Завершился наш семинар, и мы хотим сказать спасибо всем, кто нашел в своём загруженном графике время для вдумчевого изучения важных документов по ЕГЭ!
А теперь - проведите рефлексию деятельности на нашем семинаре в любой форме (хотелось бы максимальной конкретики: какие материалы произвели наибольшее впечатление, на какие вопросы все же не удалось получить ответы и т.д.).
Завершился наш мастер-класс, и мы хотим сказать спасибо всем, кто нашел в своём загруженном графике время для обмена мнениями, презентации собственного опыта и совместных размышлений!
А теперь - проведите рефлексию деятельности на нашем семинаре в любой форме (хотелось бы максимальной конкретики: какие материалы произвели наибольшее впечатление, что возьмете в свой педагогический багаж, на какие вопросы все же не удалось получить ответы и т.д.).
Многие педагоги в настоящее время пришли к пониманию того, что практически невозможно освоение одинакового содержания и выполнение одинаковых требований на определенном уровне и с хорошим качеством для всех учащихся при всем многообразии их индивидуальных особенностей. Поэтому стратегической целью для ряда учителей становится организация образовательного процесса согласно каждой индивидуальности личности, взращивания этой индивидуальности.
В российской и зарубежной педагогике существуют различные варианты индивидуализации (при ее различных целях), дифференциации и подходы к продуктивности обучения. Наиболее распространенные подходы к индивидуализации основываются на учете выраженных способностей и уровне общего интеллектуального развития – в этом аспекте определяются профили обучения, уровень сложности, объем изучаемого материала. Многие ученые, психологи и педагоги-практики занимались проблемами индивидуализации обучения. Рассмотреть большинство из них в рамках нашей работы нереально, да и цели такой мы не ставим. Предлагаем очень коротко познакомиться только с некоторыми подходами, преследующими разные цели:
Исследования в направлении разработки индивидуальных форм организации обучения ведутся многими специалистами в разных странах. Большинство зарубежных исследователей склоняются к тому, что предельно индивидуализировать учебную деятельность ребенка можно только одним способом - разработать индивидуальные учебные планы и образовательные программы для каждого ученика, исходя из его возможностей и особенностей.
Поиском ответа на вопрос, как это можно сделать практически, заняты многие исследователи и практики. Дж. Рензулли так описывает алгоритм деятельности учителя при данном подходе. Учитель:
определяет уровень развития ребенка (в том числе его качества и способности);
очерчивает краткосрочные и долгосрочные цели и пути их достижения;
определяет время, которое должен затратить ребенок на освоение стандартной и специальной программы;
предусматривает участие родителей;
определяет способы оценки успехов ребенка.
Но, как мы видим, это в основном относится к содержанию образования. Сама форма организации в данном случае остается без внимания. И это не случайно: она давно хорошо изв
... Читать дальше »
Основными признаками интерактивного образовательного процесса являются:
межличностное, диалогическое взаимодействие в системе "преподаватель-обучающийся" или "обучающийся-обучающийся";
работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества;
активно-ролевая игра (игровая) и тренинговая деятельность.
Остановимся подробнее на двух понятиях: "взаимодействие" и "группа".
Взаимодействие - это отношение между людьми, когда они в процессе решения общих для них задач, влияя один на другого, дополняя друг друга, успешно решают эти задачи. При этом происходят изменения и в каждом из субъектов, и в тех объектах, на которые направлено взаимодействие. В процессе взаимодействия человек не только лучше познает себя в сопоставлении с другими, но и присваивает новый опыт деятельности и отношений (опыт ведения диалога, сотрудничества). Как отмечает И.А. Зимняя, доказано, что по сравнению с индивидуальной работой по схеме "учитель-ученик" внутригрупповой сотрудничество в решении тех же задач повышает его эффективность не менее, чем на 10%. Смысл групповой деятельности заключается в том, чтобы приобретаемый в специально созданных условиях опыт ребенок смог перенести во внешний мир и успешно его использовать (что полностью соответствует нынешней парадигме образования).
Группа - одно из центральных понятий в социальной психологии, которое трактуется как человеческая общность, выделяемая на основе определенного признака (наличие или характер совместной деятельности, уровень развития межличностных отношений, особенности организации). В социальной психологии довольно распространена следующая классификация групп:
конгломерат - люди, собравшиеся в одном месте и в одно время по случаю или по приказу свыше, как правило, не осознающие общую цель;
ассоциация - люди, которые имеют общую цель, все остальные признаки отсутствуют;
кооперация - характерно единство цели и деятельности людей, наличие у большинства участников опыта групповой работы;
корпорация отличается от от других групп организационным и психологическим единством, которое появляется позже, после того, как этап формирования группы можно считать завершенным;
коллектив - устойчивая по времени организационная группа людей с совместной общественно полезной целью, органами управления и сложной динамикой формальных и неформальных взаимоотношений.
Выделяют также референтную группу, т.е. таких людей внутри группы, на нормы и ценности которых группа ориентируется в первую очередь. Эта группа является опорой для преподавателя.
При подготовке к занятию в интерактивном режиме преподаватель должен обесп
... Читать дальше »
Проблема активизации познавательной деятельности учащихся всегда была одной из наиболее актуальных в теории и практике образования. В поисках путей ее решения педагоги осваивали исследовательские и поисковые методы и технологии, нестандартные формы проведения занятий, дидактические игры и т.д.
В последнее время интерес педагогов направлен на освоение активных и интерактивных технологий и форм обучения, основанных на деятельностных и диалоговых (внутри- и межгрупповых) формах познания. Сейчас уже для теоретиков и практиков образования очевидно, что главными факторами развития личности являются предметно-практическая деятельность и взаимодействие между людьми. Действительно, обучение бывает эффективным и достигает хороших результатов, если:
учащиеся открыты для обучения и активно включаются во взаимоотношения и сотрудничество в другими участниками образовательного процесса;
получают возможность для анализа своей деятельности и реализации собственного потенциала;
могут практически подготовиться к тому, с чем им предстоит столкнуться в ближайшее время в жизни и профессиональной деятельности;
могут быть самими собой, не бояться выражать себя, допускать ошибки, при условии, что они не подвергаются за это осуждению и не получают негативной оценки.
Практически все эти требования соблюдаются, если используется интерактивный режим обучения, основанный на диалоге, кооперации и сотрудничестве всех субъектов обучения. Поэтому сегодня мы остановимся на интерактивных технологиях, которые используются в практике индивидуальной работы, и в работе с группой.
ЗАДАНИЕ 1. Примите участие в обсуждении, оставив свои комментарии в.комментах данного поста.
В последнее время среди педагогов-практиков становятся наиболее популярными интенсивные и интерактивные образовательные технологии. Интенсивное обучение - это особым образом организованное обучающее общение, в ходе которого происходит ускоренное овладение предметом и активное развитие личности. Оно может осуществляться черех тренинговые методы, деловые и родевые игры и т.д. Интерактивные технологии - это технологии, в которых обучение происходит во взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.
Как вы считаете, что превращает обучающую технологию из интенсивной в интерактивную?
Какие интерактивные и интенсивные технологии вы используете в собственной практике?