Использование электронных учебников на уроках физики при введении ФГОС
Виды деятельности на уроке могут быть:
1. Работа с книгой (учебником, дополнительной литературой, справочниками, энциклопедиями)
2. Постановка опыта, наблюдения, работа с приборами
3. Работа с раздаточным мате¬риалом
4. Решение и составление задач
5. Заполнение таблиц, составление схем
6. Составление кроссвордов, реклам
7. Подготовка сообщений, проведение анализов текстов
8. Составление карт, отражающих историю науки и техники, и др.
Какой конкретно способ использовать на данном уроке или занятии, зависит от целей и задач данного урока. Любой из перечисленных видов деятельности можно осуществит с помощью электронных учебников.
Средства для обучения:
Это учебники, справочники, энциклопедии, научно-популярные книги, хрестоматии, раздаточные материалы, учебные приборы, наборы, дидактические игры, рабочие тетради, документы, журнальные вырезки, компьютер компьютерные программы, видеоматериалы - тоже могут быть в электронном виде.
Поэтому все большее место в нашей жизни занимают электронные учебники (ЭУ).
Можно дать такое определение электронному учебнику:
Мультимедийный (электронный) учебник- это представление учебного материала в электронном виде, с использование следующих объектов:
• форматированный гипертекст;
• графические изображения;
• анимация;
• Аудио- и видеозаписи
Электронный учебник должен максимально облегчить понимание и запоминание (причем активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память, а также используя компьютерные объяснения.
На сегодняшний день идет активный процесс по созданию электронных учебников в гипертекстовой форме и их внедрения в учебный процесс.
Электронные учебники имеют ряд преимуществ:
Доступность-диски дешевле хороших учебников.
Наглядность- для учеников важно использовать другое информационное пространство.
Объёмность по сравнению с обычными учебниками, электронные книги вмещают в себя огромное количество информации.
Компактность- любой носитель электронной информации занимает очень мало места и имеет очень маленькую массу, по сравнению с книгой.
Неограниченный объем дополнительной информации- благодаря гиперссылкам можно выходить на любые источники информации по заданной теме.
Технология деятельностного метода включает в себя следующую последовательность деятельностных шагов:
1. Орг. момент.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
3.Постановка учебной задачи.
4.Выбор методов и способов для решения поставленных задач.
5. Первичное закрепление.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по заданному стандарту.
7. Повторение.
8.Рефлексия деятельности.
9. Определение новых целей.
Главное условие для работы с электронным учебником – он должен быть загружен и хорошо открываться на данном устройстве.
Структура урока с использованием ЭУ:
1.Начало урока – приветствие и повторение целей, намеченных на прошлом уроке. Определение области работы и примерной темы.
Цель этапа- создать настрой на работу и вызвать интерес к теме, т.е. включить учеников в работу.
Использование ЭУ: из предложенной информации выбрать то, что относиться к названной теме.
2.Актуализация- повторение учебного материала и учебных операций, дополнительная проработка сложных вопросов и ситуаций.
Цель этапа – доп. закрепление знаний, получение обратной связи после домашней работы, создание связей между темами.
Использование ЭУ: виртуальные тесты, схемы. задачи, чертежи. виртуальные эксперименты, проблемные тексты и т.д., вся информация в любых электронных пособиях.
3.Постановка цели урока- создание проблемной ситуации, которую нужно разрешить для получения новых знаний по теме.
Цель этапа- организовать работу для выявления более четкой цели и темы урока.
Использование ЭУ: виртуальный эксперимент демонстрационный или индивидуальный, новый тип задачи с условием в виде фильма, просмотр физических явлений из жизни и т.д.
4. Решение поставленных задач и открытие новых знаний.
Цель этапа- получение новых знаний и новых способов действий.
Использование ЭУ: виртуальная лабораторная работа, решение задачи с виртуальными подсказками, построение виртуальных графиков процессов и т.д.
5.Первичное закрепление.
Цель этапа - сформулировать и озвучить все, что получено в результате совместной работы.
Использование ЭУ: после получения результата посмотреть и послушать научные формулировки полученных знаний.
6.Самостоятельное закрепление знаний.
Цель этапа- закрепить применение новых знаний в самостоятельной работе, с последующей проверкой.
Использование ЭУ: решение тестов или задач, в эл. виде с ответами и предлагаемым решением для самоконтроля.
7. Рефлексия.
Цель этапа- подвести итоги урока, сделать заключительные выводы, оценить работу каждому ученику самостоятельно, обсудить и записать домашнее задание, наметить цели следующего урока.
Большое спасибо за приглашение.Буда рада принять участие в работе лаборатории. По поводу учебников: на следующий год обязательно постараюсь использовать электронный учебник, но другого автора(если будет возможность, то согласно бумажному учебнику). Учебник данного автора , на мой взгляд содержит много недостатков: хотелось бы виртуальную лабораторию, для 7 класса более яркого оформления и больше активных ссылок на материал. И ещё , практически невозможно работать без Интернета.
Материал предоставленный автором на данном этапе развития образования очень актуален. Электронный учебник это все таки "будущее" нашего образования. Но как всегда, мы педагоги идем "через тернии к звездам". Возникает много вопросов. Чисто технические: Будет ли продолжен эксперимент на следующий год уже в 8 , а затем в 9 классах, а как будет обстоять дело с новым 7 классом на следующий год? и много много других... Уважаемая Лариса Викторовна, приглашаю Вас к сотрудничеству в рамках работы муниципальной научной лаборатории. Руководитель МНЛ Бейбулатова Е.А.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]