«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя»
(В. А. Сухомлинский)
Человек – совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться её красотой, очень важно иметь здоровье.
Воспитание здорового ребенка – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики, особенно в современных условиях.
В настоящее время существует тенденции понижения здоровья подрастающего поколения, это заметно и в нашем детском саду, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей воспитания и развития дошкольников.
Приоритетные задачи, которые решает наш детский сад для формирования здорового образа жизни детей являются:
• забота о здоровье, эмоциональное благополучие, своевременное всестороннее развитие каждого ребенка.
• построение и введение инновационных мероприятий, направленных на охрану здоровья и укрепление здорового образа жизни детей;
• формирование системы совокупной деятельности дошкольного учреждения и родителей для создания культуры здорового образа жизни не только дошкольников и их родителей, но и педагогов.
Важным этапом в работе с детьми является проведение профилактических мероприятий, направленных на обеспечение правильного физического и нервно-психического развития и снижения заболеваемости детей.
В нашем детском саду педагоги организуют разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализует комплекс воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.
В течение прошедшего учебного года продолжалась работа по охране и укреплению здоровья воспитанников.
Педагоги нашего дошкольного учреждения ежедневно используют в работе с детьми мероприятия, проводимые по сохранению и укреплению здоровья в детском саду:
• Ежедневная утренняя гимнастика – один из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей (с мая по октябрь утренняя гимнастика проводится на воздухе)
• Физкультминутка проводится с целью предупреждения утомления на занятиях, режимных моментах, связанных с длительным пребыванием в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне.
• Прогулки и экскурсии – совершенствует двигательные навыки и физическое качество детей, удовлетворяет их познавательные потребности, носит закаливающее воздействие на организм в естественных природных условиях.
• Рациональное питание полностью удовлетворяет потребности развивающегося организма ребенка. В рационе ребенка содержатся все продукты здорового питания. Питание осуществляется в соответствии с программой «Детский сад- питание».
• Профилактические мероприятия, способствующих снижению заболеваемости детей, осуществляется через использование здоровьесберегающих педагогических технологий педагогами ДОУ (босохождение, дыхательная гимнастика, самомассаж, пальчиковые игры, корригирующие упражнения), игровые сеансы- «Я здоровье сберегу- сам себе я помогу!»
• Дневной сон.
Проводится и гимнастика после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. В течение года используются различные варианты гимнастики (разминка в постели, гимнастика игрового характера, пробежки по массажным дорожкам)
Организация - оздоровительной работы в ДОУ осуществляется и на музыкальных занятиях, что обеспечивает каждому ребенку укрепление физического и психического здоровья, выявляет и развивает музыкальные и творческие способности, формирует привычки к здоровому образу жизни.
На занятии музыкальный руководитель использует речевые игры с музыкальными инструментами, психогимнастические этюды, музыкатерапия, ритмопластика.
Вся работа направлена на укрепление здоровья, повышение общего жизненного тонуса ребенка, устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы, развитие дыхания посредством оздоровительных упражнений, используемых на музыкальных занятиях. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкально-ритмические упражнения мобилизуют физические силы, вырабатывают координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.
Все усилия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, не имеют ожидаемых результатов без понимания и поддержки родителей. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Совместную работу с семьёй педагоги нашего детского сада строят на следующих принципах: единство, систематичность, индивидуальный подход, взаимное доверие.
В детском саду совместно с родителями педагоги ДОУ выбирают оздоровительные мероприятия, направленные на сохранение и пропаганду здорового образа жизни- спортивные досуги , праздники, дни здоровья («Папа, мама, я –спортивная семья», «Весёлые старты», «Сильные, ловкие, смелые», «В стране Неболейка»)
Детский сад в течение учебного года принимал участие в тематических днях и неделях по формированию ценностей здорового образа жизни, безопасной жизнедеятельности («За здоровьем в детский сад!», «Витаминка в гостях у ребят!», «Правила дорожные знать каждому положено!»). Педагоги в течение всего года активизировали работу с семьей по проблеме формирования привычки к здоровому образу жизни, проводя консультации: «Закаливание детей в домашних условиях», «Занятия физической культурой с детьми дома», «Растим здорового человека», «Здоровье всему голова», были подготовлены папки-передвижки: «Здоровье всему голова», «Правильное питание детей», «Как укрепить иммунитет ребенка», где информация излагалась в доступной, наглядной форме.
Воспитателями были проведены родительские собрания: «Роль семьи в воспитании грамотного пешехода», «Пожарная безопасность».
Сотрудники прошли обучение на тему «Оказание первой доврачебной помощи ».
Проведя анализ заболеваемости за два года количество случаев заболеваний по сравнению с прошлым учебным годом снизился, в течение двух лет наше дошкольное образовательное учреждение на карантин по ОРВИ не закрывалось.
В 2016-17 уч.году заболеваемость составляла 19%,
В 2017-18 уч.году заболеваемость по детскому саду составила 18%.
Несмотря на то, что коллектив ДОУ использует ряд профилактических мер, больший процент заболеваемости приходится на простудные заболевания: это дети, болеющие в адаптационный и в осенне-зимний периоды.
Есть также факторы, снижающие качество проводимой оздоровительной работы:
-отсутствие отдельного спортивного зала,
-здание ДОУ старое, требует замены окон.
Случаи детского травматизма в саду отсутствуют.
Таким образом, совместная работа детского сада с родителями, педагогов и детей через разные методы, средства и формы обучения и воспитания создают фундамент культуры здорового образа жизни наших воспитанников. У детей появляется стойкая мотивация на здоровый образ жизни, происходит осознание ими ответственности за своё здоровье, даёт результаты по снижению заболеваемости и повышению уровня здоровья детей.
Данная тема актуальна всегда, ведь здоровье наших детей это самое важное и каждый педагог стремится к тому, чтобы дети меньше болели и вели здоровый образ жизни. Спасибо за хорошую статью и желаем успехов в Вашей дальнейшей работе.