Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Пятница, 19.04.2024, 07:14
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Дошкольное образование – доступность и качество [18]
Воспитательная система в образовательных организациях в соответствии с современными требованиями и в [10]
Мастер-класс – имидж современного педагога [6]
Особенности дистанционного обучения и возможности дистанционных технологий в учебном процессе [14]
Инновационные технологии как фактор повышения качества процесса обучения [31]
Ступени роста молодого педагога [10]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Новому времени – новая школа 2020 » Ступени роста молодого педагога

    Организация работы с низкоматевированными обучающимися

     

    «В основе всей нашей системы образования должен лежать

    фундаментальный принцип – каждый ребенок одарён,

    раскрытие его талантов – это наша задача.

    В этом успех России»

    В. Путин

    Здравствуйте, уважаемые коллеги!                                                         

    Я - учитель начальных классов! Учитель, от которого во многом зависит на сколько крепкий фундамент знаний будет у ребенка, при выходе из школы. 

    И оттого, какими станут мои ученики, зависит не только жизнь страны, но и моя жизнь. У каждого ученика свой путь, своя судьба… Но заложить прочный стержень нравственности в школьные годы ребёнку – главная задача учителя.

     Проанализировав свою работу, я поняла, что, работая с классом у меня, как и многих учителей возникла проблема в наличие слабых учеников и их низкая мотивация к учебе. 

    Aктуальность данной работы состоит в том, что неуспеваемость учащихся есть и остается наиболее острой проблемой в современной педагогике. О степени цивилизованности общества можно судить по тому, какую оно берет на себя ответственность за уровень обучения и воспитания подрастающего поколения. Преодоление неуспеваемости - важнейшая задача теоретической и практической педагогики.

    Число неуспевающих детей из года в год возрастает, так как увеличиваются факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический микроклимат в семье и многие другие.

    Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые «двойки», у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится «трудным» учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям в поведении. 

    Ещё древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Актуальная проблема моего класса – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.

    Особенности неуспевающих учащихся

    • низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуaльного развития
    • отсутствие познавательнoго интереса
    • не сформирoваны элементарные организационные навыки
    • учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения
    • нет опоры на родителей как союзников учителя
    • отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся

    Заметив у своих учащихся эти особенности и следующие признаки:

    • несформированность учебных навыков;
    • низкий познавательный интерес;
    • несформированность произвольной сферы;
    • низкий уровень развития словесно-логического мышления;
    • низкая работоспособность. 

    Я выясняю причину отставания, определяю действительный уровень его знаний, после чего “возвращаю его” на ту ступень обучения, где он будет соответствовать требованиям программы, Государственным Образовательным Стандартам.

    Из приведённого выше краткого обзора можно сделать следующие выводы:

    -чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов;

    -нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы;

     -нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам;

    -нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию.  

    В своей работе я продумываю система коррекционной работы. Она предусматривает проведение с обучающимися индивидуальных и групповых занятий общеразвивающей и предметной направленности.

    Цели этой работы:

    - помощь обучающимся, испытывающим затруднения при усвоении учебной программы;

    - повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.

    Эта работа должна осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка.

    Задачи:

    -индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков;

    -социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения;

    -коррекция отклонений в развитии познавательной сферы.

    В течение работы планирую не столько достижение отдельного результата (например, выучить таблицу умножения), сколько создание условий для улучшения возможностей развития ребенка в целом. Можно выделить две формы коррекционного воздействия: симптоматическую, построенную в соответствии с выделенными симптомами отклонений в развитии, и коррекционную, направленную на источники и причины отклонений в развитии. Вторая форма коррекции имеет безусловный приоритет перед первой.

    Основной принцип организации коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса   предполагает активное воздействие на сенсорное, умственное и речевое развитие детей.

    Учебный материал должен быть построен в соответствии с методическими принципами, направленными на обеспечение системного усвоения знаний учащихся:

    - усиление практической направленности изучаемого материала;

    - выделение сущностных признаков изучаемых явлений;

    - опору на жизненный опыт ребенка;

    - опору на объективные внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами;

    - соблюдение в определении объема изучаемого материала принципа необходимости и достаточности;

    - введение в содержание учебных программ коррекционных разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности, усвоенных ранее знаний и умений детей, формирование школьно-значимых функций, необходимых для решения учебных задач.

    Главный смысл моей деятельности, как учителя начальных классов состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении таких предметов, как русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир, английский язык. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка. Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха. Я могу помочь слабоуспевающему ученику подготовить посильное задание, с которым он должен выступить перед классом.

    В своей практике на уроках с детьми применяю такие методические приемы:

    -самый удобный способ проверки знаний – карточки (очень удобно работать на платформе Учи.ру, ЯКласс, ЯндексУчебник);

    -хороший стимул в работе - коллективная работа, комментирование решения по образцу, повторения объяснения по схеме, плану доказательства;

    -помогают в работе карточки взаимоконтроля, который проводится по теоретической и практической части;

    -успешна «цепочка» при отработке практических навыков в изучении нового материала. Решение новых примеров учащихся комментируют по цепочке. Ошибки исправляет учитель;

    - а так же ребятам очень нравится выступать в роли учителя на уроке, например при чтение текста выбирается ученик в роли «учителя» и он исправляет ошибки допущенные учениками при чтение;

    - метод «зеленой ручки» - это особая форма контроля, когда ученик может контролировать и оценивать (по предложенной шкале) результат учебной деятельности одноклассника. Ученик должен видеть ошибки другого и объективно оценивать его работу, одновременно осознавая, что и его действия контролируются другим учеником, давать правдивые оценки и делать справедливые замечания;

    - ну и конечно это игровая деятельность, которая очень нравится ребятам, и они с большим удовольствием принимают участие в ходе урока.

    В своей практике часто использую тестирование. Оно позволяет провести широкий и глубокий контроль знаний. Тест выявляет общую картинку и дает возможность для индивидуальной работы с успевающими и отстающими. Я пользуюсь тестами для контроля и обучающими тестами по всем предметам. Они дают возможность размышлять и выбирать верный ответ.

    Самый высокий уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся проявляется в ходе самостоятельных работ. Выполняя самостоятельные работы, ученик может пользоваться записями в справочниках (ведутся с 1 класса, например, «Словарик» - куда записываем словарные слова), обращаться за помощью к учителю. Я помечаю, какие задания вызывают затруднения, чтобы включить такие задания на следующих уроках. Каждый ответ оценивается, и поэтому все стараются решить больше и сложнее. На самостоятельных работах я обращаю внимание на быстроту включения в работу, учитывая тип темперамента каждого учащегося. При проведение таких работ пользуюсь дифференцированным подходом в обучение, позволяя каждому ребенку почувствовать себя успешным независимо от его способностей.

    Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:

    • специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;
    • карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания;
    • карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами;
    • карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.

    Как же наиболее рационально организовывать дифференцируемую работу учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий? Можно предложить следующие рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода.

    1. Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся) 
    2. Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.
    3. Индивидуальные дифференцированные задания.
    4. Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.

    В своей работе главное необходимо создать на уроке ситуацию успеха:

    • помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности;
    • слабому – выполнить посильный объем работы.

    Часто перед многими учениками стоит проблема общения ученик–учитель. Им трудно бывает задать вопрос, попросить объяснить снова из-за индивидуальных особенностей личности. У одноклассников проще спросить непонятное, получить консультацию и попросить объяснить. Значит, надо организовать работу так, чтобы в нужный момент на помощь мог прийти одноклассник, чтобы можно было спросить, выяснить, и при этом не было страшно получить неудовлетворительную оценку. Этому способствует групповая форма работы. Дети в группах организованы с разным уровнем развития: средний–низкий, высокий–средний. Все группы получают одинаковые задания. Задания в группе учащиеся распределяют между собой самостоятельно, при этом идет обсуждение, опрос друг друга, решение задачи различными способами с последующим обсуждением и т.д. Каждый участвует в работе, вносит свой посильный вклад: сильный объясняет слабому, каждый поднимается на ступеньку выше.  В ходе этой работы создаются благоприятные условия для:

    • понимания ученика и уважения к ученику (ученик чувствует себя значимым и полезным, с ним совещаются, разговаривают);
    • помощи со стороны учащихся и учителя при необходимости (помощь незаметная, грамотная, посильная);
    • для того, чтобы в конце урока каждый мог получить оценку за свой труд.

    Современному учителю в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие потребностям общества. Одной из таких технологий является проектное обучение. Метод проектов рассматривается как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся. Что так необходимо в работе с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися.

    При работе над проектом у учащихся не только систематизируются и обобщаются полученные знания на уроках, но и развивается внимание. Проектно-исследовательская деятельность позволяет школьникам на практике применить знания, полученные на уроках.

    Как часто вы слышите вопрос: «Зачем мы это изучаем?»

    Ответьте на него, предложив поработать над проектом.

    Многие двоечники проводят всё свободное время, а часто и учебное, за компьютером, считают себя компьютерными гениями. Так почему бы нам этим не воспользоваться, и не обратить это их увлечение в нужное русло и не предложить освоить новую компьютерную программу и сделать презентацию одной из тем школьной программы? Посмотрите, что из этого может получиться.

    Также при работе со слабоуспевающими учениками я уделяю внимание и внеурочной деятельности учеников.

    а) включение школьников в работу кружков, секций, исходя из интересов и возможностей детей;

    б) вовлечение в школьные мероприятия; здесь следует отмечать успехи и достижения в области этой деятельности.

    Заключение

     

    Работа с неуспевающими детьми должна быть системной. Всё, что связано с этой деятельностью, можно представить в виде таблицы.

     

    Вид работы

    Когда?

    Зачем?

    Что?

    Как?

    Работа на уроке

    При   выявлении стадии развития, на которой находится ученик, определении зоны его ближайшего развития посредством регулярного мониторинга, диагностики.

    Для предотвращения отставания,  своевременного усвоения предмета.

    1. Создание микроклимата в классе.
    2. Алгоритмизация действий.
    3. Удержание интереса.
    4. Формирование мотивации к обучению.
    5. Стимулирование оценкой, похвалой.

    1. Вести карту наблюдения.
    2. Работа в группах,  парах.
    3. Индивидуальные консультации.
    4. Уроки коррекции знаний.
    5. Опорные конспекты, памятки.
    6. Дидактические игры.

    Внеурочная деятельность

    При возникновении затруднений:
    – в изучении нового материала;
    – выявлении пробелов в знаниях.

    Для:
    – предупреждения неуспеваемости;
    – ликвидации выявленных пробелов в знаниях;
    – формирования мотивации, интереса к учебе

    Индивидуально-личностный подход в работе со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

    1. Индивидуальные и групповые консультации.
    2. Оказание помощи при выполнении домашнего задания (карточки инструкции, помощь сильных учеников).
    3. Творческие задания.

    Воспитательная работа

    Стараюсь задействовать учащихся в различных творческих и интеллектуальных конкурсах.

    Для формирования личности школьника, мотивации, интереса к учебе

    Индивидуально-личностный подход, создание комфортной среды.

    1. Вовлечение в кружки, КТД.
    2. Проведение тематических классных часов, предметных недель.
    3. Опора на хобби.

    Работа с родителями

    При отставании в учебе, пропусках занятий, невыполнении домашних заданий, несоответствующей обстановке в классе, семье.
    Работа ведется регулярно.

    Для оказания профессионально-педагогической помощи родителям; выяснения причин неуспеваемости;
    установления единых требований.

    Определение типа ученика и причин неуспеваемости. Формирование как внутренних, так и внешних  мотивов. 
    Помощь родителям в коррекции успеваемости ребенка.

    Тематические родительские собрания.
    Индивидуальная и коррекционная работа с родителями.
    Совет профилактики

     

    Данная работа ведется мной на протяжение 13 лет работы в школе, а в последнее время это 1-2 класс. Подводя итоги среди 6 неуспевающих (по итогам 1 четверти и 4 четверти 2 класса) есть положительная динамика, а именно 3 учащихся стали учится лучше, у остальных успеваемость выросла на 15 – 25 %.

    Я стараюсь делится свои опытом на заседаниях ШМО учителей начальных классов, всегда советуюсь с более опытными педагогами, своим наставником – учителем начальной школы Бредихиной М. А., учителями начальной школы и Школой молодого педагога.

    Надеюсь, что вся представленная работа - путь к успешному будущему моих учеников.

    «Ученик – это не сосуд, который надо наполнить,

    а факел, который надо зажечь»

    Плутарх

    «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то,

    что преподаёшь и любить тех, кому преподаёшь»

    В. О. Ключевский

    Категория: Ступени роста молодого педагога | Добавил: rrr0901 (22.06.2020)
    Просмотров: 217 | Рейтинг: 3.5/4
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]