Формирование экологической компетентности школьников как способ организации их эффективного взаимодействия с образовательной средой и местным СПО
Проект «Формирование экологической компетентности школьников как способ организации их эффективного взаимодействия с образовательной средой и местным социо-природным окружением» является, с одной стороны, необходимым этапом развития многолетней активной работы МБОУ СОШ р.п. Пушкино Советского района Саратовской области по внедрению инноваций школьного экологического образования; с другой стороны, предполагает поиск свежих решений конкретных практических задач, встающих перед школой в свете реализации ФГОС нового поколения.
Так, ФГОС вводят в педагогический дискурс требования к результатам не только предметным, но и личностным, а также метапредметным. ФГОС определяют интеграцию урочной и внеурочной деятельности в содержательной части образовательных программ. ФГОС фиксируют требования к условиям реализации ООП в организационном аспекте. Готовых технологий с доказанной эффективностью, обеспечивающих реализацию указанных требований, не существует. В рамках проектируемой нами инновационной площадки предполагается организация образовательного процесса, удовлетворяющего новым требованиям, на основе внедрения модели эколого-образовательной среды. Создание открытой эколого-образовательной среды на базе школы обеспечивает создание системы психолого-педагогических и прочих условий, необходимых для формирования экологической компетентности, а также метапредметных и личностных достижений учащихся на эколого-краеведческом материале, реализуя всё многообразие альтернативных и инновационных форм интеграции уточной и внеурочной деятельности.
Цель (миссия) проекта – обеспечениеэколого ориентированной социализации и самореализации учащихся школы через использование современных технологий создания эколого-образовательной среды.
Задачи проекта:
1. Поиск эффективных путей реализации системно-деятельностного подходав учебно-воспитательном процессе на эколого-краеведческом материале.
2. Отбор и апробация альтернативных педагогических технологий, обеспечивающих формирование экологической компетентности и опыт практического взаимодействия с местным социо-природным окружением.
3. Создание из аккумулированных новых интерактивных средств обучения целостной технологической системы, образующей содержательно-методический компонент в структуре образовательной среды.
4. Оптимизация условий реализации ФГОС посредством созданияэколого-образовательной среды, комфортной и безопасной для субъектов образовательного процесса с богатым потенциалом для самоактуализации личности.
5. Формирование готовности школьников взаимодействовать со средами жизнедеятельности (образовательной, социо-природной), носящей метапредметный характер и подготавливающей успешную их социализацию.
6. Трансляция в местный социум ценностей устойчивого развития через экологическую активность школьников.
Практическая значимость проекта
для региональной системы образования:
• разработка и апробация системы инновационных педагогических технологий, обеспечивающих значимый результат – качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей и локального социума;
• разработка и апробация методической модели экологического образования, которая может быть транслированакак пример включения в образовательный процесс школьного обучения содержания из обязательных предметных областей, не относящегося к обязательным учебным предметам;
• разработка и апробация методической модели, представляющей собой пример осмысления требований к результатам общего образования, не относящимся лишь к познавательной деятельности;
• фиксация внимания на требованиях к условиям реализации программ обучения, обращение к модели образовательной среды, по определению представляющей собой систему влияний и условий, потенцирующих заданный образовательный результат;
• повышение степени готовности региона к обязательному внедрению ФГОС общего образования.
для развития данного образовательного учреждения:
• создание комплекса ресурсов образовательной системы, обеспечивающего потенциал её результативности, а также обеспечивающего формирование готовности субъектов образования эффективно использовать эти ресурсы для достижения социально и личностно значимых результатов
• создание методической модели, позволяющей комплексно решать задачи реализации требований ФГОС
• опыт организации психолого-педагогических условий, активизирующих субъектную позицию школьника в образовательном процессе, опыт осмысленного выбора им содержания и способов учебной и внеучебной активности, опыт его ответственности за конечный результат деятельности.
• повышение квалификациии творческого потенциала педагогического коллектива, создание возможностей для профессиональной самореализации и личностной самоактуализации педагогов
• создание интегрированноймодели урочной и внеурочной деятельности, основного и дополнительного образования как средства эффективного управления качеством образования, обеспечения его открытости и привлекательности для обучающихся, их родителей и локального социума
• укрепление школы на авторитетных позициях в местном сообществе благодаря вкладу в решение социально значимых проблем, в том числе экологических
• расширение возможностей обмена опытом и распространения инноваций в рамках проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО»
Функционирование инновационной площадки предполагает вклад в решение актуальных задач модернизации образования, еще не обеспеченных методическими инструментами, не представленных разработанными механизмами реализации. Выбор тематической направленности работы инновационной площадки связан с реализацией экологического образования школьников как актуального направления на фоне возникающей конкуренции предметов по выбору и в отсутствие единого понимания требований к результатам экологического образования в системе/ в рамках ФГОС.
Создание в рамках деятельности инновационной площадки целостной системы инновационных интерактивных методов обучения, подчиненных общим задачам функционирования эколого-образовательной среды, можно рассматривать как вклад в построение наименее разработанного структурного элемента образовательной среды – ее деятельностно-технологического компонента.
Мне очень близка такая задача практической значимости проекта как опыт организации психолого-педагогических условий, активизирующих субъектную позицию школьника в образовательном процессе, опыт осмысленного выбора им содержания и способов учебной и внеучебной активности, опыт его ответственности за конечный результат деятельности. Ведь современная философия образования акцентирует внимание именно на субъектной позиции школьника в образовательном процессе. Считаю, что данный проект способствует развитию у школьников опыта саморегуляции собственной познавательной деятельности. И педагоги в процессе реализации проекта создают специальные условия для целенаправленного формирования этого опыта. Также хочу обратить внимание на степень самостоятельности учащихся в выполнении различных заданий проекта, в результате чего ребята учатся осуществлять деятельность, например, в изменённых условиях.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]