Автор: Музыкальный руководитель БУЛАТОВА Ольга Игоревна
МБДОУ - «Теремок» р. п. Степное
Тип проекта: этнокультурный
Продолжительность: долгосрочный (декабрь - май)
Цель взрослого при работе над проектом: знакомство детей с культурой разных народов мира, для развития музыкальных и творческих способностей, для расширения кругозора.
Цель детей: Ознакомление с различными видами танцев, которые могут передавать национальность, традиции, характер, эмоции человека.
Задачи при работе над проектом:
• воспитывать любовь и интерес к музыке, к танцу, к традициям разных народов мира;
• развивать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость, использовать воспитательное воздействие музыки;
• развивать способности детей общаться с помощью танцевальных движений;
• учить распознать настроение других посредством танцевальных элементов;
• узнать, что такое танец; познакомить с видами танцев;
• развивать фантазию и творческое воображение, образное мышление;
• побуждать к активным, самостоятельным действиям, к танцевальной импровизации, выражая положительные эмоции;
• учить эмоционально, откликаться и передавать самостоятельно в движении знакомые музыкально-игровые образы;
• формировать коммуникативные навыки, дружеские взаимоотношения независимо от национальности;
• привлечь родителей дошкольников к жизни детского сада, сотрудничеству, совместному творчеству.
Участники:
- дети подготовительной к школе группы
-музыкальный руководитель
- педагоги
- родители воспитанников
Степень распространенности:
· Представление проекта в МБДОУ-«Теремок»
· Представление проекта на педагогической ассамблее
Методы и приемы исследования: слушание музыкальных произведений, беседа, просмотр видеофильмов, рассматривание иллюстраций, кукол в народных костюмах, примерка костюмов, исполнение традиционных элементов танцев, наблюдение, анализ и обобщение результатов.
Принципы и подходы с учетом ФГОС ДО
Проект строится на основании следующих принципов в соответствие с ФГОС дошкольного образования:
· личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
· уважение личности ребенка;
· реализация Проекта в форме игры;
· учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным субъектом образования;
· содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
· поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
· соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития;
· учет этнокультурной ситуации развития детей исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка;
· принятие всех продуктов творчества детей, независимо от их формы, содержания и качества;
· вовлеченность детей в художественное творчество, то есть показывать детям не только продукт, но и сам процесс творчества, чтобы дети видели, как это делается.
· развитие и саморазвитие личности означает активизацию способности к самопознанию и самоусовершенствованию.
.
Подготовительный этап:
* поиск идей проекта;
* анкетирование родителей «Музыка в жизни вашего ребёнка»,
* подбор литературы, музыкального материала;
* подготовка наглядного и дидактического материала;
* разработка плана проведения мероприятий проекта.
Продуктивный этап:
Совместная деятельность с детьми.
· организация предметно-музыкальной среды в группе (куклы в костюмах, музыкальное оформление национальной музыкой в течение дня);
· рассматривание иллюстраций с изображением национальных костюмов;
· просмотр видеофильмов с различными танцами народов мира;
· разучивание и выполнение танцевальных элементов национальных танцев;
· показ музыкальных номеров на праздниках, посвященных Дню Защитника Отечества, Международному женскому дню, на выпускном утреннике, на празднике, посвященном Дню защиты детей;
· выступление в ДК на районных мероприятиях.
Совместная деятельность с родителями:
- помощь в организации предметно-музыкальной среды;
- советы родителям: «Какую музыку лучше слушать детям»;
- оформление наглядного материала по теме «Искусство танца в воспитании и развитии ребёнка»;
- работа по подготовке и организации праздников;
- разучивание песен, стихов, танцев;
- участие родителей в подготовке костюмов для детей;
- участие родителей в оформлении музыкального зала к праздникам.
Итоговый этап:
· подведение итогов проекта
· выступления детей на праздничных мероприятиях детского сада и участие в районных мероприятиях
· презентация проекта
Как возник проект?
В процессе музыкальной деятельности, знакомя детей с разными музыкальными жанрами, я остановилась на подробном изучении танца. Дети по сути своей – непоседы и этот жанр им очень сильно понравился. Тогда я предложила ребятам посмотреть, как танцуют люди разных национальностей. Так родилась идея проекта «Танцы народов мира», в котором дети захотели найти ответы на вопросы: «Почему танцевальные движения у каждого народа свои?», «Почему у каждого танца свой костюм?».
Далее, мы стали слушать традиционную национальную музыку, смотреть видеофильмы с танцами под эту музыку. А также пробовали исполнять некоторые па из этих танцев.
Во время просмотра танцев ребята обратили внимание на особенности не только движений, но и национальных костюмов и причесок. Поэтому, мы решили более подробно изучить, из чего состоят национальные костюмы посредством наблюдения и рассматривания иллюстраций. А кое-кто из детей даже примерил костюмы на себя. Национальные костюмы очень впечатлили детей и на занятии по изобразительной деятельности ребята нарисовали портреты людей в национальных костюмах.
Работа над проектом вдохновила не только детей, но и их родителей и они с удовольствием занялись изготовлением костюмов и элементов к ним.
В качестве эксперимента мы решили совместить традиции разных народов в одном танце. Так у нас получился многонациональный танец «Дружба» под аккомпанемент русских народных инструментов.
В результате проведённой мною с детьми проектной деятельности:
• дети узнали о том, что такое «танец», что такое «традиция», как традиции могут передавать характер и настроение человека в танце;
• мы разучили русский народный, узбекский, испанский, еврейский и якутский народный танцы;
• мы познакомились и исследовали традиционные народные костюмы, головные уборы и аксессуары к ним;
• мы совместили традиции разных народов в одном танце.
В заключение проекта мы сделали вывод, что культура каждого народа разнообразна и многогранна. Что нужно любить страну, в которой ты живёшь, чтить и передавать из поколения в поколение её традиции. А также нужно дружить с людьми из разных стран, делиться опытом и традициями и тогда будет мир во всём мире.
Актуальность проекта заключается в том, что на сегодняшний день родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, был здоровым, счастливым, умным, добрым и успешным.
Новизна проекта заключается в воспитании и развитии здорового человека, являющаяся важнейшей составной частью целостного процесса всестороннего формирования личности.
Танец – это радость, свобода. В танце можно выразить свои чувства, своё настроение.
Танец – это огромная энергия, которая питает каждую клеточку тела.
Танец – это движение, а движение - это жизнь.
Результативность: Повышение компетентности у детей 6 - 7 лет и их родителей в вопросах танцев разных народов мира.
Улучшение двигательных навыков и качеств (пластичность, координация, ориентирование в пространстве); совершенствование танцевальных навыков и умений.
Список используемой литературы:
1. Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. Музыка и движение (Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет). Из опыта работы муз. руководителей дет. садов – М. : Просвещение, 1983.
2. Бодякина Т. П. Справочник музыкального руководителя № 3 .- Москва: ЗАО «МЦФЭР», 2014 г.
3. Ветлугина Н. А., Дзержинская И. Л., Комиссарова Л. Н. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. для учащихся пед. Уч-щ по спец. 03.08 «Дошк. Воспитание» - 3-е изд., испр. И доп. – М. : Просвещение, 1989.
4. Богаткова Л. Н. Танцы разных народов. – М., 1958.
5. Гордеева В. И. Русская народная одежда. – М. : Изобразительное искусство, 1974.
6. И.Каплунова, И Новоскольцева Праздник каждый день; Издательство Композитор Санкт Петербург; 2011.
7. Пуртова Т. В., Беликова А. Н., Кветная О. В. Учите детей танцевать: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М. : Гуманит. центр ВЛАДОС, 2003.
8. Смолянинова Н. И. Танцевальная культура народов мира. – Барнаул, 2002.
Ольга Игоревна,познакомилась с Вашим проектом. Сегодня это очень актуальная тема: формирование у детей уважительного отношения к другим народам, их культуре и традициям. В итоге получился очень интересный танец. Видна Ваша огромная кропотливая работа. Каждая пара исполняла свой танец слаженно, музыкально. Удачи Вам в Вашей дальнейшей деятельности!