1. Наименование образовательной организации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа р.п.Пушкино Советского района Саратовской области
2. Направление реализации проекта:
«Повышение эффективности образовательного процесса через формирование регионального банка инновационных образовательных ресурсов».
3. Название проекта
«Интерактивные упражнения на уроках русского языка как средство повышения уровня подготовленности обучающихся 9 классов к государственной итоговой аттестации».
Общее описание инновационного проекта:
Интерактивные упражнения помогают взаимодействию между субъектами образовательного процесса, способствуют становлению субъектной позиции и ценностно-смысловому, взаимному обмену и росту у участников общения.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа р.п. Пушкино Советского района Саратовской области входит в состав региональной инновационной площадки «Повышение эффективности образовательного процесса через формирование регионального банка инновационных образовательных ресурсов ».
Учитель русского языка и литература Иванова М.А. принимает активное участие в мероприятиях, конкурсах и курсах по инновационной деятельности:
ü Курсы: «Создание интерактивных упражнений средствами сетевых сервисов» «Создание интерактивного плаката с помощью сервиса Н5Р»; «Создание интерактивного коллажа»
В 2017-2018 учебном году Мария Александровна создала интерактивные плакаты за курс 8 класс по русскому языку.
4. Ключевые слова:
Интерактивные упражнения
Срок реализации проекта: 2018 -2021 гг.
5. Актуальность проблемы, основная идея проекта, обоснование его практической значимости для развития системы образования
Изучение русского языка с введением ФГОС предполагает, прежде всего, развитие самостоятельности, умение трудиться в коллективе, воспитание положительного отношения к выполняемой деятельности. Именно интерактивные упражнения, которые скорее направлены на изучение нового, широко используются педагогами. Учитывая основную цель обучения русскомуу языку – формирование коммуникативных умений учащихся во всех видах речевой деятельности, возрастает потребность в использовании различных интерактивных подходов, которыми современная педагогика располагает. Именно поэтому проект считается актуальным.
Интерактивные технологии обогащают процесс обучения, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонентов обучаемого. Они интегрируют в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, могут обеспечить среду формирования и проявления ключевых компетенций, к которым относятся в первую очередь информационная и коммуникативная.
Применение интерактивных технологий на уроках, в частности, интерактивных заданий и упражнений позволяет:
- индивидуализировать учебный процесс, приспособить его к личностным особенностям и потребностям учащихся;
- организовать учебный материал с учетом различных способов учебной деятельности;
- компактно представить большой объем учебной информации, четко структурированной и последовательно организованной;
- усилить визуальное восприятие и облегчить усвоение учебного материала;
- активизировать познавательную деятельность учащихся (использование элементов анимации, компьютерного конструирования позволяет школьникам получить не только знания, но и первоначальные учебные навыки при изучении конкретного предмета).
При выполнении интерактивных заданий исключается доминирование какого-либо участника образовательного процесса или какой-либо идеи. Интерактивное задание или упражнение всегда предполагает такую организацию процесса обучения, при которой невозможно неучастие обучающихся в коллективном, взаимодополняющем процессе познания.
В настоящее время существует множество видов интерактивных упражнений, но каждый из них содержит в той или иной мере элемент творчества. Именно поэтому каждое интерактивное упражнение — это творческое учебное задание, которое требует от учащихся не простого воспроизводства информации, а содержит больший или меньший элемент неизвестности и имеет, как правило, несколько подходов. Кроме того, это упражнение должно быть практическим и полезным для учащихся; связано с их жизнью, должно вызывать интерес у учащихся и максимально служить целям обучения.
С помощью огромного количества интернет-ресурсов можно создать целую коллекцию интерактивных заданий. Это могут быть задания следующего характера:
- соотнесение понятий и определений;
- вставка пропущенной буквы или слова;
- кроссворды, пазлы, ребусы, шарады, головоломки;
- поиск слова;
- викторины с одним и множеством правильных ответов;
- интерактивные игры;
- построение ленты времени и др.
Основная идея проекта заключается в создании эффективной образовательной среды, которая отвечала бы тенденциям развития современного общества и одновременно подготовила бы детей к государственной итоговой аттестации.
6. Цели, задачи проекта
- проекта: повышение эффективности образовательного процесса через применение интерактивных упражнений.
В соответствии с целью проекта были поставлены следующие задачи:
- выявить роль интерактивных упражнений в формировании коммуникативной компетентности обучающихся 8 – 9 классов;
- проанализировать УМК в контексте интерактивных упражнений;
- сформировать и апробировать собственную систему интерактивных упражнений.
7. Ожидаемые результаты проекта
Овладение учителями школы новыми педагогическими технологиями, наличие методических материалов и разработок по интерактивным упражнениям.
Создание развивающей образовательной среды, которая повлечет повышение качества знаний учащихся.
8. Ожидаемые эффекты проекта
Повышение интереса учащихся к изучению русского языка.
Повышение качества знания учащихся при государственной итоговой аттестации;
Совершенствование системы работы с одаренными и слабоуспевающими детьми на основе использования возможностей интерактивных технологий. |