Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Суббота, 20.04.2024, 03:59
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

предметы начальной школы [28]
предметы начальной школы (русский язык, чтение, математика, окружающий мир, история, интегрированные уроки)
предметы точных дисциплин [5]
предметы точных дисциплин (математика, алгебра, геометрия, физика, астрономия)
предметы естественного цикла [6]
предметы естественного цикла (природоведение, география, экология, биология, химия, экономика)
предметы гуманитарного цикла [8]
предметы гуманитарного цикла (история, обществоведение, право, русский язык, литература)
предметы группы "иностранный язык" [2]
предметы группы "иностранный язык" (включая уроки начальных классов)
­ предметы эстетического, здоровьесберегающего и технологического направления [6]
­ предметы эстетического, здоровьесберегающего и технологического направления (ИЗО, МХК, музыка, технология, ОБЖ, физкультура, черчение (включая уроки начальных классов))
информатика и ИКТ [2]
информатика и ИКТ (включая уроки начальных классов)
интегрированные уроки [7]
интегрированные уроки



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » III Интернет-конференция "О, урок! - ты солнце" » предметы естественного цикла

    Викулова Елена Владимировна. И ты увидишь, мир прекрасен...

    1. Организационный момент (1 мин.)

    II. Воспроизведение и коррекция опорных знаний (8 мин.)

    Цель данного этапа урока:  воспроизвести знания полученные учащимися при изучении строения зрительного анализатора, скорректировать наиболее трудные для понимания вопросы данного раздела темы.

    Вступительное слово учителя (постановка вопроса проблемного содержания) (слайд №1).

    Одна из турецких пословиц гласит: «Вкус пищи узнают солью, вкус мира – глазами». Красивая пословица, но верна ли она с точки зрения физиологии?

    Прогнозируемый ответ:  Не верна, т.к. глаз – это воспринимающая часть зрительного анализатора, а соответствующая зона коры больших полушарий – анализирующая.

    Зрение - удивительная совместная работа глаза и мозга. Мы видим благодаря не только глазам, а всему зрительному анализатору (слайд №2).

     

    Задание №1. Ответьте на вопрос: Из каких частей он состоит?

    Прогнозируемый ответ:  Рецепторный орган, нервный путь, зрительная зона коры больших полушарий.

    (При наличии в кабинете интерактивного комплекса,  как вариант можно предложить выполнение интерактивного задания «Строение зрительного анализатора» (№150870, Единая коллекция ЦОР).

    Рецепторным органом является глаз. Вспомним его строение

    Задание №2. Выполнение терминологического диктанта  (работа с интерактивной  моделью «Строение глаза»), (слайд №3).

    Закончите мои предложения.

    1.     Снаружи глаз защищен белочной оболочкой или………………….  склерой.

    2.     Луч света проходит через тонкую прозрачную оболочку…………роговицу.

    3.     Позади которой находится радужная оболочка или……… ……….радужка.

    4.     Свет проникает в отверстие, находящееся в центре радужки………...зрачок.

    5.      За зрачком располагается прозрачная природная линза ………....хрусталик.

    6.     Световые лучи, отражающиеся от предметов, фокусируются на внутренней оболочке глаза………………………………………………………...сетчатке.

    7.     Здесь расположены световые рецепторы – палочки и ……………...колбочки.

    8.     Под белочной оболочкой располагается……………….сосудистая оболочка.

    9.     Полость глазного яблока заполнена…………………….стекловидным телом.

     (При наличии в кабинете интерактивного комплекса,  как вариант можно     предложить выполнение интерактивного задания «Внутреннее строение глаза» №150812, Единая коллекция ЦОР).

    И так,  мы с вами вспомнили основные структуры глаза.

    Задание №3. (Выполнение задания по распознаванию структур глаза).

    Ребята, повернитесь лицом друг к другу и загляните в глаза своего одноклассника. Какие части глаза вы можете увидеть?

    Прогнозируемый ответ:  Склеру, роговицу, радужку, зрачок.

    А что еще можно увидеть в глазах человека? Согласны вы с выражением что: «Глаза – это зеркало души»? (слайд №4).

    Беседа с учащимися  на тему: «Глаза – зеркало души» с использованием литературного фрагмента из произведения Н. Заболоцкого.

     Мы любим и ненавидим, испытываем горе, страдание, ощущаем радость. Все это отражается в наших глазах (слайд №5).

     

    Ты помнишь, как из тьмы былого,

    Едва закутана в атлас,

    С портрета Рокотова снова

    Смотрела Струйская на нас?

    Ее глаза - как два тумана.

    Полуулыбка, полуплач,

    Ее глаза как два обмана,

    Покрытых мглою неудач. Писал  Н. Заболоцкий.

     

    III. Актуализация знаний (2 мин.).

    Цель данного этапа урока:  показать актуальность изучаемого материала, использовать   для развития мотивации учащихся педагогические технологии, развивающие  память, логическое  и критическое  мышление.

    Мы живем с вами в мире красок. Не всем обитателем нашей планеты даровано это чудо (слайд №6). Смотреть на мир и видеть его красоту – большое счастье. С помощью глаз человек видит предметы, их перемещение и цвет. 90 % информации об окружающем нас мире дают человеку органы зрения (слайд№7). Представьте, какой ничтожно малой информацией мы обладали бы при полном отсутствии зрения (слайд №8).

    Эпиграфом к нашему уроку я взяла высказывание М. Горького «Ничто не может быть страшнее, чем потеря зрения, - это невыразимая обида, она отнимает у человека 9/10 мира». Посмотрите на слайд (слайд №9). О какой проблеме говорят эти данные? Как вы думаете,  чему будет посвящена  тема  нашего урока?

    Прогнозируемый ответ:  нарушение работы зрительного анализатора.

     О причинах возникновения данных нарушений и о том, как сохранить наше зрение пойдет речь на нашем уроке. (Сообщение темы, цели урока, слайд №10,11).

     

     IV. Введение нового материала (10 мин.)

    Цель данного этапа урока:  ознакомление учащихся с темой, целью  и задачами  урока, создание условий для мотивации учебной деятельности учащихся, изучение новых понятий и формирование ЗУН.

    (Сообщение, темы, цели и задач урока, постановка проблемного вопроса)  Что же, нужно сделать, для того чтобы сохранить способность воспринимать красоту окружающего мира? (слайд №12).  Решить поставленную,  проблему поможет нам наш урок.

     (Изложение нового материала в форме эвристической беседы)

    Рассмотрим  с вами вопрос о том, что же может способствовать нарушению зрения? У детей часто возникает воспаление слизистой оболочки глаза – коньюктивит, что связано с несоблюдением правил личной гигиены. Ушибы, ранения, термические и химические ожоги могут стать причиной помутнения роговицы  и  образования бельма, что может привести к полной потере зрения (слайды № 13,14,15). С возрастом, вследствие кристаллизации может нарушиться прозрачность хрусталика, вследствие чего,  развивается катаракта.  Хрусталик  удаляют, заменяют искусственным или приписывают пациентам очки с большими диоптриями. Человек может быть слабо видящим потому,  что соотношение между преломляющей силой оптических сред глаза и длиной глаза бывают различными.

    Задание №1.  Вспомните, какие среды глаз являются преломляющими?

     Прогнозируемый ответ:  роговица, хрусталик.

    Лучи света не всегда фокусируются (собираются) на самой светочувствительной части сетчатки – желтом пятне. Поэтому и возникают дефекты зрения (видеофрагмент).

     Задание №2. Ответьте на вопрос: О каких наиболее распространенных нарушениях говорилось в видеофрагменте?

    Прогнозируемый ответ: Дальнозоркость и близорукость.   

    Как вы видели из видеофрагмента, наиболее распространенными нарушениями зрения являются дальнозоркость и близорукость.

    (слайд №17). Дальнозоркость или гиперметропия  особенно развита у пожилых людей. При ней лучи света фокусируются как бы за сетчаткой. Окружающие предметы видятся расплывчатыми, не контрастными.

    (слайд №18). Близорукость или миопия может быть врожденной и приобретенной.  При ней лучи света фокусируются  перед сетчаткой. Хорошая острота зрения возможна только вблизи, а удаленные предметы видятся нечетко.

     Выявить дефекты зрения помогают таблицы Браиля.  А исправить их  можно с помощью правильно подобранных очков. Близоруким -  назначают двояковогнутые линзы с отрицательными Д, рассеивающими свет. Дальнозорким – двояковыпуклые линзы с положительными Д, усиливающими преломление лучей. Д (диоптрии)  – единицы измерения, преломляющей силы линзы. Например,  рецепт очков для близорукого ОД – 5 Д, ОS – 4Д (слайд №19).

    Сегодня на уроке вы работаете  в индивидуальной карте контроля знаний  (Приложение №1).  Выполняем задание №1 на распознавание объектов: Определить, какие  нарушения зрения показаны на рис. А и В (проверка учителем выполнения задания №1).

    Близорукость может носить как приобретенный характер, вследствие не соблюдения режима освещенности в кабинете, недостатка витамина  А,  осложнения после перенесенного заболевания, так и наследственный характер. Еще одним наследственным нарушением функций зрения является неспособность многих людей воспринимать все спектральные цвета.

    Явление цветовой слепоты было описано в 1794 году англичанином Джоном Дальтоном и названо по его имени? …дальтонизмом.  В 26 лет он вдруг обнаружил, что не различает по цвету красные ягоды от зеленых листьев. Дальтонизм чаще проявляется у мужчин и связано это с особенностями наследования гена дальтонизма. Посмотрите на слайд, так воспринимают действительность люди с нормальным зрением и нарушением цветового восприятия. Очень интересны картины, нарисованные дальтониками. 

    Задание №3.  Определите, какая картина была нарисована дальтоником? (слайд №20).

    Таблицы, изображенные на слайде позволяют определить нарушение цветоощущения: Определите, какие числа спрятаны в кружочках? (слайд №21).

    Задание №4. Ответьте на вопрос: Какая профессия противопоказана  людям с нарушением цветоощущения?

    Прогнозируемый ответ: Водитель.

    Люди с нарушениями цветоощущения должны выбирать профессии не связанные с необходимостью иметь хорошее цветовое зрение.

    «Не верь глазам своим» - иногда, говорим мы,  сталкиваясь со зрительными иллюзиями. Например, предметы в воде кажутся нам увеличенными и деформированными (демонстрация опыта «Преломляющая способность воды»: чайная ложка, помещенная в стакан воды).

    Это примеры оптического обмана. Перед вами двойственные изображения (слайды №22, 23). Что вы видите на этом рисунке?

     Прогнозируемый ответ: Мы наблюдаем смену образов при восприятии.

    Это происходит благодаря тому, что мы не только видим, но и бессознательно рассуждаем. Учеными раскрыты еще далеко не все тайны человеческого глаза.

     

    Релаксация (проводится под фоновое музыкальное сопровождение) – 5 мин.

    Цель данного этапа урока: Снятие утомления мышц опорно-двигательной системы, профилактика  сколиозов и нарушений в работе органов зрения (использование  здоровьесберегающих технологий).

    Мы живем с вами в век компьютерных технологий.

    Ребята как вы считаете, что в настоящее время является основной причиной нарушения в работе органов зрения?

    Прогнозируемый ответ: Увлечение компьютером.

     Просматривая презентацию, работая за компьютером, при длительной нагрузке на глаза мы испытываем усталость, рассеянность, снижение внимания. Нам необходимо расслабится, т.е. снять нагрузку. Я предлагаю вам проделать гимнастику для глаз.

    Упражнение №1: .Сидя  закроем глаза на 3-5 сек, затем откроем, их на 3-5 сек. Повторим упражнение  3-4 раза.

    Упражнение №2: Мысленно опишите глазами  «8».

     Повторим упражнение  3-4 раза.

    Упражнение №3: Стоя, смотрим перед собой 2-3 секунды. Возьмем в руки ручку. Отведем  ее на расстояние 25- 30 см от глаз, смотрим на верхний кончик ручки несколько секунд.  А теперь посмотрите на ручку попеременно то правым, то левым глазом. Что вы наблюдаете? Предмет   как бы смещается в поле зрения. Это упражнение доказывает нам наличие у человека стереоскопического зрения.

     

    V. Воспроизведение знаний, умений и навыков (15 мин.)

    Цель данного этапа урока:  Овладение учащимися разнообразными способами учебной деятельности, развитие навыков работы с тестовыми заданиями.

    (Использование технологии интерактивного обучения», работа в группах по заданиям).  Я предлагаю вам поработать в группах. Каждая группа должна выполнить задание. В конце работы  каждая группа должна представить по данному ей заданию свой мини - проект.  Сформируем 3 группы. В каждой группе выберем: капитана (руководителя мини – проекта), генератора идей, хранителя времени, оформителя и докладчика.

    Работая,  не забывайте о следующем: есть идея – не молчи, дослушал – потом говори, отвергая – предлагай, ибо только в споре рождается истина. Капитаны должны оценить активность участников вашей группы и назвать самых активных (слайды №25,26,27).

    Источник: http://depositfiles.com/files/wq3y663y7
    Категория: предметы естественного цикла | Добавил: rrr0901 (05.02.2012)
    Просмотров: 925 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 6
    6 uhitel  
    Елена Владимировна, здравствуйте. С огромным интересом ознакомилась с Вашей работой, т.к. тоже преподаю биологию. Анатомия человека - это мой любимый раздел программы. Урок Ваш грамотно построен, использованы различные виды деятельности: индивидуальная работа, групповая работа, работа с интерактивными модулями. Предусмотрена динамическая пауза. И межпредметная связь представлена, и эмоциональная ниточка прослеживается. Думаю детям на таком уроке будет интересно. Замечания только к мультимедиа составляющей урока: На ЦОРы лучше дать активные ссылки. В презентации отсутствует звуковая составляющая ( музыку нужно было поместить в папку вместе с презентацией), С картинок в презентации необходимо удалять ссылки, чтобы при щелчке следовал следующий слайд, а не открывалась страница Интернет с данной картинкой. В остальном вы - просто умница! Ставлю пять! applause
    С уважением, Федулова И.Н.

    4 fizik  
    Согласна с коллегами. Урок показывает как высок профессионализм учителя. Так держать Елена Владимировна!

    5 Лена  
    Елена Анатольевна! Спасибо Вам за положительный отзыв о моем уроке.
    С уважением Викулова Е.В.

    2 SON  
    Урок очень интересный, грамотно постороен. Урок заслуживает наивысшей оценки. Так держать!

    3 Лена  
    Большое спасибо за высокую оценку моей разработки.

    1 Лёлик  
    Урок понравился и прежде всего, хочу отметить высокий профессионализм учителя в данной работе. Работа на уроке наполнена различными видами работы – это и решение поставленной проблемы, выполнение дифференцированного тестового задания, терминологического диктанта, интерактивного задания, работа по слайдам презентации, элементов интерактивного обучения (работа в группах); предусмотрены варианты использования программированного контроля знаний; выполнение заданий, с использованием интерактивной доски. Уверена, что в результате совместных действий ученика и учителя, желаемый результат будет достигнут!

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]