Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Четверг, 28.03.2024, 14:35
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Экспертиза ЭОР [59]
План - конспект урока с использованием ЭОР [71]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 8
    Гостей: 8
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » ЭОРы как основополагающий компонент » План - конспект урока с использованием ЭОР

    Урок по предмету ОРКСЭ преподобный Сергий Радонежский личность и эпоха
    Предметная область: Модуль Основы православной культуры
    Тема: «Преподобный Сергий Радонежский личность и эпоха.
    Базовый учебник: Основы православной культуры. Автор: А.В. Москва «Просвещение»-2013г
    Тип урока: урок-исследование.
    Цель урока:
    Пополнить и систематизировать знания учащихся, сформировать представление о преподобном Сергии Радонежском и его влиянии на развитие духовной культуры.
    Задачи:
    • Образовательные: познакомить с жизнью и деятельностью Преподобного Сергия Радонежского, который прославился исключительно мирными подвигами.
    Пробудить интерес у учащихся к православной культуре и традициям
    • Развивающие: развить познавательную активность и умения делать самостоятельные выводы;
    • воспитательные: воспитание любви к Родине, нравственности, духовности, любви к ближнему, умению прощать и видеть в каждом человеке его положительные качества.
    • Планируемые результаты:

    Личностные Метапредметные Предметные
    регулятивные познавательные коммуникативные
    Обладают знаниями о религиозных обычаях и традициях и необходимости бережного отношения к ним; Используют навыки извлечения существенной информации из различных источников; Пользуются навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров. Строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. Формирование представлений о житие и об образе преподобного Сергия Радонежского Участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока, умение делать самостоятельные выводы имеют представление об иконе, храмах и обозначают их соответствующими терминами
    Оборудование:
    • мультимедийная презентация;
    • исследовательский материал о детстве Сергия;
    • раздаточный материал (словарь);
    • иллюстрации храмов Троице-Сергиевой Лавры.
    • ЭОР http://eor-np.ru/node/859
    Методические рекомендации к проведению урока «Преподобный Сергий Радонежский личность и эпоха».
    в модуле «Основы православной культуры».5 класс. 1 час.

    Ход урока
    1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.
    (Звуковое оформление: звучит запись колокольного звона)

    Отечество моё! Россия!
    В тебе дух старины живёт.
    И ни одна ещё стихия
    Не победила твой народ.

    Из тьмы веков ты восставала
    И становилась всё сильней.
    Святая Русь – твоё начало,
    И преподобный Сергий в ней.

    Ребята, вы наверно догадались, о ком сегодня мы будем говорить на уроке?
    Да, верно! Сегодня мы поведем разговор о личности Сергия Радонежского, об исторических событиях той эпохи, когда жил Преподобный Сергий.

    Тема: Преподобный Сергий Радонежский личность и эпоха.
    Мы продолжаем познание жизни и деятельности святого Сергия Радонежского – одного из самых великих личностей России. Для этого постараемся понять в очень сложный внутренний мир Святого, душа которого была постоянно подчинена закону любви к Богу, ближним, Отечеству. И постараемся ответить на вопрос: Почему, за какие дела считают Сергия Радонежского великим деятелем России, почему мы считаем его учителем и устроителем России. Именно так звучит тема нашего урока. Приглашаю вас пройтись по жизненным степеням преподобного. Кстати, что значит преподобный?

    Слайд 1

    1.Эпиграф: “В лице Преподобного Сергия русский народ сознал себя, своё культурно-историческое место, свою культурную задачу и тогда только, сознав себя, получил право на самостоятельность”.

    2.Преподобный - Святой монах (словарь)

    Итак, начало пути. Житие Преподобного Сергия
    «…И рос отрок, возрастая разумом и добродетелью: любил пост ,от детских игр уклонялся, прилежал же чтению Божьих книг».- житие Преподобного написанное Епифанием Премудрым.
    Что означает Житие?
    - Кто были родителями Сергия Радонежского?
    - Были ли какие-нибудь чудесные явления, связанные с рождением мальчика? Что это были за события? О чём они говорят?
    - Как назвали Сергия родители?
    - Чем отличался Варфоломей от других детей?
    - Какое чудо с ним произошло в детстве?

    Посмотрите на картину “Видение отроку…” (Слайд 2) и послушайте отрывок из литературно-музыкальной композиции, рассказывающий об этом событии.

    - Как вы думаете, почему отрок Варфоломей не мог научиться грамоте?

    Вы думаете, так легко научиться читать? Варфоломей родился в 1314 году. Книга, по которой учились читать, была псалтырь, написанная на старославянском языке. Название буквы и произношение звука было часто очень не похожи. Посмотрите на листы у вас на партах. Прочитайте начало азбуки так, как если бы вы учились во времена детства Варфоломея.
    Назовите правильно буквицы, которые вы увидите на экране. Слайд3

    - Почему семья преподобного Сергия переехала в Радонеж?
    - Когда Варфоломей стал подрастать, то захотел уйти в монастырь. Что ответили на это его родители? Как поступил Варфоломей? О чём говорит его поступок?
    - Соблюдение какой заповеди проявилось в этом поступке?
    Что же было после смерти родителей?
    Как получилось, что Варфоломей стал Сергием?

    Как же жил Сергий один в лесу?
    Сергий жил в лесу без связей с миром, в трудах, молитве и посте. Он часто подолгу испытывал себя голодом, холодом, жаждой, непрестанными ночными молитвами, пением псалмом. Единственными его соседями были лесные звери. Однажды к Сергию зимой пришёл голодный медведь, которого он встретил ласковыми словами и положил ему на пень хлеба. Так у них завязалась дружба. Дикий зверь повиновался Сергию и был перед ним кроток, как овца.

    Как же получилось так, что на этом месте зародился один из великих монастырей России?
    Слайд 4

    Внимательно посмотрите на слайд 5
    Что вы видите на слайде?
    Как вы понимаете слово Икона?
    Есть ли название этой иконы?

    «Ветхозаветная Троица» Андрея Рублёва
    «Ветхозаветная Троица» Андрея Рублёва создана как прославление Преподобного Сергия Радонежского, чудотворца земли Русской.
    Это главная икона Троице-Сергиевой лавры
    Поэтому и зачался Сергиев монастырь - нынешняя Троице-Сергиева лавра (по-гречески лаура - крупный, большой монастырь).
    Свято-Троицкая Сергиева Лавра, (монастырь не имеет себе равных во всем мире)

    3. Житие – понятие ( словарь)
    Ученик (опережающее задание)
    Житие повествует о жизни человека, который достиг христианского идеала — святости. Даёт образцы правильной, христианской жизни. Убеждает, что прожить её может каждый человек. Герои жития — самые разные люди: и простые крестьяне, и горожане, и князья… Главная добродетель героя - вера в Бога, она даёт блага при жизни и после смерти.
    В текст жития могут входить молитвы. Житие поучительно, оно учит христианской морали.
    4.( Индивидуальное домашнее задание, проверка).
    Сообщение о жизни Сергия Радонежского
    1-й ученик. Один из самых почитаемых на Руси святых — Сергий Радонежский, который прославился исключительно мирными подвигами. Он происходил из обедневшего боярского рода, имевшего владения под Ростовом от родителей Кирилла и Марии. До пострижения в монахи преподобный носил имя Варфоломей - в честь одного из 12 апостолов. Известна дата его рождения — 3 мая 1314 года. В житии говорится, что предзнаменования чудесной судьбы младенца случались ещё до того, как он родился. Когда его мать приходила в храм на молитву, младенец в определённые моменты службы вскрикивал в её чреве. С первых дней жизни ребёнок, которого назвали Варфоломеем, отказывался сосать материнское молоко по постным дням — средам и пятницам.
    • Кто были его родители? Каким именем был наречён младенец? (Ответы детей; учитель выставляет карточки с этой информацией на доску.)

    2-й ученик. В семилетнем возрасте Варфоломея вместе с братьями отдали учиться грамоте, но в отличие от братьев он не сделал никаких успехов. Однажды в поле мальчик увидел старца, молившегося под одиноким дубом. Варфоломей попросил старца помолиться за него, чтобы он научился читать. Старец благословил отрока, и тот порадовал родителей, свободно прочитав перед обедом псалтырь (сборник церковных песнопений, по которому учили грамоте в Древней Руси). (словарь)
    • Как называется церковный хлеб, который старец дал Варфоломею? (Просфора). - словарь

    3-й ученик. Около 1328 года родители мальчика переехали в маленький город Радонеж, недалеко от Москвы. Братья Варфоломея женились, а он, похоронив родителей, решил уйти в монастырь. К этому времени овдовел старший брат Стефан, и они вместе поселились в глухом лесу в двенадцати вёрстах от Радонежа. Однако Стефану стало тяжело жить в столь пустынном месте, и он перешёл в один из московских монастырей. А Варфоломей постригся в монахи под именем Сергия. Ему было 23 года

    1-й ученик.
    Постепенно к Сергию стали приходить другие иноки, желавшие послужить Богу своими трудами и Преподобный с радостью принимал их. Вскоре набралось 12 братиев, число которых несколько лет оставалось неизменным. жили в маленьких избушках-кельях, сами носили воду, рубили дрова и выполняли тяжелую работу.Так зачался Сергиев монастырь - нынешняя Троице-Сергиева лавра (по-гречески лаура - крупный, большой монастырь).
    Свято-Троицкая Сергиева Лавра, (монастырь не имеет себе равных во всем мире)

    Икона

    Икону.(работа со словарем)
    Да, это икона А.Рублева «Присвятая Троица»

    "Примером своей жизни, высотой своего духа преп. Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в будущее".

    Да, именно всё так . Да будет так – говорил Преподобный Сергий Радонежский.
    • Почему Сергия называют Радонежским?
    • Какое носит название в настоящее время монастырь, построенный Сергием?
    – Я думаю, что вы после этого урока станете еще более внимательны друг к другу и к своим родным. Пусть любовь поможет сохранить вашу духовную жизнь, вашу души.
    Звучат стихи Н. Гумилева:
    Есть Бог, есть мир,
    Они живут вовек,
    А жизнь людей – мгновенна.
    Но все в себе вмещает человек,
    который верит в мир и в Бога.
    Монастырь сначала был деревянным, но по истечении времени монахи построили каменный храм.
    Был когда—то город славный
    Весь лесами окружен.
    Родине служил исправно
    С незапамятных времен.
    Возле Лавры рос он бойко,
    Стал с ремеслами знаком.
    Деревянные постройки
    Возводились топором
    Вырастали вдоль оврагов,
    Разбегались по холмам,
    А над ними белым стягом
    Возвышался Божий храм.
    Слайд 6

    Ребята, я хочу вам напомнить что сегодня на уроке мы говорим с вами не только о Преподобном Сергии Радонежском, о его житие и личности, но и о том как он помогал объединению русских земель, не дал пасть русскому духу.

    Ответ детей.
    Близ Радонежа построил монастырь

    Троице-Сергиева Лавра

    Как рассказать его тихость, кротость, молчаливость в слове, смирение, безгневие, неподдельную простоту, любовь ко всем, доброта, трудолюбие, усердие. Никогда никого не обидел, ни в чём не попускал себе послабления, ни смеха. Если когда и встречалась надобность улыбнуться, так как этого нельзя избежать, то это было у него благопристойно и воздержанно… Псалмы в его устах никогда не прекращались., он со всеми был ласков и обходителен, ни на кого не раздражался, от всех с любовью принимал неприятности”.
    Вот только, будучи свободным от подобной тяжести, человек может совершить благие дела. Следующая ступень Сергия Радонежского – Свершение великих дел. Четыре великих дела было в жизни Сергия, за которые мы почитаем его как учителя и устроителя России.
    1 дело. Создание и распространение нового типа монастырей.
    Надо отметить, что там Сергий был образцом в исполнении нового устава.
    2 дело: Начало освобождения от татаромонгольского ига.
    Что вам известно об этом из уроков истории.

    Помощниками были два монаха-богатыря Пересвет и Ослябя. Русские богатыри -защитники русской земли. Русские богатыри – сильные и смелые люди.
    Они совершают много подвигов: побеждают змея, выгоняют врагов с русской земли.
    Работа с ЭОР
    http://eor-np.ru/node/859
    Наконец он возвестил братии о поражении врагов и нашей победе.
    Сергий строит храм Пресвятой троицы, “чтобы постоянным взиранием на него побеждать страх перед ненавистной разделённостью мира”. Помогают монахи-богатыри. Для храма требовался обжигающий символ Святой Троицы, Таким символом стала икона Рублёва Троица
    (ранее мы уже говорили об этой иконе)
    Слайд8

    отмечает: “Андрей Рублёв, духовный внук преподобного Сергия, питался как художник тем, что дано ему было. И потому не преподобный Андрей Рублёв, а сам родоначальник земли русской – Сергий должен быть почитаем за истинного творца величайшего из произведений не только русской, но и, конечно, всемирной кисти…”.
    Сегодня в России исповедание учения о Святой Троице стало опять весьма актуальным в связи с необходимостьб устранения “смертоносной разделенности” общества. Слайд 9
    Н.К.Рерих «Святой Сергий»


    4 дело: создание духовно-нравственного и культурного центра Руси (Троице-Сергиевой лавры”.
    Слайд 10

    Ребята, вы видите изображения храмов Троице-Сегриевой Лавры.
    Построен над гробом преподобного Сергия, весь из белокаменного камня. Верх храма весь вызолочен. Внутри у южной стены почивают мощи преподобного Сергия. Железная дверь, ведущая в южный притвор, сохраняет на себе пробоину от ядра, полученную во время осады поляков в 1608 году. (Троицкий собор)
    Слайд11

    Воздвигнут посреди Лавры, с пятью большими главами. Средняя глава позолочена, а остальные украшены золотыми звёздами. (Успенский собор)

    9. Ребята , давайте вспомним, какие чудеса происходили с Сергием до принятия монашества.
    Характеристика главного героя.
    Беседа по вопросам.
    - Кто больше назовет качеств, присущих святому, герою житийной литературы (чудесные способности, вера в Бога, нравственная чистота, милосердие...).
    - У нас получился, читаем на доске:
    Образ идеального святого
     Смирение
     Милосердие
     Подвижничество
     Прозорливость
     Нравственная красота
     Жизнь как общественное служение
    - Какова цель жизни Варфоломея? (трудиться для людей во славу Божью)
    – В чём духовное наследие преп. Сергия? Что оставил он для нас живущих?
    Мы не можем ни сказать об иконе «Преподобного Сергия Радонежского» слайд 12

    Все эти святыни – живая связь времён, уникальное сочетание традиций прошлого и настоящего. А значит Преподобный Сергий Радонежский- личность, эпоха.(причислен к лику святых).

    Итог занятия.
    - Какова тема урока?
    Тема: Преподобный Сергий Радонежский личность и эпоха.
    Наше занятие подходит к концу, и я возвращаю вас к вопросу, который прозвучал в начале: «Почему преп. Сергия называют светилом светлым?»
    Чудеса, которые происходили в жизни Сергия Радонежского указывают на его богоизбранность, на высокую духовность Сергия, свет души освещает жизненный путь многим поколениям людей.
    1. Главное достоинство - вера в Бога.
    2. Внутренний мир героя не раскрывается. Не описывает бурных переживаний, страстей; сдержанно рассказывает о тяжёлых испытаниях, умалчивая о внутренней борьбе.
    3. В житии сочетается жизнеподобие и фантастика.
    4. Жизнь героя поучительна, она учит христианской морали.
    Все люди должны быть милосердны, трудолюбивы, смиренны, должны любить и почитать ближних своих родителей.
    Рефлексия.- А теперь, потрите ладошки так, чтобы стало жарко. Быстро передавайте тепло другу, соединив, свою ладонь с его ладошкой. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас.
    Заканчивается урок словами:

    Домашнее задание. Работа с пословицами.
    Надо привести пример их жизни Сергия Радонежского, иллюстрирующий эти пословицу.
    1. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.
    2. Жить – Богу служить.
    3. Послушание паче поста и молитвы.
    4. Умный смиряется - глупый надувается.
    5. С молитвой в устах, с работаю в руках.
    Заключительные слова учителя:
    В то время, когда уже в течении века народ Руси был подавлен системой татаро-монголов, Сергий Радонежский первым среди русского духовенства смело и открыто поставил задачу освобождения страны от завоевателей. В течении 40 лет Сергий настойчиво внушал людям идею освобождения Руси, поднимал и укреплял самосознание князей, бояр и простых людей, что Русь может и должна быть свободной. Орда проводила политику разобщённости князей и народов Руси. А стратегическое направление деятельности Сергия заключалось в объединении Родины, Отчизны. Святой одними из первых определил маленький провинциальный городок Москву – как столицу будущего могучего самостоятельного государства.
    Сергий Радонежский был главным вдохновителем в подготовке великой Куликоской битвы. Он был духовным наставником Дмитрия Донского и с малых лет воспитывал его как полководца великоц битвы и победы. Как известно, по пути навстречу с мамаевым воском Дмитрий остановился в Троицкой обители, Сергий укрепил его дух и благословляя князя и всё войско на битву сказал: “Иди, господине, небоязненно. Господь поможет тебе на безбожных врагов”, а затем понизив голос сказал тихо одному великому князю: “Победиши враги твоя”. Помощниками были два монаха-богатыря Пересвет и Ослябя. Защитники русской земли

    Слайд 7
    Дети читают: “Русская иконопись нить своего предания ведёт от иконописной лавки лаврской школы. Русская архитектура на протяжении всех веков делает сюда, в лавру, лучшие свои вклады, так что Лавра – подлинный исторический музей Русской
    Со времён преподобного Сергия в Троице-Сергиевой Лавре занимались резьбой по дереву, а также деревянные вещи были благословением монастыря.

    Ответы детей:
    • Свою обитель – первый крупнейший монастырь.
    • Своих учеников, которые продолжали молитвенное дело преп. Сергия. Один из его учеников в похвалу отцу своему Сергию написал икону «Пресвятая Троица» для иконостаса Троицкого собора, где доныне находятся мощи преп. Сергия; художественные ценности – духовная литература, жития преп. Сергия, иконы, картины М. Нестерова; это храмы, освещённые во имя преп. Сергия
    трудиться для людей во славу Божью
    1-я ученица.
    Тихий свет на Маковце - горе
    Над обителью, что радуга, цветёт:
    Это инок Сергий на заре
    Троице молитву воздаёт.
    2-я ученица.
    Радонежский чудотворец – наше духовное богатство, ангел-хранитель Земли Русской, со всех концов идут и едут паломники в Троице-Сергиеву Лавру со своими недугами – телесными и душевными, идут, чтобы помолиться у раки с мощами, получить благословение, узнать духовные корни своего Отечества.
    1-я ученица. Нам нужно знать эти корни – тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, будет дороже взрастившая нас Земля, легче будет почувствовать каждому из нас назначение и смысл собственной жизни.
    2-я ученица.
    Тихий свет на Маковце - горе
    Радугой цветёт над всей землёй:
    Этот инок Сергий на заре
    Молится с небес о нас с тобой.
    Сегодня на уроке мы обзорно прошлись по жизненным ступеням Преподобного Сергия Радонежского. Преподобный Сергий явился воспитателем и великим собирателем народного духа. “Тихость, кротость слова, молчание, смирение, безгневие, простота, любовь равная ко всем человекам” - эти качества Преподобного Сергия в течении всего его 50-летнего иноческого подвига незаметно распространились по Руси, духовно врачуя, укрепляя и утешая русских людей. И народ воспрянул духом, в нём стала пробуждаться вера в свои нравственные силы, и открылась перспектива национального возрождения. Обратить внимание на эпиграф урока. Каждый человек должен пройти в жизни свою лестницу. Какой она будет, сколько в ней ступенек выбирает человек сам. Так будьте добры и смиренны. Да пусть вас хранит бог, ибо каждому из нас есть над чем задуматься. Радует то, что вы все сейчас находитесь на первой ступеньке вашей жизни, а значит всё в ваших руках. И житие Сергия пусть будет для вас путеводною звездой.
    Категория: План - конспект урока с использованием ЭОР | Добавил: kazakovan145 (18.04.2016) | Автор: Наталья Казакова
    Просмотров: 1541 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]