1. Организационный
момент.
Показ фрагмента из фильма «Приключение
капли воды» (ВВС), эпизод №2 (http://kino-live.org/dokumentalnyie-onlajn/713166-bbcpriklyucheniya-kapli-vody.html)
Итак, океан зовёт нас в увлекательное
путешествие. Мы с вами отправляемся в
кругосветное плавание. Перед нами стоит непростая цель: переплыть Мировой
океан, а для этого нам необходимо вспомнить всё, что мы знаем о нём, его
частях, единстве. Каждый из вас будет
вести судовой журнал, в которой вы будете оценивать свою работу(тетрадь или
путевой лист). А так же в контурной карте мы будем прокладывать маршрут нашего
путешествия. Желаю вам успеха!
2. Повторение, обобщение, систематизация знаний. Ролевая игра.
- «Спросил на днях Иван-сосед у струйки,
льющейся из крана: «Откуда ты?». Вода в ответ: «Из Мирового океана». Потом Иван
гулял в лесу, росой искрилась вся поляна. «Откуда ты?»- спросил росу.- «Из
Мирового океана». На поле лёг туман
седой. Сосед спросил и у тумана: «Откуда ты? Кто ты такой?»- «И я, дружок, из
океана». «Ты, газировка, что шипишь?» И из бурлящего стакана донёсся шёпот:
«Знай, Иван, и я пришла из океана». Удивительно, не так ли? В супе, в чае, в
каждой капле. И в дождинке и в росинке нам откликнется всегда. Океанская вода!
-
Докажите единство Мирового
океана (слайд №2)
(Учащиеся при помощи карты
полушарий в атласе ищут доказательства единства Мирового океана и показывают на
физической карте мира объекты доказательств.)
Учитель, по мере доказательства,
выливает в прозрачное блюдо воду из четырёх ёмкостей, в каждой
из которых налита вода из определённого океана).Учитель
задаёт вопрос учащимся: Что доказал данный опыт? (Учащиеся делают вывод- океан
един!)
Наше путешествие начинается из
порта с координатами 60 с.ш. 31 в.д. (слайд №3)
Определите, какой это порт? Ответ -
Санкт- Петербург (слайд №4).
Итак, дорогие
друзья, в путь! Семь футов под килем! (крутим штурвал). Через Финский залив,
переплываем Балтийское море, и вот мы в просторах Северного моря. А впереди Атлантический
океан. Что вы знаете об этом океане? (ответ учащихся). Вот и первая наша
стоянка. В каком море мы находимся? (слайд №2). Учитель на карте «Мировой
океан» (ЦОР №191149) рисует маршрут движения в течение всего урока (учащиеся прокладывают маршрут на контурной карте до
Средиземного моря).
Цифровой диктант:
1) Узкое водное пространство,
которое соединяет части Мирового океана?
2) Часть суши окружённая водой?
3) Часть океана, отличающаяся от
него своими свойствами?
4) Часть океана вдающаяся в сушу.
5) Часть суши выдающаяся в океан?
На экране: 1.остров 2. полуостров
3. залив 4. море 5.пролив (слайд №5).
Ответ - слайд №6. Самооценка, критерии оценивания на слайде №6.
Результаты учащиеся показывают сигналами (красный-5, синий-4, жёлтый-3)
Нам необходимо попасть в
Индийский океан. Какие географические объекты встретятся нам на пути? (учащиеся
работают с картой полушарий в атласе), (ЦОР №191149 «Мировой океан»).
Ответ учащихся. Через Суэцкий
канал, Красное море, Баб-эль-Мандебский пролив, Аденский залив попадаем в
Индийский океан (ЦОР №191149 «Мировой океан», интерактивная информация).
Подводные рифы встали на пути, и
чтобы преодолеть этот участок определите среднюю и максимальную глубину Индийского океана (работа с шкалой
высот и глубин). Решите задачу: Какова глубина океана, если
звук, посланный с корабля, возвратится в виде эха за 8 сек? (ответ: 6 тыс.м) Объясните ход решения.
Каков же рельеф дна Мирового
Океана? (учащиеся выполняют практикум УМК, -
«Начальный курс географии – 6 класс», гидросфера). При правильном
выполнении кораблик поплывёт.
А теперь
посмотрим в бинокли (физминутка).
Гимнастика для снятия утомления
глаз (Методика Э.С.Аветисова):
Упражнение 1. Медленно переведите взгляд с пола на
потолок и обратно, не меняя положения головы; повторите 8-12 раз.
Упражнение 2. Медленно переводите взгляд вправо,
влево и обратно; повторите 8-10 раз.
Следующая стоянка уже в Тихом
океане -Филиппинские острова.(прокладываем маршрут до Филлипинских островов на
контурной карте)
- Нигде не видно покоя. Всё в движении. Всё колышется. В чём
же причина?
УМК-6 класс, гидросфера, движения
воды в океане (волны, цунами, приливы и отливы
- видеофрагмент). Стихотворение «Течения»читает ученица (опережающее задание)
Мы с соседкою по парте узнаём
теченья вмиг,
Это наваждение – узнаём течения.
Холодные – видим синими, тёплые –
красной линией
Теченья есть глубинные, а есть и
очень длинные
Пассатные. Муссонные, такие вот
природные
Теченья знаменитые и очень
именитые
Холодное - Канарское, но есть и
Перуанское
К Евразии красиво подходит
Куросио
К Америке – Гольфстрим!
По океану плавая, мы знанья
закрепим! (показ учащимися течений на карте)
А теперь отгадайте загадку: Юнга,
плывущий на корабле, пил воду из
кружки с отверстием, вдруг закричал: «Ура! Мы уже в северном полушарии!» Как он
это определил?
Учащиеся решают задачу с
применением знаний об особенностях движения воды в океане.
Наш корабль приближается к
Гавайским островам. Стоп машина (штурвал, рында). Здесь мы поговорим о
свойствах воды (показ сказки, опережающее задание, театрализация).
Было это давно. Так давно. Что уже никто не помнит. Создал Бог океан
(ангелы наливают воду в аквариум). И была вода в океане вкусная, холодная,
прозрачная. И повадились черти воровать воду
(черти черпают воду из
аквариума). Рассказали ангелы Богу об этом. Разгневался тот и молвил:
«Пусть океанская вода содержит 35 промилле соли». Ангелы посолили воду (бросают соль и
мешают ложкой). Стала вода горько- солёная. Но соль
растворилась в воде неравномерно: на тропиках больше, на полюсах меньше. А
зависит это от разных факторов. Чтобы в океане не погибло всё живое, растворили
ангелы в воде азот, кислород, углекислый газ.
Вот пришли черти за водой, зачерпнули её, и чуть не отравились. Рассердились
они и решили отомстить - бросили в воду камни, песок, обломки и замутили воду
так, что луч света не проникал (светят фонариком). Утром увидели ангелы,
забеспокоились, обратились к Богу. Он успокоил воду. Песок осел, вода снова
стала прозрачная. Издал Бог указ: «Пусть плотность воды океана с повышением
солёности увеличивается, поскольку растёт содержание вещества в каждом литре»
Но всё же. Отчего зависит
солёность? В чём она измеряется? (ответы учащихся)
Физкультминутка (профилактика
нарушений опорно-двигательной системы).
Солнце вышло из-за тучки.
Мы протянем к Солнцу ручки.
Руки в стороны потом
Мы по шире разведём.
Мы в Тихом океане и чтобы попасть
на следующую стоянку необходимо нам выполнить «немой» диктант, молча учитель
показывает объекты на карте, а дети записывают в «судовой журнал». На экране
появляется ответ.
1) Мексиканский залив
(слайд №7) 2)
Аравийский полуостров
3) Берингов пролив
4) о.Гренландия
5) Южная Америка
(взаимопроверка,
результат учащиеся показывают сигналами)
Внимание! На корабле пробоина.
Стоп машина!!! Сигнал SOS. Какой корабль быстрее придёт к нам на помощь? Координаты кораблей на экране
(слайд №8). (Ответ: Стремительный)
Чтобы пройти через Северный
Ледовитый Океан необходимо исправить ошибки в рассказе (Приложение к уроку), (парная работа)
Заполняем судовой журнал. Наносим
на контурную карту маршрут. Возвращаемся
в Санкт-Петербург.
3. Подведение итогов.
Давайте подведём итог нашего
путешествия, используя оценки в ваших судовых журналах (на экране критерии
оценок, слайд №9).
Д/З.
1.
Повторить тему «Мировой океан»
2.
Подписать на контурной карте географические объекты по
пройденному маршруту (более подробно)
3.
Предложите свой маршрут кругосветного плавания
(нанесите на контурную карту)
Вот и
закончилось наше путешествие, и урок подходит к концу. Я надеюсь, вы поняли,
какой величайшей силой человека являются
его знания. Надеюсь, что и дальше ваш интерес к изучению океанов будет расти.
Тем более, что человек знает об океанах лишь малую часть.
Рефлексия:
Какая часть урока Вам понравилась больше всего?
Хотели бы Вы отправиться в кругосветное плавание?
Какие знания о Мировом океане пригодились Вам в путешествии?
Источник: http://depositfiles.com/files/1oh12kwnf |