Обобщённый опыт использования мониторинговых исследований, как результатов оценочных процедур в повышении качества образования по географии
В целях выявления уровня качества образования по географии, получения объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения, выполнения требований государственного образовательного стандарта, на основании плана работы творческой группы профессионального развития учителей географии и в рамках муниципальных диагностических исследований качества образования, ежегодно проводится мониторинг качества знаний обучающихся по географии.
В мониторинге принимают участие все общеобразовательные организаций Советского района. Для этих исследований выбирается определённая параллель ( в этом учебном году завершающий этап прошли девятиклассники, которые писали работы с 6-го класса) и ежегодно проводятся исследования качества знаний у данных учащихся.
Мониторинг проводился в форме работы на два варианта, содержащий задания ОГЭ (последние три года , в соответствии с программой) . Учащиеся используют карты атласов (в 7 классе за 7 класс, в 8- за 7 и 8 классы, в 9 классе за 7,8,9 классы- как на итоговой аттестации). Форма работы выбрана учителями района на заседании ТПГР, с целью подготовки учащихся к итоговой аттестации. Количество заданий сокращено, так как время выполнения работы 45 минут, а на экзамене 120 минут.
После проведения каждого этапа (их два), школы предоставляют аналитические справки в отдел образования, и проводится обработка данных по школам, а в завершении предоставляется сравнительный анализ результатов диагностических исследований по школам района, где можно увидеть положительные или отрицательные сдвиги в качестве знаний учащихся. Учитель видит результаты своей работы, организует работу со слабоуспевающими , а также может проследить усвоение определённых тем учащимися, выявить затруднения в усвоении программного материала.
Результаты обсуждаются на заседаниях ТПГР учителей географии. Даются рекомендации учителям и администрации школ, так как многие учащихся выбирают географию как предмет, для итоговой аттестации в 9 классе.
Считаем, что данный вид работы очень полезен как для учащихся, так и для учителей географии района.
Сводная таблица результатов мониторинга качества знаний обучающихся 7х классов образовательных учреждений Советского района Саратовской области по географии на втором этапе
Сводная таблица результатов мониторинга качества знаний обучающихся 7х классов образовательных учреждений Советского района Саратовской области по географии на первом этапе
школа
учитель
класс
Кол-во уч-ся в классе
Писали работу
5
4
3
2
% успева
емости
% кач-ва знаний
Средний балл
МБОУ-ООШ с.Александровка
Бралиева Любовь Николаевна
7
13
10
0
4
5
1
90
40
3,3
МБОУ-ООШ с.Розовое
Ковригина Анна Васильевна
7
15
13
1
6
4
2
85
54
3,5
МБОУ-ООШ с.Любимово
Беймишева Мария Емурановна
7
4
2
0
2
0
100
100
4
МБОУ-ООШ с.Новокривовка
Филатова Наталья Вячеславовна
7
5
5
0
4
1
0
100
80
3,8
МБОУ-СОЩ с.Мечётное
Громова
Наталья
Валерьевна
7
13
12
3
3
5
1
92
50
3,7
МБОУ-СОШ
р.п.Пушкино
Солодилова
Валентина
Константиновна
7
23
20
3
11
6
0
100
70
3,9
МБОУ-СОШ №1 р.п.Степное
Ткачёва
Галина Леонидовна
7а
25
23
6
10
7
0
100
70
71,5
4,0
3,75
7б
22
19
2
12
5
100
73
3,5
МБОУ-СОШ с.Золотая Степь
Белавина Надежда Юрьевна
7
20
19
0
8
10
1
95
42
3,7
Филиал МБОУ-ООШ с.Новокривовка в с.Новолиповка
Абдулова
Кинжес
Кубайдиновна
7
4
4
0
2
2
0
100
50
3,5
МБОУ-СОШ р.п.Советское
Панченко Светлана Анатольевна
7
23
21
2
6
13
0
100
38
3,4
МБОУ «Лицей» р.п.Степное
Волкова Галина Александровна
7а
27
24
2
13
8
0
100
63
55,5
4,0
3,85
7б
25
23
2
9
11
0
100
48
3,7
итого
214
195
21
90
77
5
90
55,6
3,4
Сводная таблица результатов первого и второго этапа мониторинговых исследований качества образования по географии в 7-х классах образовательных учреждений Советского района (сравнение)
Ф.И.О учителя
Класс, школа
Уровень выполнения в %
Качество выполнения в %
Средний бал
Входной
контроль
Выходной контроль
Динамика (+ -)
Входной
контроль
Выходной контроль
Динамика (+ -)
Входной
контроль
Выходной
контроль
Динамика
(+ -)
Бралиева Л.Н.
МБОУ-ООШ с. Александровка
90
90,31
+
40
36,4
-
3,3
3,27
-
Солодилова В.К.
МБОУ- СОШ р.п. Пушкино
100
100
70
70
3,9
4,05
+
Громова Н.В.
МБОУ- СОШ с. Мечётное
95
92,31
-
42
61.5
+
3,7
3,77
+
Белавина Н.Ю.
МБОУ-СОШ с. З.Степь
95
100
+
42
75
+
3,7
4,2
+
Беймишева М.Е.
МБОУ-ООШ с. Любимово
100
100
100
66,7
+
4
4
Ткачёва Г.Л.
МБОУ- СОШ №1 п.Степное
100
100
71,5
78,5
+
3,75
4
+
Панченко С.А.
МБОУ- СОШ р.п.Советское
100
100
38
30,4
+
3,4
3,39
_
Ковригина А.В.
МБОУ- ООШ с.Розовое
85
92,86
+
54
64,3
+
3,5
3,93
+
Филатова Н. В.
МБОУ –ООШ с.
Новокривовка
100
100
80
85,7
+
3,8
4,14
+
Волкова Г.А.
МБОУ Лицей п.Степное
100
100
55,5
82,2
+
3,85
4,31
+
итого
90
97.61
+
55,6
65,0
+
3,4
3.91
+
Цель контроля: выявления уровня качества образования по географии, выполнения требований государственного образовательного стандарта по географии в 7 классах.
Текст контрольной работы составлен на основе пройденного материала в 6 и 7 классе. Задания направлены на проверку знаний географической номенклатуры, терминологии, умений и навыков выполнения практических заданий по карте, плану, графикам. Работа построена по форме ОГЭ, с целью подготовки учащихся к сдачи экзамена в 9 классе.
контрольной работы соответствует базовому уровню учебной программы. Средний уровень результатов по району составил–65,03%. В сравнении с первым этапом мониторинга наблюдается положительная динамика (9,37%)
Результаты 2 этапа мониторинга показали, что хорошо усвоены темы:
-знание рекордов Земли.;
- географической терминологии;
-определение расстояний и направлений по плану местности;
- перевод масштабов.
Присутствуют определённые трудности при выполнении заданий:
-решение слоганов;
- задания части Б на объяснение географических явлений.
. Причины затруднений при выполнении данного вида заданий заключаются в недостаточной отработки данного материала, отсутствии устойчивого навыка работы с картами атласа.
Рекомендации учителям географии:
1. формировать навыки работы с тестами различных видов;
2. усилить индивидуальную работу со слабоуспевающими учащимися, организовать повторение пройденного материала;
3. обратить особое внимание на формирование географической компетентности:
владение языком географии (термины, понятия, умение читать географические карты);
умение привязывать событие к конкретному месту в пространстве;
умение выделять географическую информацию, необходимую для решения данной проблемы;
умение сделать вывод и сформулировать правильный ответ;
4. формировать географические компетенции на основе имеющегося у учащихся опыта решения различных проблем познавательного и практического характера и использованием широкого спектра знаний и умений, которые им дает школьная география.
Рекомендации администрации школ:
организовать работу с педагогами в соответствии с результатами мониторинговых исследований качества образования по географии в 7 классах в рамках подготовки к ОГЭ;
взять на контроль объективность оценивания обучающихся 7 классов по географии, индивидуальную работу с учащимися, практическую направленность обучения.
Галина Леонидовна! Вашей творческой группой профессионального развития мониторинг качества знаний обучающихся проводится уже давно и регулярно. Вы имеете несомненно большой опыт в этом направлении. В чем, по вашему мнению, заключается по настоящему профессиональный подход к организации мониторингового исследования?
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]