Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Понедельник, 18.11.2019, 17:26
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

управления образования администрации

 Советского муниципального района


Поиск
 
Меню сайта

Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Педагог [4]
Воспитатель [4]
Методист [4]
Творческая группа [0]
Образовательное учреждение [0]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Сеть творческих учителей
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 4
    Гостей: 4
    Пользователей: 0

    Нормативно-правовые документы

    Главная » Файлы » VI муниципальный конкурс инновационных продуктов » Педагог

    Рахманкулова Елена Федоровна, педагог-психолог МБОУ-СОШ №1 р.п. Степное
    [ Скачать с сервера (30.0 Kb) ] 31.12.2016, 12:05

    Общее описание инновационного продукта

    Одной из ведущих современных тенденций в образовании России, является рост доли детей с комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания.  Вместе с тем, наряду с "утяжелением" состава школьников с ОВЗ обнаруживается и противоположная тенденция. Масштабное практическое применение научных достижений в сфере медицины, техники, цифровых технологий, специальной психологии и коррекционной педагогики приводит к тому, что часть детей с ОВЗ к семи годам достигают близкого к норме уровня психического развития, что ранее наблюдалось в единичных случаях, а потому считалось исключительным.

    Часть наиболее "благополучных" детей с ОВЗ "уходит" из специального образовательного пространства в общеобразовательное. На фоне перемещения части наиболее "благополучных" детей с ОВЗ в массовую школу, в специальной растет доля детей со сложной структурой нарушения развития, которые особенно нуждаются в получении  специальной психолого-педагогической помощи.

    Одним из эффективных средств помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, повышающим возможности их воспитания и обучения, является осуществление индивидуального подхода, основанного не только на четком понимании причин отклонения от нормы, но и на выявлении эффективном использовании тех социальных механизмов, которые могут оказать влияние на возможности адаптации ребенка в конкретных условиях.

    В психолого-педагогической практической деятельности принцип индивидуализации реализуется в соответствии с правилами:

    • работа с учащимися должна ориентироваться на развитие каждого из них;
    • постоянно отслеживать эффективность воспитательного воздействия на каждого ученика.

    Целью организованной работы с картой психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ученика является: создание условий для комплексного развития личности, способной к самореализации и самоопределению на основе полученных знаний и навыков, оказание помощи при социальной адаптации обучающихся воспитанников.

    Организация психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья является основным направлением коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога, способствующим преодолению или ослаблению недостатков развития детей, направленным  на создание оптимальных возможностей и условий для их психического развития в процессе обучения в общеобразовательной школе. Психолого-педагогическое сопровождение выступает как «комплексная технология поддержки и помощи ребёнку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации».

    Остановлюсь  подробнее на построение индивидуального образовательного маршрута, который обусловливается учетом индивидуальных особенностей личности:

    Состояние здоровья, уровень физического развития, особенности интересов, склонностей, способностей, характера личности, уровень усвоения программного материала и формирование учебных действий. 

    Данная цель может быть достигнута посредством решения следующих задач:

    1. Отслеживание особенностей психологического развития ребёнка.

    2. Создание условий для полноценного развития учащихся в рамках их возрастных и индивидуальных возможностей.

    3. Создание специальных условий для оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, имеющим проблемы в развитии.

    4. Просветительская работа с родителями, учителями с целью рекомендациями по развитию интеллектуальных способностей, снижению уровня тревожности, школьной дезадаптации.

    Психолого-педагогическое  сопровождение  учащихся с ограниченными возможностями здоровья  основывается на  следующих  направлениях деятельности:

    -систематическое отслеживание  психолого-педагогического статуса ребёнка, динамики его психического развития в процессе обучения;

    -создание социально-психологических условий для личности каждого ребёнка, успешности его обучения ранняя диагностика проблем ребёнка способствует более полноценной их коррекции;

    -коррекция проблем наиболее эффективна на фоне успехов ребёнка в какой-либо сфере деятельности;

    -коррекция проблем ребёнка предполагает одновременную коррекцию поведения семьи и педагогов, взаимодействие семьи и школы.

    Для того чтобы можно было отследить эффективность   психолого-педагогического и медико - социального сопровождения  и  анализировать динамику развития каждого ученика   мною  была разработана карта психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ученика специальной (коррекционной) группы, в которой  фиксируются качественные характеристики обучающегося с момента поступления в школу и до выпуска из образовательного учреждения

    В 2014-2015 учебном году  мною было проведено комплексное психодиагностическое обследование, направленное на изучение познавательных процессов, исследование уровня развития интеллектуальных процессов, оценка индивидуальных особенностей учащихся. Были проведены психодиагностические обследования, направленные на изучение познавательных процессов, оценку  индивидуальных особенностей учащихся 1-9 класс.

    В 2015-2016 учебном году проходил областной семинар «Инклюзивное образование: проблемы управления и технологии реализации» педагогического опыта учителей МБОУ СОШ №1. Выступление на областном семинаре «Инклюзивное образование: проблемы управления и технологии реализации».

    Участие в международной научно-методической конференции «Инновации и традиции в современном образовании» г.Уральск Западно-Казахстанская область 19 февраля 2016 г.

    В процессе социально-психологического сопровождения Использование ИКТ: Мир глазами психолога http://worldpsycholog.blogspot.ru/

    Глоссарий

    Инновация  означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

    Инновация  это  комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического опыта для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся под воздействием закономерного развития общества, а также сопряженные с данным новшеством изменения в социальной и вещественной среде.

    Инновация – явление, направленное на качественное изменение системы, вносящее в нее новые, относительно стабильные элементы, в результате которых данная система приобретает новое, более совершенное состояние

    Инновационный опыт

    - вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научно-исследовательской работы, либо иных научно-технических достижений) в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности, либо в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, либо в новый подход к социальным услугам;

    - деятельность по преобразованию результатов научной и научно-технической деятельности в инновации и эффективному их использованию для обновления производительных сил, организационно-экономических отношений и взаимодействия в хозяйственных системах;

    - деятельность, связанная с зарождением, подготовкой и выпуском новой продукции, а также ее потреблением, созданием и практической реализацией новшеств, приводящих к коммерческому использованию продукции и технологий, обладающих научно-технической новизной и удовлетворяющих новые общественные потребности.

    Инновационный (эффективный) педагогический опыт – это опыт:

    а) реализующий прогрессивные тенденции развития воспитания и обучения в образовательном учреждении;

    б) опирающийся на научные достижения в области педагогики, психологии и предметных методик;

    в) создающий нечто новое в содержании, средствах, методах и приемах воспитания и обучения детей и учащихся;

    г) позволяющий достигать оптимально возможных в конкретных условиях и ситуациях результатов.

    Необходимое ресурсное обеспечение при применении инновационного продукта

    Модель отработана в процессе инновационной деятельности школы, поэтому ее внедрение опирается на ресурсное обеспечение МОУ-СОШ №1 р. п. Степное.

    Организационно-методическое обеспечение:

    Приказ об организации школьной ПМПК в 2015-16г № 2372 от 10.08.2015 г

    План работы школьной ПМПК.

    План работы педагог-психолога.

    Профессионально-методическая литература.

    Электронные образовательные ресурсы (ЭОР).

                Материально-техническое обеспечение:

                компьютер;

                широкополосный Интернет

    Технология внедрения инновационного продукта:

    В 2014-2015 учебном году мною было проведено комплексное психодиагностическое обследование, направленное на изучение познавательных процессов, исследование уровня развития интеллектуальных процессов, оценка индивидуальных особенностей учащихся. Были проведены психодиагностические обследования, направленные на изучение познавательных процессов, оценку  индивидуальных особенностей учащихся 1-9 класс. Всего было обследовано 18 человек. Определялись следующие параметры: уровень умственной активности, отношении к школе и учению, отношение учащихся к образовательному процессу, изучить положения ребенка в семейном коллективе, характер взаимоотношения в классе и в семье.

    В ходе данного обследования использовались следующие психодиагностические методики:

    1.Адаптация отношений ребенка к школе и уровня школьной тревожности. Тест «Рисунок школы»;

    2.Мотивационный опросник Лускановой;

    3.«Отношение к школе и учения» по методике Т.А.Нежновой;

    4.Диагностики развития межличностных отношений и уровня воспитанности;

    5.Методика для изучения самооценки «Лесенка» В.Г. Щур

    6.Тест «Кодирование»

    7.Методика «Графический диктант» Д.Б.Эльконина

    8.Методика определения уровня умственного развития.

    9.Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейна.

    10.Рисунок «Моя семья»

    11.Методика «Графический диктант. Сравни по образцу. Переставь буквы, составь слово».

    Направленность методик выбиралась в соответствии с задачами психолого-педагогического сопровождения учащихся. По всем видам обследований проводились консультации с педагогами. По результатам обследования была оформлена папка с психологическими картами учащихся. Кроме того, на основании полученных данных, составлены заключения, отражающие совокупность психологических характеристик важнейших видов деятельности, поведения и внутреннего психологического состояния учащегося, которые оказывают существенное влияние на успешность обучения и развития в школьной среде.

    Мною было проведено исследование психологической адаптации к школе и уровня школьной тревожности, цель которого выявить отношение учащихся к образовательному процессу.

    В таблице 1 показан результат по методике «Отношение к школе и учению» Т.А. Нежновой.

    Таблица 1

    Анализ удовлетворенности учащихся образованием

    Утверждение

    Да

    Нет

    Затрудняюсь ответить

    1

    Хочешь ли ты учиться в школе?

    12

    -

    1

    2

    Почему ты хочешь учиться в школе?

    13

    -

    -

    3

    Тебе нравится учиться в школе?

    12

    -

    1

    4

    Ты часто рассказываешь о школе?

    Часто

    Редко

    Не рассказываю

    9

    4

    -

    5

    Если бы тебе не надо было учиться, чем бы ты занимался дома?

    Писал, читал

    Рисовал, конструирование

    Играл, гулял, помощь по хозяйству

    7

    -

    6

     

     

     

     

     

     

    Таким образом, данным исследованием мы выявили уровень  удовлетворенности  учащихся с ОВЗ получаемым образованием. В исследовании приняли участие   13 учащихся из 18, что составляет  72,2%. Из результатов  опроса видно, что ребятам нравится учиться в школе, они с удовольствием посещают школу, а учителя радуются успехам своих учеников. Но в ходе опроса есть и ответы, из которых видно, что  есть ученики, которые не проявляют интереса к обучению, они хотели бы  играть, гулять на улице, помогать  по хозяйству.

    Следующее исследование было проведено по методике «Школьная мотивация» Н.Г. Лускановой.

    Данный тест является показателем готовности учащихся к школе, где каждая личность имеет свой результат и школьную готовность. Участие приняли 16 учащихся из 18, что составляет  88,8%. 6 учащихся положительно относятся к школе: выполняют  требования  учителя, проявляют интерес к предметам, прилежны,  им нравится учиться в школе, с удовольствием посещают школу. 10 учащихся выбрали такие ответы, как: школа привлекает больше внеучебной деятельностью, нет самостоятельности в подготовке домашнего задания,  без помощи и поддержки учителя учащимся сложно справляться с учебой, поэтому требуется постоянный контроль и помощь как со стороны педагогов, так и со стороны родителей (законных представителей).

    Одна из основных задач, которые ставит перед ребенком школа, - это «необходимость усвоения им определенной суммы знаний, умений и навыков». И, несмотря на то, что желание учиться практически одинаково у всех детей, реальная готовность к обучению очень различна. Характер протекания адаптации во многом зависит от здоровья ребенка. Здоровые дети, как правило, без особого труда переносят изменение привычного образа жизни.

    Для предотвращения умственной перегрузки учащихся (а для многих из них свойственен слабый тип нервной системы) на занятиях используются различные виды деятельности, обязательно была включена физкультурная минутка или релаксационная пауза. Так же в ходе занятий применялись разнообразные формы подачи материала, повышающие интерес - подвижные игры, рисунки, загадки, логические задачки и т. д. С каждым занятием предлагаемые задания усложнялись.

    Итак, с учащимися, неуспевающими выполнять по каким-то причинам отдельные задания, а также с теми, кто выполняет упражнения раньше других, велась индивидуальная дополнительная работа по ранее заготовленным карточкам. В результате учащиеся с удовольствием посещают развивающие занятия, с желанием участвуют в коррекционном процессе.

    Также в своей работе я  использую методику «Графический диктант. Сравни по образцу. Переставь буквы, составь слово».

    Данная методика служит для диагностики развития произвольности (умения слушать, понимать и четко выполнять указания, действовать с правилами и применять по образцу).

    Среди ребят была проведена повторная диагностика познавательной сферы. Психологическая диагностика позволила выявить положительную динамику в развитии некоторых познавательных процессов. Так, например, учащиеся стали нормально ориентироваться в пространстве (различают правую и левую стороны, владеют такими понятиями как «над», «под», «выше» и т.д.); научились осуществлять простые обобщения понятий (выделяют существенные признаки среди понятий, дают группе понятий обобщающее название и т.д.); стали лучше на слух воспринимать и запоминать предлагаемый материал; также улучшилась способность к более устойчивому удержанию своего внимания.

    Однако, результаты психологической диагностики показали, что по-прежнему страдает произвольность всех психических процессов ребят, они мало осознаются и плохо поддаются внутреннему контролю. Кроме этого, положительной динамики практически не было выявлено в речевом развитии учащихся – у учащихся по-прежнему страдает словарный запас, умение правильно, связно выражать собственные мысли и т.д.

    С учащимися  1-4 классов я регулярно   провожу   психокоррекционные занятия с детьми, особо нуждающимися в психокоррекционной помощи (1 раз в неделю), это  ряд занятий на сплочение детского коллектива, коррекцию адаптивных возможностей, ну и, конечно, формирование привычки ЗОЖ. 

    Психологическое обследование помогает максимально индивидуализировать программы обучения каждого ребенка, сделать наглядным успехи детей и четко отразить результаты усилий педагогов.

    Целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что еще предстоит ему освоить.

    Результаты обследования представляются в виде психологического профиля развития ребенка, где видна динамика его психологического развития.

    С  диагностическими данными обучающихся 1-4 классов знакомятся  все участники образовательно-воспитательного процесса  для координации совместных усилий.

    Как показала практика, обеспечение индивидуального подхода к  учащимся с  учетом его социального статуса, стало  положительной составляющей условий пребывания ребенка в школе  и способствует его обучению и развитию индивидуальных способностей в школьной среде, его социальной адаптации.

    Психологическое обследование помогает максимально индивидуализировать программы обучения каждого ребенка, сделать наглядным успехи детей и четко отразить результаты усилий педагогов. Целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что еще предстоит ему освоить.

    Возможные сложности при использовании инновационного продукта и пути их преодоления

    Сложности при использовании инновационного продукта

    Пути преодоления

    Недостаточный уровень готовности педагогов к непрерывной системной работе по реализации инновационного вида деятельности.

    Повышение мотивации педагогов посредством проведения информационных, обучающих семинаров, открытых занятий, мастер-классов

     Промежуточные итоги работы за данное время:

    1. Выступление на областном семинаре «Инклюзивное образование: проблемы управления и технологии реализации».
    2. Участие в международной научно-методической конференции «Инновации и традиции в современном образовании» г.Уральск Западно-Казахстанская область 19 февраля 2016 г.

    Практическое психолого - педагогическое и медико - социальное сопровождение  процесса обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является одним из динамически развивающихся направлений практической психологии.  Мы  находимся в постоянном творческом поиске, и каждый год корректируем  направления  работы  с учетом модернизации образования, приблизив их к тем стандартам и социальным ожиданиям, которые заданы обществом.

    Категория: Педагог | Добавил: rrr0901
    Просмотров: 367 | Загрузок: 62 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]