Цель: Знакомство с музыкой Камиля Сен-Санса посредством интеграции образовательных областей.
Задачи:
1. Знакомство с музыкой французского композитора.
2. Закрепление знаний о животных теплых стран.
3. Развивать любознательность, эмоциональную отзывчивость, музыкальную память, творческую активность.
4. Воспитывать любовь к классической музыке.
Место проведения: групповая комната.
Предварительная работа: знакомство с пьесами К. Сен-Санса из альбома «Карнавал животных», разучивание стихов С. А. Антонюк о животных, рассматривание иллюстраций.
Материалы и оборудование: музыкальный центр, мр3 записи пьес К. Сен-Санса, мультимедийная презентация, иллюстрации с изображением животных (слон, осел, черепаха, кенгуру, львы), портрет композитора, краски (мелки, фломастеры, карандаши), альбомные листы, трафареты и контуры с изображением животных, фигуры животных.
Ход мероприятия
На столе приготовлены принадлежности для рисования.
Музыкальный руководитель (М.Р.): Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с Вами необычная встреча. Мы побываем в теплых краях, увидим и услышим разнообразных животных. Хотите?
(начинает показывать картинки животных)
Дети читают стихи о животных.
У слона большие уши,
Он чуть лопоух,
Но зато у него лучший
Музыкальный слух.
И запомнить может он
Музыку с трех нот,
Вот такой он, этот слон,
В Африке живет.
(С.А. Антонюк)
М.Р.: Слон одно из самых крупных животных, он шагает тяжело и неторопливо, ему жарко и движется он к воде.
Смотрим дальше.
Следующее животное - кенгуру
По зеленому лужку
Скачет быстро кенгуру,
В сумке он несет свое
Кенгуровое дите!
(С.А. Антонюк)
М.Р.: Кенгуру передвигается прыжками: то быстрее, то медленнее. В сумке мамы кенгуру сидит ее малыш.
Следующая картинка - лев
В саванне знойной и опасной,
Где даже не растет репей,
Есть хищник дикий и прекрасный,
Зовется просто «Царь зверей».
Шикарной гривой знаменит,
Бывает страшен его гнев,
В саванне знают - гром гремит,
То значит рассердился лев! (С.А. Антонюк)
М.Р.: Лев – царь зверей, поэтому можно сказать, что львы по саванне ходят торжественно и не торопясь, потому что никого не боятся.
Следующее животное: черепаха.
Очень медленно ползет,
В травке черепашка,
Панцирь на себе несет,
Устает бедняжка.
Это дом ее, и крыша,
Он защитой станет,
Если враг на тропку вышел,
Раз! И не достанет!
(С.А. Антонюк)
М.Р.: Черепахи самые медленные животные на нашей планете.
Последняя наша картинка: Осел.
Никуда не торопясь,
Он идет, ступая в грязь,
Он несет тяжелый груз,
И его съедает грусть.
Целый день осел в пути,
Очень тяжело нести,
Выхода другого нет -
Был ослом его прадед,
Дед и папа - все ослы,
И они всегда грустны.
(С.А. Антонюк)
руководитель: Я уверена, ребята, что всех этих животных вы знаете. Правда? А сейчас музыкальная загадка. Будет звучать музыка, мы с Вами внимательно слушаем, не торопимся. Картинки будут Вам подсказывать. Думаем, какое животное нам изображает музыка.
Звучат отрывки пьес из сюиты «Карнавал животных» Сен-Санса. Дети после каждого отрывка высказывают свое мнение и педагог говорит правильное название отрывка, характеризуя музыку.
Музыкальный руководитель: Ребята, вы молодцы, правильно угадали, а теперь посмотрите на человека, который написал такую смешную музыку.
(показывает портрет композитора)
Музыкальный руководитель: Зовут его Камиль Сен-Санс, он французский композитор. Посмотрите, он смотрит на нас с улыбкой, как будто хочет, чтобы вы еще раз послушали его пьесы. Хотите? (ответ детей)
А скажите, какое животное в музыке Сен-Санса Вам понравилось больше всего?
(каждый ребенок высказывает свое мнение)
А давайте нарисуем то животное, музыка которого Вам больше всего понравилась! Подумайте и выберете, чем вы будете рисовать: мелки, акварель, фломастеры или карандаши. Приступаем к работе.
Пока дети рисуют, звучат пьесы Сен-Санса, педагог называет еще раз каждую и ставит произведения по желанию детей.
В конце досуга педагоги делают выставку детских работ.
Ольга Игоревна, всегда считала, что знакомство детей склассической музыкой - это сложная работа. Ребёнок, так же как и взрослый с большим удовольствием и энтузиазмом слушает ту музыку, которая доставляет наслаждение, а не ту, которая требует особого внимания. Поэтому, перед музыкальным руководителем, а также родителями, воспитателями всегда стоит огромная задача научить ребенка слушать ту музыку, которая раскрывает высокие мысли и чувства, которая сделает его внутренний мир духовно богаче, глубже и совершеннее. Классическая музыка обладает мощным ресурсом для прочувствованного и осознанного восприятия музыки, дает детям возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества. ДальнейшегоВам творчества!
Да, Елена, Вы правы: восприятие музыки один из самых сложных видов музыкальной деятельности.Но, вместе с тем, оно имеет большое значение в музыкальном развитии детей. Слушание музыки позволяет познакомить детей с более серьезной, классической музыкой, в хорошем, оркестровом и инструментальном исполнении, а не только с тем, что дети могут исполнять сами. Дети знакомятся с разными жанрами, учатся оценивать характер музыкальных пьес. Благодаря восприятию музыки у детей развивается речь, воображение, фантазия. тембровый и ладовый слух. Для того, чтобы заинтересовать детей, организую активное восприятие музыки: оркестровка музыкальных пьес детскими музыкальными инструментами, передача музыкальных образов в движении, рисование. Такие занятия очень нравятся детям, оставляют в памяти яркие образы и они хотят слушать понравившуюся музыку вновь и вновь. Ольга Игоревна.