Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Четверг, 25.04.2024, 15:58
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

предметы начальной школы [28]
предметы начальной школы (русский язык, чтение, математика, окружающий мир, история, интегрированные уроки)
предметы точных дисциплин [5]
предметы точных дисциплин (математика, алгебра, геометрия, физика, астрономия)
предметы естественного цикла [6]
предметы естественного цикла (природоведение, география, экология, биология, химия, экономика)
предметы гуманитарного цикла [8]
предметы гуманитарного цикла (история, обществоведение, право, русский язык, литература)
предметы группы "иностранный язык" [2]
предметы группы "иностранный язык" (включая уроки начальных классов)
­ предметы эстетического, здоровьесберегающего и технологического направления [6]
­ предметы эстетического, здоровьесберегающего и технологического направления (ИЗО, МХК, музыка, технология, ОБЖ, физкультура, черчение (включая уроки начальных классов))
информатика и ИКТ [2]
информатика и ИКТ (включая уроки начальных классов)
интегрированные уроки [7]
интегрированные уроки



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 8
    Гостей: 8
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » III Интернет-конференция "О, урок! - ты солнце" » предметы гуманитарного цикла

    Кульгина Наталья Александровна. Подготовка к сочинению-эссе по рассказу В.П. Астафьева " Хвостик"

    Учитель.  Добрый день, дорогие ребята! ( Используется прием коммуникативной атаки) .Сегодня к вам на урок я пришла не с пустыми руками. Как бы вы назвали этот предмет?

    (Учитель держит в руках спил дерева с зарубкой на коре. Ребята высказывают свою точку зрения. )

    Учитель.  Да, конечно, это можно назвать  частью дерева или полена, а может быть, и разговорным словом чурка. Но я соглашусь с вами лишь в одном , что это было когда-то деревом. Возможно,  оно росло где-то далеко в Сибири, где родился и жил прекрасный русский писатель Виктор Петрович Астафьев.

    (Слайд №2)

    Но нас интересует сегодня не само дерево , а вот эта небольшая зарубка, сделанная, возможно , одним из охотников. В старину люди, уходя далеко в лес, делали  по дороге зарубки на деревьях, чтобы не заблудиться. Белеющие на стволах зарубки или меты были видны издалека, и  люди по ним  узнавали обратный путь. В разных местах их называли по- разному . В Сибири – затеси. Именно так  Виктор Петрович  назвал цикл своих миниатюр - «ЗАТЕСИ».                           

    (Слайд №3)                                          

    Учитель. ( Целеполагание) Ребята ,сегодня на уроке мы не только будем готовиться к сочинению- эссе по рассказу Астафьева «Хвостик», но и попробуем понять, какую мету, зарубку , затесь хотел оставить писатель в сердце каждого из нас. Запишем в тетради: Подготовка к сочинению- эссе по рассказу В.П. Астафьева «Хвостик»

    (Слайд №4)

    Учитель: Дома вы прочитали этот пронзительный по остроте поставленной проблемы рассказ. Прежде чем начать нашу беседу, давайте вспомним критерии оценивания части С.  В этом вам поможет « Памятка к написанию сочинения».

    (ПРИЛОЖЕНИЕ №1)

    Ребята называют критерии.

    (Слайд №5)

    Учитель: ИТАК, чтобы откликнуться на проблему, затронутую в тексте, мы должны ее сформулировать, прокомментировать, выявить позицию автора, выразить свое мнение по поставленной проблеме и аргументировать его. И вот тогда мы достигнем цели.

    Учитель: Скажите , ребята, трудно ли вам было определить тему этого текста?

    Ученик: Нет. Тема человека и природы, потому что…

    (Слайд №6)

    Учитель: В данной теме заключено жизненное противоречие- человек и природа. А ведь проблема – это и есть острое жизненное противоречие, которое можно сформулировать в виде вопроса или утверждения . Давайте попытаемся это сделать.

    Учитель : Сформулируйте проблему данного текста.

    Учащиеся формулируют проблемы.

    (Слайд №7)

    Учитель : Ребята, а что вы можете сказать о композиции этого рассказа.

    Ученик: Кольцевая, т.к. начинается с описания мальчика, затем идет описание острова, и опять возвращение к мальчику.

    Учитель : Случайно ли автор именно так строит свой рассказ?

    Ученик: Чтобы читатель правильно определил проблему данного произведения и позицию автора.

    Учитель : Найдите и зачитайте предложения, в которых автор говорит о вмешательстве взрослых в дела острова.

    (1.Гидростанция зарегулировала реку, откатилась вода, и стал…..

    2. Валом валят на эти берега…

    3.Под бравую песню….и т.д.)

    История мальчика -  это зеркальное отражение позиции взрослых  по отношению к природе. Итак, проблема этого рассказа не столько экологическая ,сколько нравственная. Как бы теперь вы ее сформулировали?

    Ученик: Влияние равнодушного отношения взрослых к природе на воспитание нравственных качеств молодежи.

    Учитель: Это в виде утверждения, а в виде вопроса?

    Ученик: Как равнодушное отношение взрослых к природе  влияет на воспитание нравственных качеств молодежи?

    (Слайд №8)

    Учитель: А теперь выберем из предложенных вариантов вступлений то, которое сообщает о выбранной вами проблеме исходного текста, отредактируйте его.( Раздаточный материал)

    Ученики выбирают  вступление №3.

    Учитель: Чтобы прокомментировать эту проблему, нужно помнить следующее

    (Слайд №9)

    А теперь прочитайте текст из комментария к сформулированной проблеме и отредактируйте его.( Раздаточный материал)

    Идет исправление ошибок, допущенных в тексте.

    Учитель: Вспомним способы выражения авторской позиции в художественном тексте.

    Слайд №11

    Ученик анализирует «портрет» острова до строительства электростанции и после нее. ( Прием антитезы)

    Ученик отмечает , что кольцевая композиция тоже отражает позицию автора.

    Ученик: Градация в начале рассказа тоже  позволяет автору образно выразить свое мнение.

    Слайд №12

    Учитель: Четко сформулируем позицию В.П.Астафьева.

    Запись в тетради.

    Учитель: Ребята, а что думаете вы по сформулированной проблеме?

    Учащиеся высказывают свою точку зрения.

    Учитель: Помните, что без оценочных слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, ваша позиция не считается сформулированной:

             с удовольствием прочитал…

             нельзя остаться равнодушным…

             разделяя негодование автора, хочу сказать, что…

             оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает восхищение…

    Учитель: Выберите из списка произведений те, которые  могут помочь вам в аргументации собственного мнения:

    1. М А. Булгаков  «Собачье сердце».

    2. А.С. Пушкин «Евгений Онегин».

    3. Л.Н. Толстой «Война и мир».

    4. И.С. Тургенев «Отцы и дети».

    Учитель: При написании сочинения вы должны соблюдать грамматические  нормы, не допускать другого рода ошибок.

    Слайд №15

    Учитель: Наш урок подходит к концу. Сейчас прозвенит звонок и позовет вас к другим вопросам и проблемам , дома вы напишите сочинение – эссе, и я узнаю ,какую же зарубку, мету, затесь оставил в вашем сердце маленький рассказ большого писателя.

    (Слайд №16)

    Рефлексия.

    А.М.Горький писал: «Прежде чем начать писать, я задаю себе три
          вопроса: что я хочу написать,
    как написать
    и для чего написать?»

    Ответьте себе на них, прежде чем вы сядете за выполнение домашнего задания.

    ЧТО – сочинение-рассуждение

    КАК – учитывая критерии оценивания части С

    Для ЧЕГО – откликтуться на проблему, затронутую автором.



    Источник: http://depositfiles.com/files/sycxb7lot
    Категория: предметы гуманитарного цикла | Добавил: rrr0901 (05.02.2012)
    Просмотров: 4520 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 2.5/4
    Всего комментариев: 3
    3 Ксения  
    Наталья Александровна, у вас получился очень хороший урок. Все этапы урока четко продуманы. На уроки использованы информационные технологии. В ходе урока учитель учить детей высказывать своё собственное мнение. Большое Вам спасибо.

    2 agapovanv  
    Уважаемая Наталья Александровна, мне очень понравился Ваш урок. Вы - творчески работающий учитель. Структура урока отличается системностью, продуманностью всех этапов, а также выбором интересного и пронзительно глубокого текста великого мастера слова В.П. Астафьева. Успехов Вам и Вашим ученикам!

    1 Tatiana1956  
    Урок последовательный, затрагивает нравственное начало человека. Чувствуется, что учитель сам неравнодушный по отношению к природе человек.В тоже время урок обучающий: ученики получают чёткую пошаговую инструкцию по написанию эссе. На таком уроке хочется побывать самому.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]