Без
преувеличения, задачи государственной важности решает современное учительство,
наделённое огромной ответственностью за образование и развитие юных поколений
россиян. Сегодня учитель - проводник модернизации системы образования, от него
зависит успешность реализации многих федеральных и региональных проектов. За
ним, педагогом и творцом, наша новая российская школа, наши талантливые и
одаренные дети…
Работа с
одарёнными детьми необходима, дабы развивать способности ребенка. На мой
взгляд, работа с такими детьми всегда проводилась и проводится по-особому, а
именно индивидуально с каждым. В этом случае учитель, зная, что и как нужно
делать подбирает такие задания и формы, которые заинтересуют именно этого
ученика, помогут вызвать интерес к данному виду деятельности, добиться
результатов и повысить мотивацию к дальнейшему развитию.
Именно этому и
был посвящен Интернет-мастер-класса на тему «Одаренные дети», который прошел по
инициативе МКУ
«Информационно-методический отдел управления образования» на страницах сайтах
управления образования. Куратором
данного курса была педагог-психолог МБОУ-СОШ № 1 р.п. Степное Рахманкулова
Елена Федоровна.
Участниками
Интернет-мастер-класса стали 24 педагога из 13 районов Саратовской и Омской
областей. Перед ними были поставлены задачи: выделить основные
социально-педагогические аспекты проблемы одаренности, помочь определиться в
собственной позиции, наметить пути решения проблемы одаренности в своей жизни и
практической деятельности.
Слушатели
мастер-класса, используя предложенные организаторами источники, а также свой
опыт, пытались найти ответы на полезные и интересные вопросы: Кто он, одаренный
ребенок? Кого считать одаренным ребенком? Где и в чем проявляется одаренность
детей? Рождается ли ребенок уже одаренным? Какая должна быть деятельность для
развития одаренности ребенка? Кто в первую очередь оказывает влияние на
развитие одаренности ребенка? Как
родителям развивать одаренность детей?
Вот несколько
интересных ответов:
- Все
дети одарены от природы теми или иными способностями. Если находящиеся рядом с
ними взрослые (родители, воспитатели, учителя) смогли распознать одаренность
ребенка в той или иной области - ему повезло. Если же ему еще и помогли развить
природные способности - повезло дважды. Но, к большому сожалению,
классно-урочная система, существующая не первую сотню лет, не ставит главной
целью развитие индивидуальных способностей и наклонностей детей. Выход?
Специализированные школы (гимназии, лицеи), если родители "отдают"
туда ребенка, принимая во внимание его интересы, способности, наклонности, а не
собственные амбиции, и. конечно же, кропотливая и вдумчивая индивидуальная
работа с ребенком, где главным должен стать принцип: "Прежде всего - не навреди!"
- Одарённый
ребёнок - человек неординарно мыслящий, творческий, активный, способный
нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные
цели. Безусловно, в каждом человечке есть свой талант, своя
"изюминка", которую надо развивать; но я придерживаюсь мнения, что
всё же одарённость, в её буквальном понимании, - явление достаточно редкое.
- Одаренные
дети и проблемы работы с ними – тема действительно очень актуальная.
Дистанционная форма мастер-класса с "протянутостью" во времени
позволила пересмотреть много материала, как предложенного организаторами, так и
найденного самостоятельно, обновить свою "методическую копилку"
новыми знаниями и опытом по данной теме.
- Как
учитель биологии придерживаюсь мнения, что плод способен обучаться, еще
находясь в утробе у мамы, воспринимать мир через нее, через ее ощущения, если
она занимается с ним, развлекает его так, как будто он уже родился, то ребенок
чаще всего рождается одаренным. Ученые говорят, что на Земле сейчас меняется
все живое. Человек, как часть природы, тоже вынужден приспосабливаться к новым
условиям жизни. Именно поэтому в мире все чаще появляются необычные, одарённые
дети.
- Одаренный
ребенок — это не только радость в доме, не только возможность похвастаться
перед знакомыми выдающимися достижениями своего ребенка, но это и проблемы,
связанные с его обучением, воспитанием, установлением взаимоотношений с другими
детьми и взрослыми.
Думаю, что
участие в Интернет-мастер-классе помогло всем участникам, и начинающим
педагогам и опытным, найти ответы на интересующие вопросы по предложенной теме.
Работать было интересно, т.к. предложенные организаторами вопросы вызывали
желание найти информацию и прочитать нужную литературу.
Считаю, что
мастер-класс помог участникам выделить основные социально-педагогические
аспекты проблемы одаренности, определиться в собственной позиции, наметить пути
решения проблемы одаренности в своей жизни и практической деятельности.
Мы, взрослые,
должны создавать ситуацию успеха для каждого ребенка, чтобы его школьная жизнь
была удачным стартом в успешную самостоятельную жизнь.
Одаренность—конечно
дар,
Богом данный, данный
свыше.
Одаренность—это
огонь,
Не гаси, поддержи
его, слышишь.
Одаренность—пытливый
ум,
Почемучка еще с
пеленок.
Одаренный—философ и
шут,
В общем, трудный еще
ребенок. |