайд №2)
Но нас интересует сегодня не само дерево , а вот
эта небольшая зарубка, сделанная, возможно , одним из охотников. В старину
люди, уходя далеко в лес, делали по
дороге зарубки на деревьях, чтобы не заблудиться. Белеющие на стволах зарубки
или меты были видны издалека, и люди по
ним узнавали обратный путь. В разных
местах их называли по- разному . В Сибири – затеси. Именно так Виктор
Петрович назвал цикл своих миниатюр
- «ЗАТЕСИ».
(Слайд
№3)
Учитель. (
Целеполагание)
Ребята ,сегодня на уроке мы не только будем готовиться к сочинению- эссе по
рассказу Астафьева «Хвостик», но и попробуем понять, какую мету, зарубку ,
затесь хотел оставить писатель в сердце каждого из нас. Запишем в тетради: Подготовка к сочинению- эссе по рассказу В.П.
Астафьева «Хвостик»
(Слайд №4)
Учитель: Дома вы прочитали этот
пронзительный по остроте поставленной проблемы рассказ. Прежде чем начать нашу
беседу, давайте вспомним критерии оценивания части С. В этом вам поможет « Памятка к написанию
сочинения».
(ПРИЛОЖЕНИЕ №1)
Ребята называют
критерии.
(Слайд №5)
Учитель: ИТАК, чтобы откликнуться на проблему,
затронутую в тексте, мы должны ее сформулировать, прокомментировать, выявить
позицию автора, выразить свое мнение по поставленной проблеме и аргументировать
его. И вот тогда мы достигнем цели.
Учитель: Скажите , ребята,
трудно ли вам было определить тему этого текста?
Ученик: Нет. Тема человека и
природы, потому что…
(Слайд №6)
Учитель: В данной теме заключено
жизненное противоречие- человек и природа. А ведь проблема – это и есть острое
жизненное противоречие, которое можно сформулировать в виде вопроса или
утверждения . Давайте попытаемся это сделать.
Учитель : Сформулируйте проблему
данного текста.
Учащиеся
формулируют проблемы.
(Слайд №7)
Учитель : Ребята, а что вы можете
сказать о композиции этого рассказа.
Ученик: Кольцевая, т.к.
начинается с описания мальчика, затем идет описание острова, и опять
возвращение к мальчику.
Учитель : Случайно ли автор именно
так строит свой рассказ?
Ученик: Чтобы читатель
правильно определил проблему данного произведения и позицию автора.
Учитель : Найдите и зачитайте
предложения, в которых автор говорит о вмешательстве взрослых в дела острова.
(1.Гидростанция зарегулировала реку, откатилась
вода, и стал…..
2. Валом валят на эти берега…
3.Под бравую песню….и т.д.)
История мальчика - это зеркальное отражение позиции
взрослых по отношению к природе. Итак,
проблема этого рассказа не столько экологическая ,сколько нравственная. Как бы
теперь вы ее сформулировали?
Ученик: Влияние равнодушного
отношения взрослых к природе на воспитание нравственных качеств молодежи.
Учитель: Это в виде утверждения,
а в виде вопроса?
Ученик: Как равнодушное
отношение взрослых к природе влияет на
воспитание нравственных качеств молодежи?
(Слайд №8)
Учитель: А теперь выберем из предложенных вариантов
вступлений то, которое сообщает о выбранной вами проблеме исходного текста,
отредактируйте его.( Раздаточный
материал)
Ученики
выбирают вступление №3.
Учитель: Чтобы прокомментировать
эту проблему, нужно помнить следующее
(Слайд №9)
А теперь прочитайте текст из комментария к
сформулированной проблеме и отредактируйте его.( Раздаточный материал)
Идет исправление ошибок,
допущенных в тексте.
Учитель: Вспомним способы
выражения авторской позиции в художественном тексте.
Слайд №11
Ученик анализирует «портрет»
острова до строительства электростанции и после нее. ( Прием антитезы)
Ученик
отмечает , что
кольцевая композиция тоже отражает позицию автора.
Ученик: Градация в начале
рассказа тоже позволяет автору образно
выразить свое мнение.
Слайд №12
Учитель: Четко сформулируем
позицию В.П.Астафьева.
Запись в
тетради.
Учитель: Ребята, а что думаете вы
по сформулированной проблеме?
Учащиеся высказывают свою точку зрения.
Учитель: Помните, что без
оценочных слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, ваша позиция
не считается сформулированной:
•
с удовольствием прочитал…
•
нельзя остаться равнодушным…
•
разделяя негодование автора, хочу сказать, что…
•
оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает
восхищение…
Учитель: Выберите из списка
произведений те, которые могут помочь
вам в аргументации собственного мнения:
1.
М А. Булгаков «Собачье сердце».
2.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин».
3.
Л.Н. Толстой «Война и мир».
4.
И.С. Тургенев «Отцы и дети».
Учитель: При написании сочинения вы должны соблюдать
грамматические нормы, не допускать
другого рода ошибок.
Слайд №15
Учитель: Наш урок подходит к концу. Сейчас прозвенит звонок
и позовет вас к другим вопросам и проблемам , дома вы напишите сочинение –
эссе, и я узнаю ,какую же зарубку, мету, затесь
оставил в вашем сердце маленький рассказ большого писателя.
(Слайд №16)
Рефлексия.
А.М.Горький писал:
«Прежде чем начать писать, я задаю себе три
вопроса: что я хочу написать,
как написать
и для чего написать?»
Ответьте себе на них,
прежде чем вы сядете за выполнение домашнего задания.
ЧТО – сочинение-рассуждение
КАК – учитывая критерии оценивания части С
Для ЧЕГО – откликтуться на проблему, затронутую автором.
Источник: http://depositfiles.com/files/sycxb7lot |