Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Суббота, 20.04.2024, 10:35
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Лучшие практики по воспитательной работе [9]
Методическое сопровождение ФГОС 2021 [0]
Банк лучших практик [0]
Августовский педсовет [1]
Виртуальный музей [10]
Муниципальный конкурс «Расскажу я Вам про папу!» [13]
«Воспитатель года» [62]
Новому времени – новая школа 2020 [89]
Новому времени – новая школа 2019 [37]
Новому времени – новая школа 2018 [35]
Новая школа - новый учитель 2017 [54]
«Новая школа - новый учитель» 2016 [60]
Новая школа - новый учитель 2015 [38]
«Моя любимая книга» [47]
Конкурсы для учащихся [114]
Конкурсы для педагогов [75]
Сетевой проект "Путешествие по земле Саратовской" [248]
Педагогический дебют-2023 [6]
Педагогический дебют-2022 [12]
Педагогический дебют-2021 [9]
Педагогический дебют-2018 [48]
Педагогический дебют-2016 [16]
Волжский мастер-класс [5]
ВОЛЖСКИЙ МАСТЕР-КЛАСС г. Астрахань. [16]
Территория творчества. Крым-2018 [19]
Территория творчества. Крым-2017 [25]
Территория творчества. Сочи-2016 [21]
Методические материалы Всероссийского слета учителей Саратовской области «Творческая территория педагогического опыта и мастерства»
ЭОР и я - лучшие друзья 2016 [44]
Родной край, живи в веках и процветай! [35]
Межмуниципальный конкурс видеороликов «Видео опыт» [11]
Как безгранична щедрость языка! [15]
Муниципальный конкурс юных экскурсоводов - 2016 [11]
Каталог образовательных организаций [16]
Всем детям ровесница [81]
Энциклопедия одного слова 2016 [28]
Энциклопедия одного слова 2015 [64]
«Новогоднее настроение 2015» [48]
«Новогоднее настроение 2014» [215]
170 лет Русского географического общества [37]
Закаляйся, если хочешь быть здоров [721]
"Есенинская Русь" [10]
Видеоконкурс «СПАСИБО ЗА ЖИЗНЬ» [24]
Социально-психологическое сопровождение детей с ОВ [10]
Конфликты: профилактика и решение [12]
Современный урок [22]
Online-педсовет [34]
Мой мультимедийный урок-2019 [26]
Мой мультимедийный урок-2018 [32]
Мой мультимедийный урок-2017 [23]
Мой мультимедийный урок-2016 [23]
Мой мультимедийный урок-2015 [26]
Мой мультимедийный урок-2014 [26]
"Мой мультимедийный урок-2013" [9]
VI межмуниципальный конкурс учителей образовательных учреждений «Мой мультимедийный урок»
ЭОРы как основополагающий компонент [130]
Олимпиады-2023 (школьный этап) [31]
Олимпиады-2022 (школьный этап) [26]
Олимпиады-2021 (школьный этап) [26]
Олимпиады-2019 (школьный этап) [44]
Олимпиады-2018 (школьный этап) [44]
Олимпиады-2017 (школьный этап) [38]
Олимпиады-2016 (школьный этап) [38]
Олимпиады-2015 (школьный этап) [41]
Олимпиады-2014 (школьный этап) [34]
Олимпиады-2013 (школьный этап) [40]
Песни (+) [10]
Здесь вы сможете найти популярные песни,
Песни (-) [8]
Здесь вы можете скачать минусы популярных песен
Классические произведения [3]
Здесь можно скачать произведения известных композиторов
Математика [19]
Русский язык [11]
Информатика и ИКТ [9]
История [3]
Логопедия [3]
Начальные классы [20]
Психология [6]
Физика [5]
Искусство [10]
Химия [3]
География [2]
Литература [9]
Иностранный язык [10]
Физическая культура [14]
Биология [7]
Технология [3]
Интерактивные формы проведения методической учебы [23]
Выставка-фестиваль «Слайд-шоу День Знаний» [19]
III Интернет-конференция "О, урок! - ты солнце" [64]
в целях поддержки инновационной деятельности учителей в использовании современных технологий в образовательном процессе с 6 по 18 февраля 2012 года проводится III межмуниципальная Интернет-конференция «О, урок! – ты солнце! Мой самый необычный урок».
"Мой мультимедийный урок" [48]
V межмуниципальный конкурс учителей образовательных учреждений «Мой мультимедийный урок»
Ф@милия.ru-2016 [48]
Ф@милия.ru-2015 [48]
Ф@милия.ru-2014 [44]
Ф@милия.ru-2013 [66]
"Ф@милия.ru"-2012 [65]
IV Межмуниципальная семейная ИКТ-Олимпиада "Ф@милия.ru"
Создание плейкаста - открытки нашего времени [199]
Интерактивное обучение [21]
Муниципальный конкурс роликов «Видео опыт» (физика [21]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Физика

    Сила трения

    I. Организационный момент.

    II. Мотивационное начало урока.

     

    Звучит музыка Гимн великому народу из балета Гиэлера «Медный всадник»

     
     И думал он:
    Отсель грозить мы будем шведу,
    Здесь будет город заложен
    На зло надменному соседу.
    Природой здесь нам суждено
    В Европу прорубить окно, 
    Ногою твердой стать при море.
     

         А.С. Пушкин

     Наверное вам не известны технические подробности создания памятника великому организатору государства Российского.

    Для пъедистала памятника подготовили монолитную глыбу массой 1600 тонн.!!! И доставили её из деревни Лахти, что на берегу финского залива, в Петербург. Как же в 18 веке, не имея ни мощных тягачей, ни подъемных кранов, люди могли совершить такое чудо?

    Надеюсь в конце урока мы с вами ответим на этот вопрос.

    Для этого мы с вами отправимся на экскурсию в научный центр со звучным названием «Сила трения»

    А совершим мы эту экскурсию на автомобиле. (Движется автомобиль)

    3.Учитель: Я – магистр точных наук приветствую вас в научном центре. Здесь вам предстоит познакомиться с явлением трения, узнать какие виды трения существуют, определить точку приложения и направление этой силы, экспериментально установить, от чего зависит сила трения и почему она возникает? В ходе экскурссии мы будем вести путевые заметки, т. е. опорный конспект (учащиеся записывают в опорный конспект тему урока).

    ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

    Учитель: Что такое взаимодействие?

     Какие тела взаимодействуют при движении автомобиля?

    Что является результатом взаимодействия тел?

    Что называется силой?

    Какие силы вы еще знаете?

    Что произошло со скорость автомобиля?

    Почему автомобиль остановился? (действует сила трения) 

    Скорость тела изменилась , значит на тело действует сила. При соприкосновении одного тела с другим возникает взаимодействие, препятствующее их движению, которое называют трением.

    А силу, характеризующую это взаимодействие, силой трения.

    Обозначать будем буквой Fтр . А в каких единицах будем её измерять?

    Если бы физики решили выдать всем силам паспорта, то в этом документе обязательно были бы три графы: МОДУЛЬ. НАПРВЛЕНИЕ. ТОЧКА ПРИЛОЖЕНИЯ.

    Определим, в какую сторону всегда направлена сила трения?  Как вы думаете?

    Определим точку приложения силы трения (указываем точку приложения и направления силы трения в опорном конспекте).

    Еще раз дадим  определение силы трения: Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и направленная против движения, называется силой трения.

    Учитель: А почему возникает сила трения?

     Каковы причины возникновения силы трения?

     Проведем эксперимент 1  (игрушечный автомобиль, песок).

    Вывод: Шероховатость поверхностей, неровности (уч-ся записывают в ОК).

    Эксперимент 2 с двумя стеклянными пластинами.

    Вывод: Взаимодействие молекул вещества (уч-ся записывают в ОК).

     

    Познакомимся поближе с обитателями научного центра.

    Эксперимент 3: Сила трения скольжения (брусок скользит)

    Эксперимент 4 Сила трения качения (брусок катится на ручках)

    Эксперимент 5 Сила трения покоя (брусок стоит на наклонной плоскости)

    Итак, мы познакомились с семьей силы трения. Это…….(запишем в ОК)

    В научном центре есть литературная  гостиная, давайте в ней немного отдохнем., послушаем стихотворения Пушкина, Никитина, Некрасова,Посмотрим как поэты писали о проявлении силы трения в природе, а вы постарайтесь определить какая сила трения действует на тело..

    В зимние сумерки нянины сказки
    Саша любила. Поутру в салазки

    Саша садилась, летела стрелой,
    Полная счастья, с горы ледяной.

    Николай Алексеевич.  . Некрасов (сила трения скольжения)

    Вдоль опушки Вова едет
    На своем велосипеде
    И везет варенье
    Всем на угощенье. (сила трения качения)

    Вот и зима! Трещат морозы
    На солнце искриться снежок
    Пошли с товарами обозы
    По Руси вдоль и поперек.
    Ползет скрипит дубовый полоз.
    Река ли, степь ли – нет нужды,
    Везде проложатся следы!

    Иван Саввич.  . Никитин (сила трения скольжения)

    Хоть тяжело подчас в ней бремя,
    Телега на ходу легка;
    Ямщик лихой, седое время,
    Везет не слезет с облучка.

    А. С. Пушкин (сила трения качения)

    Кошка за Жучку
    Жучка за внучку
    Внучка за бабку
    Бабка за дедку
    Дедка за репку

    Тянут – потянут, вытянуть не могут. (сила трения покоя)

     А.С. Пушкин

    Опрятней модного паркета

    Блистает речка, льдом одета

    Мальчишек радостный народ

    Коньками звучно режет лед.

    Заглянем в медицинский кабинет.Проверим зрение и осанку

    Положим дневник на голову и посидим досчитав до 10.

     

      Продолжим нашу экскурсию. Мы в творческой мастерской. Я – экспериментатор и вы тоже (одеваю халат). 

    Учитель: Сила – это физическая величина.

    Что это значит? (ее можно измерить)

    Каким прибором можно производить измерения?

    Что нужно сделать прежде чем начать измерения?

    Как определить цену деления?

    Чему она равна?

    Сейчас мы работая в парах измерим силу трения, которая действует на деревянный брусок.

    Фронтальный опыт: деревянный брусок с нитью, динамометр.

      На брусок в горизонтальном направлении действуют две силы. Одна сила – сила упругости пружины динамометра, направленная в сторону движения. Вторая сила – это сила трения, направленная против движения. Так как брусок движется равномерно, то значит равнодействующая этих сил равна нулю. Следовательно, эти силы равны по модулю и направлены в противоположные стороны. Динамометр показывает силу трения (уч-ся измеряют силу трения

    Измерим силу трения. (Заполняем опорный конспект)

    Сравним силу трения скольжения и силу трения качения.

    Вывод Сила трения качения меньше чем сила трения скольжения.

    Скажите где это используют?

    Фронтальный опыт Выяснить от чего зависит сила  трения?

    Варианты 1. Площади соприкасающихся поверхностей.

    2. Неровности поверхности

    3. Массы тела.

    Вывод Сила трения зависит от массы тела и шероховатости поверхности и не зависит от площади поверхности.

     

    А как вы думаете полезно трение или вредно? Его надо увеличивать или уменьшать?

    1.      Ясно вы сказать могли бы,

    Я хотела б очень знать,

    Почему живую рыбу

    Очень трудно удержать?

    2.      В гололедицу зимой

    Над замерзшею водой

    Чья-то  добрая рука

    Посыпает слой песка

    Все скорее отвечают

    Для чего так поступают?

    4.Каждый из нас всегда сталкивается с житейскими ситуациями, поэтому давайте зайдем в кабинет житейских ситуаций и решим  тесты.

    Житейские тесты

    1 группа

    • Дверцы шкафа в Ваниной комнате стали скрипеть. Ваня смазал петли маслом и скрип прекратился. Какое явление он использовал?
    • В походе Ваня поскользнулся на мокрой траве, упал и понял, что….

    2 группа

    • Ваня увидел, что мама никак не может снять перстень с пальца, и посоветовал ей намылить палец. Мама приняла совет, и перстень легко снялся. На чем основано Ванино предложение?
    • Из окна Ваня увидел, что перед дверью их дома образовалась ледяная дорожка. Ваня вышел на улицу и посыпал лед песком. Почему он так сделал?

    3 группа

    • Ваня собрался в поход на велосипеде. Но педали плохо крутились, и он смазал их машинным маслом. Какое явление он использовал?
    • Когда выпал первый снег, папа Вани стал менять летнюю автомобильную резину на зимнюю. У зимних шин рисунок протектора был глубже, а так же на них были шипы. Ваня спросил у отца, зачем меняют шины у автомобиля?

    Ну и последняя житейская ситуация: как в Петербург попал данный камень?

    Обнаружена эта глыба была местным крестьянином Вишняковым. Глыбу назвали Гром-камень, т.к. в него однажды ударила молния, отбив большой осколок. Около 9 км пропутешествовал Гром-камень по суше, а потом по Неве. Небывалый успех русской техники того времени был отмечен особой медалью, на которой была вычеканена надпись «Дерзновению подобно, 1770 год». И действительно это был акт дерзновенный!.

    Вся Европа только и говорила об этой невиданной операции. Как же это было сделано?

    Смелый, остроумный проект передвижения Гром - камня дал крепостной кузнец. Он предложил перекатить камень на специально отлитых бронзовых шарах, заключенных в салазки. Салазки представляли собой большие бревна с желобами оббитыми медью. Гранитную глыбу поместили на помост из бревен, под которыми находились желоба с шарами. Согнанные из ближайших деревень крестьяне при помощи канатов двигали камень к берегу. Несколько мужиков должны были все время смазывать шары говяжьим салом. 120 дней путешествовал так по суше Гром – камень. Доставленный в Петербург он стал прекрасным пьедесталом памятнику Петру.

    (звучит музыка)

    Красуйся, град Петров, и стой

    Неколебимо как Россия,

    Да умирится же с тобой

    И побежденная стихия;

    Вражду и плен старинный свой

    Пусть волны финские забудут

    И тщетной злобою не будут

    Тревожить вечный сон Петра!

     

    На этом мы покидаем научный центр, но на выходе нас ждут испытания. Возьмите листы контроля и выполните тесты. (Слабые выполняют компьютерное тестирование)

     ТЕСТ

    1. Санки скатываются с горы. Какой вид силы трения действует на санки?

    П. сила трения качения
    У. сила трения скольжения
    В. сила трения покоя

    2. В гололедицу тротуары посыпают песком. При этом сила трения подошв обуви о лед….

    С. увеличивается
    Д. не изменяется
    Е. уменьшается

    3. Как направлена сила трения при движении тела?

    А. по движению
    П. против движения
    Н. не имеет направления

    4. При смазке трущихся поверхностей сила трения…

    И. не изменяется
    Е. уменьшается
    У. увеличивается

    5. Электровоз, двигаясь равномерно, тянет железнодорожный состав силой 150 кН. Чему равна сила трения?

    К. 15 кН
    Л. 300 кН
    Х. 150 кН



    Источник: http://depositfiles.com/files/z9acxy2qi
    Категория: Физика | Добавил: rrr0901 (17.05.2011) | Автор: Чечёткина Наталья Владимировна
    Просмотров: 5726 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]