Тип проекта: исследовательско – творческий
Продолжительность: 6 месяцев (сентября – февраль)
Участники: дети 5-6 лет, воспитатели, родители
Место проведения: групповая комната, наблюдения на участке
Актуальность: Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников. Направлен на закрепление и углубление знаний детей о том, что вода необходима для всего живого. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальностью данного проекта. Реализация проекта «Вода» осуществляется в процессе организации совместной деятельности взрослого и детей. Опытно – экспериментальная деятельность проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка позновательной активности, самостоятельности, уверенности в собственных силах, умению доводить начатое дело до конца и делать правильные выводы.
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнение воды.
Цель:
Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, воспитание экологического сознания. Сформировать у детей знания о значении воды как важного природного ресурса.
Задачи:
- Учить наблюдать простейшие связи круговорота воды в природе, познакомить с обитателями водоёмов, морей, океанов.
- Воспитывать бережное отношение к воде, как к важному природному ресурсу. Воспитывать интерес у детей к природе, любознательность, доброжелательное взаимодействие детей друг с другом.
- Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды (прозрачная, без запаха, без вкуса, имеет вес, текучая, не имеет формы, растворитель), о её разных состояниях.
- Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта. Развивать наблюдательность, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, эмоционально-эстетические чувства, самостоятельность, активность, инициативность. Развивать умение работать в группе.
- Активизировать словарь детей.
Методы и приёмы исследовательской деятельности:
1)беседы с детьми о воде,
2)чтение художественной литературы,
3)рассматривание иллюстраций,
4)самостоятельное рисование,
5)заучивание стихотворений о воде,
6)трудовые поручения, действия.
7)информационные листы для родителей,
8)постановка и решение вопросов проблемного характера,
9)наблюдения,
10)опыты,
11)дидактические игры,
12)игровые обучающие и творчески развивающие ситуации,
13) отгадывание загадок,
14)Моделирование: создание моделей об изменениях в неживой природе.
Предполагаемый результат:
- Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.
- Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.
- Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.
- Умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
- Ребенок может ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.
- Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно – исследовательских навыков.
Взаимодействие с родителями:
- Изготовление книжек – малышек.
- Создание модели «Морские животные»
- Консультация для родителей «Эксперимент в детском саду».
- Создание модели «Круговорот воды в природе»
- Поисковая деятельность: «где живёт вода?», «берегите воду», проведение экспериментов с водой в домашних условиях.
- Консультация по теме: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
- Изготовление плакатов на тему: «Где живёт вода?», «Берегите воду», «Вода – это жизнь»
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Подготовительный этап проекта:
- Пополнить развивающую среду:
- Подбор художественной литературы по теме;
- Разработка конспектов НОД по теме.
- Подбор энциклопедий, карт, схем;
- Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
- Подбор фотографий, иллюстраций, репродукций;
- Составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок;
- Составление картотеки опытов с водой;
- Подготовка оборудования для опытов с водой.
- Подбор сюжетно-ролевых, дидактических, пальчиковых игр.
- Создание условий для исследования, подготовка материала к экспериментированию.
Основной этап проекта:
- Разработать перспективный план занятий познавательного цикла
- Подготовить информацию для родителей по темам:
- Экспериментирование с водой;
- Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников;
- Почему воду нужно беречь?
- Составление схемы «Круговорот воды в природе».
- Провести презентацию «Мир воды».
- Художеcтвенное творчество (рисование, аппликация, лепка)
- Беседы, рассказы.
- Наблюдение за осадками, природными явлениями.
- Дидактические, пальчиковые, сюжетно-ролевые игры
- Рассматривание энциклопедий, иллюстраций, фотографий, репродукций по теме.
- Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, сочинение сказoк, драматизация.
- Изготовление плакатов, моделей морского мира с жителями, аквариумов по теме.
Заключительный этап проекта:
- Итоговое занятие «Волшебная капелька» для детей младшей группы.
- Создание мини-библиотеки «Мир воды».
- Игровое занятие «Происшествие на маленькой речке» (по мотивам рассказа Д. Орловой «Как Стобед бросил бутылку и что из этого вышло»)
- Выставка «Волшебница – Вода по Изодеятельности».
- Презентация плакатов на тему: «Берегите воду», «Где живёт вода», «Вода – это жизнь», «сказка с использованием магнита «Путешествие капельки»
Список используемой литературы:
- Серия рассказов Д. Орловой про Стобеда: «Как Стобед бросил бутылку и что из этого вышло», «Как лечили Стобеда, а вылечили ещё и собаку» и другие из журнала «Здоровье» за 1990г.
- Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5- 6 лет / Н. Ф. Виноградова. – 2-е изд. дораб. – М.: Вентана – Граф, 2012
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008.
- Зарапин В.Г., Караваева А.О. «Опыты с водой» 2015г.
- Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. (Дошкольное воспитание и развитие).
- Алабьева Е. А. Природа и игры на детей.- М.:ТЦ Сфера, 2012. – 128с. Сказки о живой и неживой природе.
- Подводный мир (моя первая энциклопедия) изд. Рузич
- Атлас «Мир и человек»
- Юлия Школьник Подводный мир (полная энциклопедия) Москва изд. Экспо 2008г.
- Зарапин В. Г., А.О. Караваева – М.:Экспо, 2014. – 96с.:ил.-(опыты для детей) Научные опыты с водой.
|