Особенности работы с успевающими школьниками. Как достичь олимпиадного уровня не в элитных столичных школах?
Одаренные дети являются уникальным явлением в социальном мире. Они отличаются не только хорошими способностями к каким-либо видам деятельности, но и по своим психологическим особенностям выделяются среди своих сверстников.
Одной из общепризнанных форм работы с одарёнными детьми является олимпиада. Предметные олимпиады не только поддерживают и развивают интерес к предмету, но и стимулируют активность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой.
Приступив к освоению данного направления, наша школа разработала и реализует программы «Одаренные дети», «Каждому пятикласснику - творческий шанс». В рамках реализации данных программ я выделила основные направления своего действия: выявление одаренного ребенка; значение и развитие творческой деятельности; применение разнообразных форм работы с одаренными детьми; развитие самообучения.
Система выявления одаренного ребенка.
Выявляя одаренность, придерживаюсь следующих признаков одаренности ребенка: неординарность выполнения сложных задач и принятия решений; высокий уровень результативности; высокий уровень креативности. Также использую общепризнанные методики: наблюдение за мотивацией ребенка; анализ выполненных заданий; беседа с родителями; результативность внешкольной деятельности; тестирование. В своей работе использую методику общей оценки одарённости, разработанная Савенковым А.И. Её задача-оценка общей одарённости ребёнка его родителями. В силу того, что одаренные дети обучаются в одном классе вместе с остальными детьми, учитель должен уметь работать с детьми, обладающими разными способностями и особенностями. При составлении рабочей программы и поурочного планирования я стараюсь эффективно использовать все возможные средства и ресурсы.
Значение и развитие творческой деятельности.
На мой взгляд, развитие одаренности невозможно без включения учащихся в творческую деятельность. Без хорошей интеллектуальной основы высокое развитие творческих способностей маловероятно. Если интеллект невысок, это является препятствием для развития творческих способностей, значит надо развивать интеллектуальные возможности, а уже на их фоне - творческие. Успевающие школьники чувствуют себя непринужденно на уроке при работе в парах и малых группах. На своих уроках использую такие интерактивные приёмы, как «Мозаика», «Учимся вместе», которые являются групповыми формами работы и при изучении нового материала позволяют учащимся получить большое количество информации в течение малого промежутка времени. На своих уроках я использую элементы методики Open Space «Открытое пространство». В начале урока учащиеся разрабатывают совместный график работы по заданной теме. Каждый придерживается того, что для него интересно и важно.
После краткого введения и ознакомления с основными принципами и правилами работы, все желающие имеют возможность высказать свои пожелания - что они считают наиболее актуальным, что им ближе, за что они готовы взять ответственность и что должно быть обсуждено с другими. Эти учащиеся являются созывающими групп. Как правило, этими созывающими становятся одаренные дети.
Когда задачи определены и записаны на доске, каждый ученик регистрируется там, где он хотел бы участвовать. После прохождения этого этапа, группы приступают к работе. Состав групп может быть различным, учащиеся могут переходить из одной группы в другую. Каждая группа выполняет задания, подводит итоги, дает рекомендации и представляет их для всех остальных на «доске новостей», а также в виде протокола, составленного по общей для всех групп форме. По завершению работы каждая группа защищает свое решение, утверждение и т.д.
Форма работы с одарёнными детьми.
В классно-урочной системе особенным успехом у детей пользуются задания различных степеней сложности, а также задания, опирающиеся на интеграцию знаний успевающих учеников. При организации работы с одаренными детьми использую индивидуальные образовательные маршруты. Чтобы данная работа была результативной в разработке ИОМ и его выполнении, активную позицию должен занять сам ученик. ИОМ необходимо планировать таким образом, чтобы его можно было быстро изменить, в зависимости от образовательных задач. ИОМ конструирует образовательную деятельность, т.е сам ученик определяет, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет
реализована его индивидуальная образовательная программа.
Развитие самообучения.
Самые прочные знания – это те, которые добываются собственными усилиями, в процессе работы с литературой при решении различных заданий. При подготовке к итоговой аттестации активно использую занятия в режиме on-line. Данное направление предоставляет возможность самостоятельности обучающегося, предполагает контроль со стороны учителя, коллективный разбор и анализ нерешенных заданий.
Таким образом, работа по данным направлениям позволяет моим ученикам становится победителями на различных этапах Всероссийской предметной олимпиады, победителями и призёрами региональных научно-практической конференций. Также необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний, а также тесного сотрудничества с коллегами, администрацией и с родителями.
Спасибо автору за статью. Интересная идея с ИОМ. но было правильнее его здесь увидеть, хотя бы на одном примере (какой он по длительности, что из себя представляет и тд и тп). А так очень плодотворно, чувствуется учитель грамотный и результат положительный.
Очень полезный материал. Одарённые дети - это подарок учителю. Работать с ними всегда за радость. Для таких детей мы всегда найдём время, возможность и внимание. Спасибо за ваш труд!
Дополнительные возможности для индивидуальной работы с одарёнными учащимися предоставляет использование информационных технологий на уроке и во внеурочное время. Использование готовых ресурсов на CD-дисках, а также разработанных самим педагогом или учащимися, позволяет учащимся работать в оптимальном темпе, выполнять задания различного уровня сложности, включая развивающие, исследовательские. При этом своевременно осуществляется контроль. Ещё большие возможности для повышения математической подготовки учащихся предоставит доступ в Интернет. Для того чтобы работа с одарёнными была максимально эффективна необходимо выделять дополнительные часы для работы с сильными учащимися (факультативы, индивидуально-групповые занятия).
Талант — это выдающиеся врождённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта, а одарённость — наличие потенциально высоких способностей. И таланту, и одаренности, для того чтобы они стати продуктивными, необходимо уделять огромное внимание, и, только тогда будет происходить развитие и раскрытие способностей в полной мере. Работа с одарёнными и талантливыми - самое благодарное направление нашей работы. Спасибо вам за предоставленный материал!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]