Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая
трудная вещь на свете».
Гете
1. Организационный
момент
Включение в деловой ритм:
на экране – заставка к передаче «Очевидное – невероятное»
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг...
А. С. Пушкин
Вопрос учителя: Как выдумаете, о чем сегодня у нас пойдет
разговор на этом занятии? (Ответы учащихся)
У.: Тема занятия: Парадоксы»
или «Искусство правильно мыслить»
Обратите внимание на слайд: в конце занятия попробуем
опровергнуть или подтвердить на своем примере истинность этого утверждения.
2. Организация деятельности учащихся по освоению
учебной информации на уровне «знания» — освоение отдельных терминов, понятий.
Беседа по следующим вопросам:
Какие ассоциации у вас возникают, когда произносят слово
«парадокс»?
Встречали ли вы парадоксы в повседневной жизни?
Могут ли парадоксы стать действительностью?
Работа с информационными картами: поиск точного
определения слова «парадокс», «парадоксальность» (Приложение 1)
Сообщение учащихся о том, где мы можем встретиться с
парадоксами (в науке, искусстве, философии, в жизни)
У.: Следующая часть
нашего занятия потребует от нас концентрации внимания. Для этого мы с вами
послушаем музыку Моцарта. А почему?
Вы слышали об
«Эффекте Моцарта»? (сообщение учащихся)
У.: Музыка этого
композитора способствует
интеллектуальному развитию человека. Это доказали ученые. Давайте и мы
воспользуемся этим открытием и будем выполнять практическую работу под музыку
Моцарта.
3 . Интеллектуально-преобразовательная
деятельность
Форма – практикум
с дифференцированными заданиями.
Учащиеся получают конверты с картами – заданиями. В
конвертах находятся листы бумаги со словами из словаря парадоксальных
определений, логические парадоксы для объяснения и примерами слов, которым
нужно подобрать парадоксальные определения.
Нужно согласиться или опровергнуть утверждения.
После выполнения задания выслушиваются выступления каждого
учащегося.
(Приложение 2)
4 Рефлексия
3 вида карточек. «Точка», «Вопросительный знак»,
«Восклицательный знак»
Точка – задания понятны и трудностей не вызывают
? – испытывают затруднения при выполнении задания
! - вызывает интерес и желание повторить такую работу еще
раз
Учащиеся прикрепляют
1-2 карточки на лист ватмана, значение которых соответствует их отношению к
проделанной работе.
Вывод: Мы познакомились с парадоксами и парадоксальными
явлениями. Обратим внимание на эпиграф урока. Выскажитесь: согласны вы с этим
утверждением или нет.
После высказываний учащихся учитель благодарит ребят за
работу на уроке и желает тем, кого
заинтересовала эта тема, продолжить е изучение.
Домашнее задание: 1. Дать парадоксальное толкование слов из «Словаря парадоксальных определений»
В. Г. Кротова
2. Просмотреть видео ролик о творчестве М. Эшера и найти
аналогичные примеры парадоксов в различных областях науки, техники, искусстве.
Источник: http://depositfiles.com/files/uusyucqek |