Одна из
актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями России, -
подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и
оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с
собственными интересами и с учётом интересов и требований окружающих его людей
и общества в целом. Решение данной задачи тесно связано с формированием
устойчивых нравственных качеств личности школьника.
С первых дней
пребывания в школе у младших школьников формируется отношение к школе,
образованию в целом, педагогам и сверстникам. Происходит их приобщение к нормам
социальной жизнедеятельности, формируются основы гражданственности, трудолюбия,
нравственности, креативности, инициативности и т. п.
У детей в
возрасте от семи до двенадцати лет продолжает формироваться стремление иметь
свою точку зрения по разным вопросам. У них также появляются суждения о
собственной социальной значимости; развиваются элементы социальных чувств,
формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за
поступки, товарищество, взаимопомощь и др.), кроме того, возникают
коллективные связи, формируется общественное мнение. Именно младший школьный
возраст предоставляет большие возможности для формирования и нравственных
качеств, и положительных черт личности.
И в учебной
деятельности, и в процессе игры, и в общении младших школьников развиваются
чувства сотрудничества и соперничества, формируются представления о таких
понятиях, как «справедливость», «равенство», «лидерство», «преданность»,
«сострадание», «отзывчивость», «солидарность», «милосердие», которые постепенно
приобретают личностный смысл.
В период
обучения в начальной школе учащиеся должны научиться строить свои нравственные
отношения с товарищами по классу и с учителем. Осознание важности, нужности
новых обязанностей и дел предопределяет готовность ребёнка этого возраста
выполнять новые требования взрослых: добросовестно готовить школьные задания,
старательно овладевать знаниями, активно участвовать в жизни класса и школы.
Цель настоящего
пособия - помощь педагогам общеобразовательных учреждений в планировании и
организации первого дня нового учебного года обучающихся начальной школы. |