1. Организационный
момент (1 мин.)
II. Воспроизведение и коррекция опорных
знаний (8 мин.)
Цель данного этапа урока: воспроизвести
знания полученные учащимися при изучении строения зрительного анализатора, скорректировать
наиболее трудные для понимания вопросы данного раздела темы.
Вступительное слово учителя (постановка вопроса проблемного
содержания) (слайд №1).
Одна из турецких пословиц гласит: «Вкус пищи узнают солью,
вкус мира – глазами». Красивая пословица, но верна ли она с точки зрения
физиологии?
Прогнозируемый ответ: Не верна, т.к. глаз – это воспринимающая часть
зрительного анализатора, а соответствующая зона коры больших полушарий –
анализирующая.
Зрение - удивительная совместная работа глаза и мозга. Мы
видим благодаря не только глазам, а всему зрительному анализатору (слайд №2).
Задание №1. Ответьте на вопрос: Из каких частей он состоит?
Прогнозируемый ответ: Рецепторный орган, нервный путь, зрительная зона коры
больших полушарий.
(При наличии в кабинете интерактивного комплекса, как вариант можно предложить выполнение
интерактивного задания «Строение зрительного анализатора» (№150870, Единая
коллекция ЦОР).
Рецепторным органом является глаз. Вспомним его строение
Задание №2. Выполнение терминологического
диктанта (работа с интерактивной моделью «Строение глаза»), (слайд
№3).
Закончите мои предложения.
1.
Снаружи
глаз защищен белочной оболочкой или………………….
склерой.
2.
Луч
света проходит через тонкую прозрачную оболочку…………роговицу.
3.
Позади
которой находится радужная оболочка или……… ……….радужка.
4.
Свет
проникает в отверстие, находящееся в центре радужки………...зрачок.
5.
За зрачком располагается прозрачная природная
линза ………....хрусталик.
6.
Световые
лучи, отражающиеся от предметов, фокусируются на внутренней оболочке глаза………………………………………………………...сетчатке.
7.
Здесь
расположены световые рецепторы – палочки и ……………...колбочки.
8.
Под
белочной оболочкой располагается……………….сосудистая
оболочка.
9.
Полость
глазного яблока заполнена…………………….стекловидным
телом.
(При наличии в
кабинете интерактивного комплекса, как
вариант можно предложить выполнение
интерактивного задания «Внутреннее строение глаза» №150812, Единая коллекция
ЦОР).
И так, мы с вами
вспомнили основные структуры глаза.
Задание №3. (Выполнение задания по распознаванию
структур глаза).
Ребята, повернитесь лицом друг к другу и загляните в глаза
своего одноклассника. Какие части глаза вы можете увидеть?
Прогнозируемый ответ: Склеру, роговицу, радужку, зрачок.
А что еще можно увидеть в глазах человека? Согласны вы с
выражением что: «Глаза – это зеркало души»?
(слайд №4).
Беседа с учащимися на
тему: «Глаза – зеркало души» с использованием литературного фрагмента из
произведения Н. Заболоцкого.
Мы любим и ненавидим,
испытываем горе, страдание, ощущаем радость. Все это отражается в наших глазах (слайд №5).
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза - как два тумана.
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза как два обмана,
Покрытых мглою неудач. Писал
Н. Заболоцкий.
III. Актуализация знаний (2 мин.).
Цель данного этапа урока: показать
актуальность изучаемого
материала, использовать для развития
мотивации учащихся педагогические технологии, развивающие память, логическое и критическое
мышление.
Мы живем с вами в мире красок. Не всем обитателем нашей
планеты даровано это чудо (слайд №6).
Смотреть на мир и видеть его красоту – большое счастье. С помощью глаз человек
видит предметы, их перемещение и цвет. 90 % информации об окружающем нас мире
дают человеку органы зрения (слайд№7).
Представьте, какой ничтожно малой информацией мы обладали бы при полном
отсутствии зрения (слайд №8).
Эпиграфом к нашему уроку я взяла высказывание М. Горького
«Ничто не может быть страшнее, чем потеря зрения, - это невыразимая обида, она
отнимает у человека 9/10 мира». Посмотрите на слайд (слайд №9). О какой
проблеме говорят эти данные? Как вы думаете, чему будет посвящена тема нашего
урока?
Прогнозируемый ответ: нарушение работы зрительного анализатора.
О причинах
возникновения данных нарушений и о том, как сохранить наше зрение пойдет речь
на нашем уроке. (Сообщение темы, цели урока, слайд №10,11).
IV. Введение нового материала (10 мин.)
Цель данного этапа урока: ознакомление
учащихся с темой, целью и задачами урока, создание условий для мотивации учебной
деятельности учащихся, изучение новых понятий и формирование ЗУН.
(Сообщение, темы, цели и задач урока, постановка проблемного
вопроса) Что же, нужно сделать, для того
чтобы сохранить способность воспринимать красоту окружающего мира? (слайд №12). Решить поставленную, проблему поможет нам наш урок.
(Изложение нового материала в форме эвристической беседы)
Рассмотрим с вами
вопрос о том, что же может способствовать нарушению зрения? У детей часто
возникает воспаление слизистой оболочки глаза – коньюктивит, что связано с несоблюдением правил личной гигиены.
Ушибы, ранения, термические и химические ожоги могут стать причиной помутнения
роговицы и образования бельма, что может привести к полной потере зрения (слайды № 13,14,15). С возрастом,
вследствие кристаллизации может нарушиться прозрачность хрусталика, вследствие
чего, развивается катаракта. Хрусталик удаляют, заменяют искусственным или
приписывают пациентам очки с большими диоптриями. Человек может быть слабо
видящим потому, что соотношение между
преломляющей силой оптических сред глаза и длиной глаза бывают различными.
Задание №1. Вспомните, какие среды глаз являются
преломляющими?
Прогнозируемый ответ: роговица, хрусталик.
Лучи света не всегда фокусируются (собираются) на самой
светочувствительной части сетчатки – желтом пятне. Поэтому и возникают дефекты
зрения (видеофрагмент).
Задание №2. Ответьте на вопрос: О каких наиболее
распространенных нарушениях говорилось в видеофрагменте?
Прогнозируемый ответ: Дальнозоркость и близорукость.
Как вы видели из видеофрагмента, наиболее распространенными
нарушениями зрения являются дальнозоркость и близорукость.
(слайд №17). Дальнозоркость или гиперметропия особенно развита у пожилых людей. При ней
лучи света фокусируются как бы за сетчаткой. Окружающие предметы видятся
расплывчатыми, не контрастными.
(слайд №18). Близорукость или миопия может быть
врожденной и приобретенной. При ней лучи
света фокусируются перед сетчаткой.
Хорошая острота зрения возможна только вблизи, а удаленные предметы видятся
нечетко.
Выявить дефекты зрения
помогают таблицы Браиля. А исправить
их можно с помощью правильно подобранных
очков. Близоруким - назначают
двояковогнутые линзы с отрицательными Д, рассеивающими свет. Дальнозорким – двояковыпуклые
линзы с положительными Д, усиливающими преломление лучей. Д (диоптрии) – единицы измерения, преломляющей силы линзы. Например,
рецепт очков для близорукого ОД – 5 Д, ОS – 4Д (слайд №19).
Сегодня на уроке вы работаете
в индивидуальной карте контроля знаний
(Приложение №1). Выполняем задание №1 на распознавание объектов: Определить, какие нарушения зрения показаны на рис. А и В (проверка
учителем выполнения задания №1).
Близорукость может носить как приобретенный характер,
вследствие не соблюдения режима освещенности в кабинете, недостатка витамина А, осложнения после перенесенного заболевания,
так и наследственный характер. Еще одним наследственным нарушением функций
зрения является неспособность многих людей воспринимать все спектральные цвета.
Явление цветовой слепоты было описано в 1794 году
англичанином Джоном Дальтоном и названо по его имени? …дальтонизмом. В 26 лет он
вдруг обнаружил, что не различает по цвету красные ягоды от зеленых листьев.
Дальтонизм чаще проявляется у мужчин и связано это с особенностями наследования
гена дальтонизма. Посмотрите на слайд, так воспринимают действительность люди с
нормальным зрением и нарушением цветового восприятия. Очень интересны картины,
нарисованные дальтониками.
Задание №3. Определите, какая картина была нарисована
дальтоником? (слайд №20).
Таблицы, изображенные на слайде позволяют определить
нарушение цветоощущения: Определите, какие числа спрятаны в кружочках? (слайд №21).
Задание №4. Ответьте на вопрос: Какая профессия противопоказана людям с нарушением цветоощущения?
Прогнозируемый ответ: Водитель.
Люди с нарушениями цветоощущения должны выбирать профессии не
связанные с необходимостью иметь хорошее цветовое зрение.
«Не верь глазам своим» - иногда, говорим мы, сталкиваясь со зрительными иллюзиями.
Например, предметы в воде кажутся нам увеличенными и деформированными
(демонстрация опыта «Преломляющая способность воды»: чайная ложка, помещенная в
стакан воды).
Это примеры оптического обмана. Перед вами двойственные
изображения (слайды №22, 23). Что вы
видите на этом рисунке?
Прогнозируемый ответ: Мы наблюдаем смену образов при восприятии.
Это происходит благодаря тому, что мы не только видим, но и
бессознательно рассуждаем. Учеными раскрыты еще далеко не все тайны
человеческого глаза.
Релаксация (проводится под фоновое музыкальное
сопровождение) – 5 мин.
Цель данного этапа урока: Снятие утомления мышц опорно-двигательной системы,
профилактика сколиозов и нарушений в
работе органов зрения (использование
здоровьесберегающих технологий).
Мы живем с вами в век компьютерных технологий.
Ребята как вы считаете, что в настоящее время является
основной причиной нарушения в работе органов зрения?
Прогнозируемый ответ: Увлечение компьютером.
Просматривая
презентацию, работая за компьютером, при длительной нагрузке на глаза мы
испытываем усталость, рассеянность, снижение внимания. Нам необходимо
расслабится, т.е. снять нагрузку. Я предлагаю вам проделать гимнастику для глаз.
Упражнение №1: .Сидя закроем глаза на
3-5 сек, затем откроем, их на 3-5 сек. Повторим упражнение 3-4 раза.
Упражнение №2: Мысленно опишите глазами «8».
Повторим
упражнение 3-4 раза.
Упражнение №3: Стоя, смотрим перед собой 2-3 секунды. Возьмем
в руки ручку. Отведем ее на расстояние
25- 30 см
от глаз, смотрим на верхний кончик ручки несколько секунд. А теперь посмотрите на ручку попеременно то
правым, то левым глазом. Что вы наблюдаете? Предмет как бы смещается в поле зрения. Это
упражнение доказывает нам наличие у человека стереоскопического зрения.
V. Воспроизведение знаний, умений и
навыков (15 мин.)
Цель данного этапа урока: Овладение учащимися разнообразными
способами учебной деятельности, развитие навыков работы с тестовыми заданиями.
(Использование технологии интерактивного обучения», работа в
группах по заданиям). Я предлагаю вам
поработать в группах. Каждая группа должна выполнить задание. В конце
работы каждая группа должна представить
по данному ей заданию свой мини - проект.
Сформируем 3 группы. В каждой группе выберем: капитана (руководителя мини – проекта), генератора идей, хранителя времени, оформителя и докладчика.
Работая,
не забывайте о следующем: есть идея – не молчи, дослушал – потом
говори, отвергая – предлагай, ибо только в споре рождается истина. Капитаны
должны оценить активность участников вашей группы и назвать самых активных (слайды №25,26,27).
Источник: http://depositfiles.com/files/wq3y663y7 |