В соответствии с концепцией модернизации системы образования одним из приоритетов являются педагоги нового формата - творческие, активные, разносторонние, способные не только давать знания, но и развивать способности воспитанников, используя достижения современной педагогики. В настоящее время, особое место занимает вопрос о деятельности молодых специалистов, так как в образовательных учреждениях существует проблема с привлечением молодых педагогов.
Сегодня эта проблема является одной из важнейших задач в сфере образования. Но даже когда молодые учителя трудоустроены, трудности на этом не заканчиваются. Появляются новые проблемы, с которыми приходится бороться уже им самим: адаптация в новом коллективе, наличие квалифицированных и опытных наставников рядом, выбор стратегии поведения с учащимися и их родителями.
Работа с молодыми специалистами, а также с вновь прибывшими педагогами в нашем районе традиционно является одной из самых важных составляющих методической работы. Эта деятельность особенно важна в свете выполнения задач Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Стратегии Инновационного развития России на период до 2020 года, Приоритетного национального проекта «Образование», развития, а также реализации плана действий по модернизации общего образования Саратовской области.
Качество образования определяется компетентностью учителя в его профессиональной деятельности, а профессионализм приходит с опытом. Как правило, начинающие учителя имеют хорошую теоретическую подготовку, но слабо представляют повседневную педагогическую практику. С первого дня работы начинающий педагог выполняет те же обязанности и несет ту же ответственность, что и учитель с опытом, а ученики и родители не делают скидки на неопытность. Таким образом, возникает противоречие между теоретической подготовкой начинающего учителя и его практической готовностью к педагогической деятельности. В условиях перехода школы на ФГОС эта проблема становится особенно актуальной, так как требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста возрастают. Для того, чтобы все эти вопросы эффективно решать необходим обмен: обмен опытом, обмен знаниями, поддержка старших коллег по цеху.
Поэтому молодым педагогам нужна постоянная методическая помощь. В целях оказания помощи начинающим учителям в профессиональной адаптации, повышения методического уровня преподавания предмета и стимулирования мотивации творческого саморазвития молодых специалистов в течение 2016-2017 учебного года в нашем районе продолжала работать ТГПР «Молодой педагог».
Цель - создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодого специалиста в условиях современной школы.
Основные идеи:
используя возможности организации методической работы в школе создать условия для развития профессиональных качеств молодых педагогов
используя возможности методического совета создать условия для формирования у молодого специалиста готовности к самообразованию и самосовершенствованию.
Задачи:
дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей молодого учителя;
повышать профессиональный уровень педагога с учетом его потребностей, затруднений, достижений;
развивать творческий потенциал молодых педагогов, мотивировать их участие в инновационной деятельности; проследить динамику развития профессиональной деятельности каждого педагога;
повышать продуктивность работы педагога и результативность учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении;
создать условия для удовлетворения запросов по самообразованию молодых учителей.
Направления работы:
Диагностические исследования;
Консультационная работа;
Самообразование педагога;
Семинары и практикумы;
Посещение уроков опытных педагогов;
Участие в методических мероприятиях разных уровней.
Планируемые результаты:
Формирование педагогических кадров, соответствующих требованиям современной системы образования (методически и психологически грамотных, творческих и коммуникабельных);
Формирование у педагога осознания необходимости непрерывного самообразовании, постоянного повышения профессиональной компетентности;
Деятельность творческой группы профессионального развития молодых педагогов должна способствовать тому, чтобы из молодого специалиста «вырос» молодой перспективный педагог, знакомый со всеми сферами педагогической деятельности, умеющий анализировать становление собственного мастерства, способный к реализации собственного творческого потенциала в педагогической деятельности.
ТГПР «Молодой педагог» объединяет 26 педагогов из 6 школ района. Состав нашей творческой группы разнообразен. В нём есть учителя начальных классов, математики, истории, музыки, русского языка и литературы, географии, английского языка. А также старшие вожатые, педагоги-психологи, социальный педагог и воспитатель ГПД. И всех объединяет одно - отсутствие навыка преподавания, общения с детьми и огромное желание всему научиться.
«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением» Это высказывание А. Дистервега актуально.
Самообразование учителя – обязательное условие профессиональной деятельности педагога. Каждый молодой педагог определил для себя тему самообразования, над которой работал в 2016-2017 учебном году. Педагоги работали над своим педагогическим мастерством, занимались самосовершенствованием. У каждого педагога есть удачные методические находки, способствующие повышению эффективности педагогической деятельности. Отрадно отметить, что молодые педагоги участвовали в мероприятиях не только муниципального уровня, но и регионального.
Башарова Ажар Досмовна - призёр Регионального фотоконкурса "Лучшее SELFIE молодого специалиста"
Карпунина Мария Владимировна – участник Регионального фотоконкурса "Лучшее SELFIE молодого специалиста".
Солодилова Ольга Юрьевна – призёр муниципального конкурса «Самый классный классный», участник регионального конкурса цифровых фотографий «Уроки чудного мгновенья», победитель муниципального конкурса «Мой мультимедийный урок»
Платонова Анжела Юрьевна – призёр муниципального конкурса для молодых педагогов «Педагогический дебют», призёр муниципального конкурса «Мой мультимедийный урок»
Булаткин Владимир Юрьевич – победитель муниципального конкурса для молодых педагогов «Педагогический дебют»
Бородина Анна Олеговна - призёр муниципального конкурса для молодых педагогов «Педагогический дебют», призёр регионального конкурса цифровых фотографий «Уроки чудного мгновенья»
Азбергенева Эльмира Анатольевна - участник муниципального конкурса «Самый классный классный»
Мартынова Мария Ивановна – участник муниципального конкурса «Самый классный классный»
Межакова Ксения Леонидовна – участник регионального конкурса цифровых фотографий «Уроки чудного мгновенья»
Ягубова Эльмира Вагифовна – участник муниципального конкурса «Учитель года-2017»
Важная составляющая эффективной работы педагогов является обмен опытом и публикации на различных сайтах. Молодые педагоги нашего района активно обмениваются опытом на следующих сайтах;
Молодые учителя дают открытые уроки в школе и в районе. Многие из них приняли участие в муниципальном фестивале открытых уроков.
предмет
класс
Тема урока
ФИО учителя
Место работы учителя
окружающий мир
3 УМК Школа 21 века
"Об автомобилях"
Краснопольская Валентина Анатольевна
МБОУ СОШ р.п.Пушкино
русский язык
5
Имя прилагательное как часть речи
Межакова Ксения Леонидовна
МБОУ-СОШ с.Мечетное
география
5
Путешествие по Америке
Кляйн Дарья Викторовна
МБОУ-СОШ с.Мечѐтное
история
5
Рабство в Древнем Риме
Кляйн Дарья Викторовна
МБОУ-СОШ с.Мечѐтное
русский язык
2 УМК "Школа России"
"Имена существительные"
Бородина Анна Олеговна
а МБОУ-СОШ с.Мечѐтное
география
8
Население Северной Америки
Солодилова Ольга Юрьевна
МБОУ Лицей р.п.Степное
русский язык
3 УМК "Школа России"
"Число глаголов"
Сюденѐва Айгуля Маратовна
МБОУ-СОШ с. Золотая Степь
На современном этапе развития образования актуальным становится выявление, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта. Одной из эффективных форм является такая современная форма методической работы как мастер-класс. Такой мастер-класс был проведён на заседании ТГПР, на котором выступила призёр регионального конкурса «Воспитатель года» Рудакова А.Г. «Педагогический брифинг».
Наши молодые педагоги приняли участие в мастер-классах с использованием ДОТ на базе МИМЦ Советского района.
ФИО педагога
ОУ
Название мастер-класса
Бородина Анна Олеговна
МБОУ-СОШ с. Мечётное
Виртуальное портфолио педагога
Бородина Анна Олеговна
МБОУ-СОШ с. Мечётное
Личный сайт учителя как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса
Бородина Анна Олеговна
МБОУ-СОШ с. Мечётное
Информационная безопасность ОУ
Межакова Ксения Леонидовна
МБОУ-СОШ с. Мечётное
Безопасность сети
Межакова Ксения Леонидовна
МБОУ-СОШ с. Мечётное
Информационная безопасность ОУ
Заседания ТГПР проводились по плану 1 раз в учебную четверть. Всего было проведено 4 заседания, на которых рассматривались различные вопросы: самообразование молодого педагога, составление плана работы по самообразованию, использование ИК технологий в современном воспитательно-образовательном процессе школы, персональный сайт учителя. Провели анкетирование «Выявление проблем молодого педагога», где учителя ответили на ряд вопросов с целью стимулирования на активный поиск решений проблем, возникающих на уроке и во внеурочной деятельности, психологический тренинг «Учитель в начале пути», познакомились с буклетами и памятками, в которых даны рекомендации молодым педагогам. Необходимую помощь при подготовке и проведении семинаров оказывала педагог-психолог МБОУ «Лицей» Долотова К.Г.
с молодыми специалистами велась по плану, составленному к началу учебного года. В план включены вопросы, которые интересуют молодых педагогов. В работе ТГПР молодого педагога принимали участие опытные учителя - наставники, творчески работающие педагоги. В течение учебного года регулярно (по мере необходимости) проводились индивидуальные консультации, беседы. Молодые учителя получали конкретные советы по интересующим их вопросам, рекомендации по подготовке к аттестации, оформлению портфолио, выбору темы самообразования и т.д.
Проведены следующие виды работ:
Формы деятельности и содержание
Цель данного вида
деятельности
Результат
Проведение мероприятий по закреплению в ОУ и вхождению в должность молодых специалистов: диагностика, проведение мастер классов, обмен опытом, аттестации и др.
Составление и реализация плана работы с молодыми специалистами
Утверждение плана работы с молодыми специалистами
Посещение молодыми специалистами уроков опытных педагогов ОУ с целью формирования у педагога индивидуального стиля творческой деятельности.
Знакомство с профессиональным почерком опытных специалистов
Собеседования по результатам
посещенных уроков, рекомендации
молодым педагогам.
Консультирование молодых специалистов.
Повышение профессиональной компетентности молодых специалистов.
Повышение качества преподавания
предметов.
Сбор информации для формирования банка данных о кадровом потенциале
Формирование банка данных о кадровом потенциале ТГПР.
Диагностика затруднений молодых специалистов и выбор форм оказания помощи на основе анализа их потребностей;
Собеседование с молодыми специалистами.
Определение уровня владения методикой преподавания своего предмета.
Выработка рекомендаций по овладению профессией
Молодость – это возраст мечтаний, надежда на их свершение, неудержимая энергия, желание достичь успеха. Деятельность молодого человека, который нашёл и зажег в себе искру личностной и профессиональной индивидуальности, способствует прогрессивному развитию образования.
«Учитель живёт до тех пор, пока учится, если он перестаёт учиться – в нём умирает учитель». Эти слова великого педагога К.Ушинского – лейтмотив работы ТГПР «Молодой педагог».
Здравствуйте, Татьяна Алексеевна! Очень интересная статья о работе молодых специалистов. Меня зовут Асем Хаммидулаевна, я работаю учителем русского языка и литературы в МБОУ-ООШ с. Александровка. Надеюсь, что в учебном году мы с вами встретимся и познакомимся на заседании ТГПР. Удачи Вам!