Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Пятница, 19.04.2024, 16:29
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Публичный доклад директора об образовательной и финансовой деятельности [6]
Реализация ФГОС в ДОУ СМР [11]
Профессиональный стандарт педагога общеобразовательной организации [4]
Профессиональный стандарт педагога дошкольной образовательной организации [5]
Внедрение всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» [4]
О реализации развития математического образования в Российской Федерации на территории Советского му [6]
Дистанционное обучение в условиях образовательной организации [4]
Итоги работы ТГПР «Молодой педагог» [7]
Повышение педагогической компетентности и профессионального мастерства педагогов школы [13]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 3
    Гостей: 3
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » «Новая школа - новый учитель» 2016 » Повышение педагогической компетентности и профессионального мастерства педагогов школы

    Учебные ситуации на уроках информатики

    По содержанию учебная ситуация может быть нейтральной или проблемной.

    Нейтральная ситуация - соблюдается методика обучения. Методы обучения не всегда соответствуют поставленным педагогическим задачам, их выбор нерационален. В данном случае, применяются в основном задания репродуктивного характера, обучение ведется в режиме «готового знания». При этом не всегда целесообразно применение (или не применение) наглядности и вспомогательных средств. Проблемная ситуация предполагает наличие проблемы (задачи), т.е. соотношения нового и известного (данного), учебно-познавательной потребности обучающегося и его способности (возможности) решать эту задачу.[1]

    Примером учебной ситуации может стать:

    • ситуация неожиданности, которая создается при ознакомлении с фактами, вызывающими удивление;
    • ситуация конфликта, возникающая, когда новые факты вступают в противоречие с устоявшимися представлениями;
    • ситуация несоответствия, порождается противоречием между жизненным опытом и научными данными;
    • ситуация неопределенности, возникает, когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных для решения. Это побуждает проявить смекалку, интуицию, сообразительность;
    • ситуация выбора, предполагает, что школьники должны сделать выбор из нескольких вариантов ответа и обосновать его;
    • ситуация предложения, основана на возможности выдвинуть версию о причинах, характере и последствиях изучаемых событий.

    Общим условием успешности проблемного обучения является высокое профессиональное мастерство учителя, при котором он создает такую проблемную ситуацию и такой степени трудности, которая соответствует познавательным возможностям учащихся и организации познавательной активности каждого ученика.

    Для достижения поставленной цели развития учащихся, учитель должен применять эту технологию целенаправленно и систематически.

    Откуда брать ситуации? Самый лучший путь получения конкретных ситуаций — придумать их самому. Написание и подготовка конкретных ситуаций в методическом отношении позволяет в достаточной степени овладеть данной методикой. Описать конкретную ситуацию очень непросто. Первая проблема, которую приходится решать, это ответ на вопрос: откуда брать исходный фактический материал, после творческой обработки которого и рождается более или менее удачная ситуация?

    Первый вариант состоит в том, что за основу берется история, факты, фрагменты реальной жизни, информация собирается в ходе исследовательского проекта или целенаправленного сбора информации.

    Второй вариант — использование вторичных источников, прежде всего информации, из средств массовой информации.

    Третий вариант — описание вымышленной ситуации.

    Чаще всего на своих уроках применяю:

    1. Учебные ситуации с элементами игровой деятельности:
    • соревнования – командные и индивидуальные;
    • сюжетные – «поиск сокровищ»
    • ролевые – «пишем инструкцию»,
    1. Учебные ситуации с элементами исследовательской деятельности:
    • эксперименты с изучаемыми объектами (свойства объектов),
    • группировка и упорядочивание, классификация, сопоставление и сравнение, (подведение под понятие)
    • проведение мини-исследований описание и оценка (пример).

    Рассмотрим в примерах учебные ситуации с элементами игровой деятельности.

    На первом уроке информатики учащимся, разделенным по группам, можно предложить самим составить инструкцию по технике безопасности и правилам поведения в компьютерном классе; разработать комплекс упражнений снимающих напряжение с глаз, кистей рук, позвоночника.

    При изучении темы «Алгоритмическая конструкция повторение» в роли исполнителей команд циклов выступают сами учащиеся. Учащимся предлагается придумать команды исполнителям, которые они могут выполнить, моделируя таким образом три вида циклов:

    • цикл с заданным числом повторений. (команда исполнителю: «Сделай три круговых движений головой!»);
    • цикл с заданным условием продолжения работы. (команда исполнителю: «Пока есть силы, делай круговые движения головой!»);
    • цикл с заданным условием окончания работы (команда исполнителю: «Делай круговые движения головой, пока не устанешь!»).

    При изучении тем «Сортировка массивов» учащимя предлагается стать элементами массива и за счет перестановки детей изучаются различные способы сортировки.

    Такое моделирование позволяет легко понять алгоритмирование и прогрммирование: достаточно вспомнить игру и представить задачу графически или программно, владея соответствующими формальными языками.

    Примеры учебных ситуаций с элементами исследовательской деятельности.

    При изучении темы «Основные компоненты компьютера и их функции» учащимся в группах предлагается из списка комплектующих собрать компьютер, достаточный для работы учителя, дизайнера, программиста и геймера.

    При изучении темы «Единицы измерения информации» учащимся в группах предлагается 1Гбайт информации с флеш-карты записать на диск 700Мбайт. Тут же возникает вопрос: почему этого нельзя сделать? А при изучении темы «Программное обеспечение. Архиваторы» при выполнении этого же задания поставить цель: Каким образом это можно сделать?

    Таким образом, учащиеся видят применение получаемых ими знаний в практической деятельности. Ведь всем известно, что для ряда школьных дисциплин характерно то, что ученики не имеют представления, как они могут применять получаемые знания, и в результате теряют интерес к изучению данного предмета.

    Возникновение интереса к информатике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от того, насколько умело будет построена учебная работа. Обычно задачи повышенной сложности исследовательского характера даются в конце урока. Благодаря своей оригинальности такие задачи сами по себе побуждают учащихся к размышлениям.

    Благодаря такой работе у ученика снимается психологический барьер перед поиском решения задачи. Зная, что задача может быть решена разными способами, он смелее будет браться за ее решение. Постепенно, решая задачу за задачей, он приобретает некоторый опыт, что позволит ему развивать логическое мышление.

    Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного или практическая работа и т.д.

    Некоторое описание проблемных ситуаций при изучении отдельных тем курса информатики.

    Изучении темы «Текстовый процессор: общий вид, назначение, основные функции»

    Каждая программа обладает определенным назначением. У каждой программы есть свои определенные функции. Встает вопрос: “Как или откуда Вы можете узнать об этих функциях?”

    Выслушиваются варианты ответов учащихся (учащиеся работают в парах). Из предлагаемых ответов учащимся дается задание самим сформулировать функции текстового процессора (проблемная ситуация: учащиеся еще не знают функций текстового процессора), при этом раздаются карточки каждой паре и представляется задание в электронном виде, в которое нужно внести коррективы и отобразить на странице исправленный текст несколько раз.

    В процессе выполнения практического задания учащиеся самостоятельно записывают функции в карточки.

    Функции текстового процессора:

    1.

    4.

    2.

    5.

    3.

     

    После выполнения практического задания у учителя есть возможность показать те функции текстового процессора, которые не были раскрыты учащимися, а учащиеся пытаются сформулировать их самостоятельно (проблемная ситуация).

    Изучая эту тему «Построение диаграмм в табличном процессоре Excel»,  учащиеся уже знакомы с понятием ячейки, диапазоном ячеек, с принципом “выделить и обработать”.

    Учащимся предлагается для построения диаграмм следующая таблица:

    N п/п

     Наименование государства

     Террритория в км  квадратных

    1

     Россия

     17 098 242

    2

     США

     9 826 675

    3

     Китай

     9 596 961

    4

     Бразилия

     8 514 877

    5

     Индия

     3 287 263

    6

     Аргентина

     2 780 400

    7

     Казахстан

     2 724 900

    Формулировка проблемной ситуации: учащиеся должны представить числовые данные, приведенные в таблице, в графическом виде. Что для этого следует сделать? Как правильно выбрать тот или иной путь решении для построения?

    Для этого учащиеся выбирают различные типы диаграмм, представляют в готовом виде, сравнивают, какой путь решения самый подходимый. Списки заданий можно варьировать, добавляя другие типы диаграмм. Главное, чтобы дети научились выбирать данные из таблицы для диаграмм различных видов.

    "Хорошая" учебная ситуация позволит выявить позитивные и негативные стороны освоения программного материал по предмету (например, что помогает/мешает либо что полезно/вредно, что нравится/не нравится и т.п.) и постановки учебных задач (например, что надо изменить, выполнить по-другому, дополнительно узнать и т.п.). Обучающиеся, проводя самороценку, смогут ответить на вопросы: «Все ли получилось так, как задумали/так, как требует условие? Что не получилось? Почему? Что надо было бы сделать иначе?»

    Таким образом, создавая и используя на уроках учебные ситуации,  можно отследить позитивные изменения не только у учащихся, но и в самой личности педагога, делая их более открытыми, доступными для формирования и развития.

    Источники:

    1. Е. Старостенко. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС.

    2. И. Зимняя. Педагогическая психология "Педагог и ученики - субъекты образовательного процесса". Часть III. [http://library.tuit.uz/skanir_knigi/book/pedogogicheskaya_psihologiya/glava2.htm].

    3. Нейтральная педагогическая ситуация. [http://vashabnp.info]

    4. Немова Н.В.,  Школа  достижений: начало  пути  к  успеху. Пособие  для руководителей  школ. М., 2006.

    5.  Ильин Е.П.  Мотивация  и мотивы. С.- Петербург, 2000

    [1] Нейтральная педагогическая ситуация. [http://vashabnp.info]

    Категория: Повышение педагогической компетентности и профессионального мастерства педагогов школы | Добавил: rrr0901 (15.06.2016)
    Просмотров: 2425 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/3
    Всего комментариев: 2
    2 ЮЕГ  
    Спасибо, Елена Валерьевна, за обмен опытом. Содержательный и полезный материал, как учитель информатики, обязательно приму к сведению и буду использовать в своей работе.

    1 fizik  
    В свете новых ФГОС понятие "учебная ситуация" становится одним из основных методологических терминов. Материал предоставленный автором методически интересен учителю из любой общеобразовательной области.  
     Уважаемая Елена Валерьевна, приглашаю Вас к сотрудничеству в рамках работы муниципальной научной лаборатории Советского района. по теме  "Совершенствование педагогических инструментов, ориентированных на достижение нового качества образования".
     Руководитель МНЛ Бейбулатова Е.А., учитель физики МБОУ СОШ №1 п.Степное.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]